Защитное слово
(слайд 1) Здравствуйте, представляю вашему вниманию курсовую работу на тему: « Формирование у дошкольников трудовых умений в ходе выполнений поручений».
(слайд 2) В образовательной программе, соответствующей требованиям современных Федеральных государственных стандартов нового поколения, раскрывается объем трудовых умений и навыков, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Содержание труда постепенно расширяется при учете возрастающего опыта детей, овладения ими навыками. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой деятельности, уровню ее самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы
(слайд 3)Одной из актуальных и востребованных форм организации трудовой деятельности дошкольников является поручение, позволяющее детям под контролем взрослых формировать самостоятельность и трудолюбие. Все выше сказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы работы.
(слайд4) Определение проблемы исследования: каковы эффективные условия и методы организации руководства трудовым поручениям детей дошкольного возраста
Объект исследования: трудовая деятельность дошкольников
Предмет исследования: поручение как способ формирования трудовой умений дошкольников
(слайд 5)Цель исследования: изучить поручение, как способ формирования трудовых умений дошкольников
Задачи исследования:
1. Рассмотреть трудовые поручения в теории и практике дошкольного образования.
2. Определить роль поручений и их особенности для формирования трудовых умений у детей дошкольного возраста.
3. Изучить особенности поручений в разных возрастных группах
4. Выявить условия организации и методику руководства поручениями.
(слайд 6)(В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».
Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему очень важно.
Всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуясь его результатами. Вначале ребенка привлекает сам процесс трудовых действий, движений механизмов, наблюдение позволяет у детей формировать представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Воспитатель объясняет детям, что значит трудолюбивый человек, что значит хорошо трудиться. Формируя у детей уважение, к трудящемуся человеку, педагог воспитывает у них бережное отношение к результатам труда.
Знания дошкольников о труде могут оставаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей, т.к. непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата.
В образовательной программе раскрывается объем трудовых умений и навыков, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы.
Слайд 7 трудовое умение – это возможность эффективно выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать.
Содержание труда постепенно расширяется при учете возрастающего опыта детей, овладения ими навыками. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой деятельности, уровню ее самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы.
Немаловажно воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности.
(слайд 7)В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно то, что им посильно, приходя на помощь в случае необходимости. Содержание труда детей реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены следующие формы организации труда дошкольников:
ü поручения,
ü дежурства,
ü общий труд,
ü совместный труд,
ü коллективный труд.
(слайд 8) Поручения - обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какие-либо трудовые действия (первая форма организации трудовой деятельности). Используются во всех возрастных группах.
Поручения всегда исходят от взрослого.
В поручениях определяется конкретная задача и четкая направленность на получение результата (что и как сделать).
Поручения создают возможность для индивидуальной работы с детьми.
В процессе выполнения поручений удобно осуществлять контроль за наличием трудовых умений и навыков, отношениям ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.
Для того чтобы поручения оказывали на ребенка воспитательное воздействие и служили действенным средством нравственного воспитания, они всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу: например, педагог планирует закрепить еще не прочные трудовые навыки ребенка, изменить его отношение к данной работе или познакомить с новым содержанием труда.
(слайд 9)Как же используются трудовые поручения в разных возрастных группах?
Поручения – самая доступная форма организации труда. Рассмотрим разнообразие видов поручений.
Виды поручений |
||
По форме организации |
По продолжительности |
По содержанию |
ü Индивидуальные, ü подгрупповые, ü общие |
ü Кратковременные, ü длительные, ü постоянные, ü одноразовые |
Соответствуют разным вида труда |
Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения. (слайд10)Рассмотрим возможности использования поручений в разных возрастных группах :
Младшая группа В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия. Элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению. · расставить игрушки · снять с куклы платья для стирки · разложить ложки на столе · принести лейку |
Средняя группа В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельные задания. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.). · постирать кукольное белье · протирать, мыть легко моющиеся игрушки · подмести дорожки · поднимать песок в кучу · собирать и уносить мусор |
Старшая группа (Слайд 11) В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия. · приводить в порядок игровые уголки, убирать на место строительный материал, настольные игры, оборудование и материал для труда · приводить в порядок кукол (мыть, причесывать; при необходимости менять одежду, подбирать другую) · снимать грязные, развешивать чистые полотенца · отбирать по просьбе воспитателя необходимые игрушки для игр (инвентарь для труда) |
Подготовительная группа В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию. · стирать и гладить кукольное постельное бельё, одежду · выполнять поручения и сообщать об этом воспитателю · делать поделки, игрушки в подарок малышам · тонировать бумагу для изобразительной деятельности для своей группы и малышей |
Таким образом, поручения как форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу, дают детям возможность самореализоваться, саморазвиваться, что соответствует требованиям современных стандартов в дошкольном образовании, а также позволяют решать различные задачи воспитания и широко используются в дошкольных учреждениях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.(слайд 12)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.