Выступление на педсовете по теме: «Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности в ходе организованной образовательной деятельности»
Подготовила: музыкальный руководитель Степанова Л.Н.
Что такое детская инициатива?
Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира.
Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.
Направления поддержки детской инициативы – это поддержка самостоятельности в замыслах и их воплощении, поддержка спонтанной игры, развитие ответственной инициативы, учитывая детский интерес ребёнка.
Чаще всего детскую инициативу можно увидеть в самостоятельной деятельности дошкольников, когда они самостоятельно выбирают игры, партнеров по играм, дело по желанию, включаются в игровые ситуации и инициируют их сами, творчески развивают игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников.
Не так часто мы наблюдаем детскую инициативу в ходе организованной образовательной деятельности.
Как добиться того, чтобы ребенок сам захотел заниматься? Каким способом поддержать детскую инициативность и самостоятельность?
Для себя я выделила несколько моментов.
1. Сюрпризный момент. Нужно придумать что-то необычное, неожиданное, чтобы привлекло внимание ребенка и заинтересовало его. (Приход сказочного героя, телефонный звонок, письмо и т.д.).
2. Проблемная ситуация. Создавая проблемную ситуацию, мы предлагаем дошкольникам самостоятельно найти её решение, («Что мы можем сделать?», «Как можем это сделать?», «Что для этого нужно?») при этом не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь, полезнее побуждать их к самостоятельному решению, рассмотреть все предложения и вместе выбрать наиболее оптимальное. Дети чувствуют свою значимость и уверенность в своих силах и проявляют ещё больше самостоятельности и инициативности.
3. Право выбора. Предоставляя право выбора (например, выбрать песню для исполнения, или способ её исполнения, музыкальные инструменты, на которых будут играть, партнеров, с кем вместе будут играть или собирать картинку, чем будут рисовать) мы также поддерживаем детскую инициативу.
4. Творческие задания. Предлагая детям творческие задания: придумать движения танца, новую игру, окончание песенки или стихотворения, передать какой-либо образ, характер музыки и т.д. мы побуждаем детей к проявлению инициативы, следовательно, способствуем её развитию.
5. Поощрение инициативы. Когда ребенка хвалишь, он чувствует уверенность в своих силах и старается делать еще лучше. При этом нужно не просто хвалить, а уточнять, за что. Не всегда мы можем словами похвалить, иногда достаточно жеста одобрения, улыбки.
6. Общение на равных. Воспитатель поставлен в такие же условия. («Тоже не знаю», «Давайте вместе придумаем»)
Очень важно, чтобы детская инициатива, проявленная в ходе НООД, нашла свою поддержку и в дальнейшем: в последующей образовательной, совместной, самостоятельной, деятельности, в семье.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.