Статья "Формирование читательской компетентности младших школьников" (из опыта работы)
Оценка 4.7

Статья "Формирование читательской компетентности младших школьников" (из опыта работы)

Оценка 4.7
Библиография +15
doc
чтение
Детсад—4 кл
24.11.2021
Статья "Формирование читательской компетентности младших школьников" (из опыта работы)
В основе данной статьи лежит многолетний опыт работы с конкретным указанием практической деятельности.
Формирование читательской компетентности младших школьников.doc

«Формирование читательской компетентности младших школьников»

(Из опыта работы)

 

С появлением и развитием компьютерных технологий изменилось отношение к книге. В современном мире для того, чтобы быть в курсе самых последних достижений, открытий, находок и изобретений совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экранов телевизоров, дисплея компьютера, смартфона или планшета. Мы, педагоги, учим обучающихся начальной школы работать с различными источниками информации, однако нельзя недооценивать роль книги в жизни человека. Русский методист Тихомиров Д.И. утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием»

       Качество современного образования в начальной школе определяется степенью владения учащимися ключевыми навыками: способностью к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг, высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении, самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам, работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

       Проблема формирования у младших школьников способов деятельности, определяющих читательскую компетентность, является ключевой, поскольку именно она составляет базовую основу умения учиться. Читательская компетентность представляет собой формирование у детей навыка к самостоятельному прицельному  осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Именно закладка данного умения у детей начальной школы является, на мой взгляд, одним из составляющих успешной и продуктивной учебной деятельности в перспективе, что указывает на актуальность этого вопроса.

    Одной из ключевых задач начального образования является обучение детей осознанному, выразительному, грамотному и беглому чтению. Она играет важную роль, поскольку именно чтение представляет собой неотъемлемый элемент образования, воспитания и развития человека как личность. Наблюдая за динамикой беглого чтения, я убедилась, что далеко не все дети читают бегло, грамотно и осознанно, а скорость чтения с переходом в старшие классы, как правило, уменьшается. Возникает мысль: как же помочь детям? На сегодняшний день существует огромное количество источников литературы на данную тематику. В книгах, статьях, адресованных преподавателям, родителям, освещаются не только вопросы обучения чтению, но и представляется ряд разнообразных методик, различных практических упражнений, советов, а также огромное количество конспектов занятий.

Совершенствование техники чтения – это одна из важнейших задач обучения младших школьников. От степени сформированности техники чтения во многом зависит развитие личности ученика, становление его отношения к учению, учителю, школе, коллективу класса, товарищам, а также к самому себе. Именно поэтому работа над беглым, осознанным, выразительным чтением ведётся мною на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

        На первом этапе обучения чтению (1 класс) урок необходимо начинать с дыхательной гимнастики. Я активно применяю ее в системе  на каждом занятии. Дыхательную гимнастику провожу в начале каждого урока. В этот период нельзя забывать и о речевом аппарате, который нуждается в постоянной тренировке. Я постоянно использую  артикуляционную гимнастику, в процессе которой отрабатываются все ключевые элементы четкой и правильной артикуляции звука. Речевая разминка на уроках способствует как подготовке учащихся к говорению, так и совершенствованию их навыков владения своим речевым аппаратом. Практические упражнения по технике речи необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, и всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению. Я стремлюсь формировать структуру урока чтения так, чтобы заинтересованность детей была на высоком уровне, что дает возможность каждому ребенку заняться чтением с удовольствием. Для этого я применяю ряд методик, например, методика комбинированного чтения, чтения по ролям, в выборочном чтении и так далее. Если же мною выбрана тактика опроса, то используются вопросы и задания на сравнение, рассуждение, аргументации своей точки зрения и ее доказательства. Ведь порой бывает достаточно одного вопроса, который побудит детей к активной работе мысли.

          Тренируя и оттачивая технику чтения, необходимо прививать детям и любовь к чтению. Для этого следует постоянно расширять их запас слов, поскольку, когда дети понимают лексическое значение слов, заинтересованность в чтении растет. Нужно уметь не только прочитать текст, но  откликнуться на содержание, что позволяет максимально полно и точно уловить все детали и практически осмыслить извлечённую из текста информацию.  Первичное восприятие текста - это чтение художественного произведения полностью либо учителем, либо хорошо читающими  детьми. Если учитель читает сам, он должен помнить рекомендации методиста прошлого века Б. Шереметьевского, который советовал читать так, как читает детям мать. Не надо торопить детей при чтении. Важно учитывать возможности каждого ребёнка. В 1 классе не следует опрашивать ученика путём индивидуального чтения перед всем классом.

         Домашнее задание должно носить творческий характер: например, нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу, сделать аппликацию или поделку, выучить загадку, поговорку или пословицу. Также необходимо донести родителям важность чтения детям коротких рассказов о жизни животных, например, Сладкова, Чарушина. Почему нужно читать о животных? Рассказы о животных сформируют базовый словарный запас, а также представление образа того или иного животного, что значительно облегчает его описание. Кроме того, как правило, ребёнок  с удовольствием рассказывает о прочитанном классу.

Интерес к чтению - залог высокой техники чтения. Нельзя заменять чтение уроками математики и русского языка, что часто случается перед контрольными работами по этим предметам. На уроках развития речи необходимо обсуждать и корректировать устные ответы.

          Со 2 полугодия обучающиеся 1 класса должны начинать читать библиотечные книги.

          Во 2-3 классах родителям необходимо читать статьи из журналов, газет и обсуждать вместе. Не следует задавать большие по объему тексты в качестве домашнего задания, поскольку это стимулирует переутомление детей. Поэтому дома правильнее читать то, что было отработано на уроке, совершенствуя технику. Не стоит забывать и о творческом подходе на уроках: необходимо дать возможность детям младшей школы высказать свое мнение о героях, дать им оценку, охарактеризовать их, рассказать о том, как они бы поступили сами. Во 2-3 классах необходимо внедрять выборочное чтение, однако не стоит прерывать чтение хором: читать надо всем классом, колонками, парами, по одному.

Работа в начальных классах отличается быстрой потерей заинтересованности и увлеченности детей к какому-либо виду деятельности. Особенно эта сложность четко замечается на уроках чтения. Именно поэтому необходимо разбавлять уроки различными мероприятиями, прочно ассоциированными с чтением книг, например, проведение конкурсов чтецов, литературных викторин или же оформление выставок книг, плакатов на общую тему.

Во избежание подобной ситуации, с целью увлечения детей и достижения высоких результатов я составила список разнообразных упражнений, направленных на формирование навыков чтения, известных из литературы, собственного опыта и опыта других учителей (банк заданий). Все виды я работ разделила на 3 группы, однако, стоит отметить,  деление довольно условное: задания, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения.

     Начиная со 2-го класса все ученики заводят тетрадь для записей, рисунков, составляют план к текстам, а также вопросы к прочитанному. Благодаря небольшим заметкам повышается внимательность детей к чтению текста, предложению, обогащается словарный запас. Таким образом, ребенок учиться формулировать мысль грамотно. Наиболее активные книголюбы «творят» свои книжки, читательские дневники, сочиняют свои рассказы, дополняя свои работы яркими зарисовками. Это не только подстегивает интерес ребенка, но и способствует развитию его воображения. 

 В качестве организации учебной деятельности учащихся, направленной на развитие познавательного интереса к чтению, а также увлеченности им я использую следующие методы: уро-игра, урок-викторина, урок-путешествие, урок-зачет, урок-тестирование, а также читательские конференции.

  Большое место в своей учительской деятельности я отвожу работе с родителями: даю рекомендации и советы по освоению плавного слогового чтения, а также привлечения ребенка к литературе. Кроме того я активно использую учебные платформы, одной из которых является Учи.ру. На данном интернет-ресурсе появился «Литературный кружок», который включает в себя актуальный на сегодняшний день и достаточно разнообразный по жанрам список школьной программы 1-4 классов.

Также  тексты произведений доступны для чтения прямо на платформе из Национальной электронной библиотеки (НЭБ). Отдельно собраны главные факты из биографий всех авторов. Детям открыты электронный читательский дневник и интерактивные тесты, для более легкого освоения прочитанного материала.

   Живое, эмоциональное, разнообразное по своим методам и способам ведение уроков чтение привлекает и удерживает внимание детей, развивает их интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах. Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут, поскольку иначе хорошей скорости грамотного чтения не достичь. Правильное, беглое, осмысленное чтение заметно повышает успеваемость по многим предметам, в том числе и по основным – по русскому языку, по математике. А это значит, что ребенок благодаря чтению развивается всесторонне, перерастая в личность с сформированными взглядами и мнением. Именно поэтому так важно уделять внимание формированию читательской компетентности младших школьников.


Формирование читательской компетентности младших школьников» (Из опыта работы)

Формирование читательской компетентности младших школьников» (Из опыта работы)

Для этого я применяю ряд методик, например, методика комбинированного чтения, чтения по ролям, в выборочном чтении и так далее

Для этого я применяю ряд методик, например, методика комбинированного чтения, чтения по ролям, в выборочном чтении и так далее

Большое место в своей учительской деятельности я отвожу работе с родителями: даю рекомендации и советы по освоению плавного слогового чтения, а также привлечения ребенка к…

Большое место в своей учительской деятельности я отвожу работе с родителями: даю рекомендации и советы по освоению плавного слогового чтения, а также привлечения ребенка к…
Скачать файл