Статья «Формирование у учащихся навыков целостного анализа лирического текста в единстве его формы и содержания»
Оценка 4.8

Статья «Формирование у учащихся навыков целостного анализа лирического текста в единстве его формы и содержания»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
rtf
русская литература
Взрослым
10.07.2024
Статья «Формирование у учащихся навыков целостного анализа лирического текста в единстве его формы и содержания»
Актуальность темы «Формирование у учащихся навыков целостного анализа лирического текста в единстве его формы и содержания» в соответствии с ФГОС ООО
Статья.rtf

 

                                                                                                                                              

           Актуальность темы «Формирование у учащихся навыков целостного анализа лирического текста в единстве его формы и содержания»  в соответствии с ФГОС ООО связана с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций, сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств, формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе, развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.

Актуальность состоит в том, что именно в школе посредством лирики мы можем научить видеть прекрасное в обыденном, то, что не замечается.  Но самое главное, именно лирика может научить ребят чувствам как нежность, любовь, сострадание, радость, сопереживание. Поэтому сейчас немаловажно уделять внимание поэзии, изучению лирических произведений в школе.

В школьной практике анализу художественного своеобразия произведения уделяется обычно меньше места, чем анализу его содержания.

Именно поэтому назрела необходимость осуществлять в школе на уроках литературы анализ формы литературного произведения в единстве с содержанием. Такой комплексный анализ помогает школьникам истолковать произведение, расширяет возможности понять его и сформулировать своё отношение к прочитанному.

Предметом внимания лирики, как и других литературных родов, является характер человека, его духовная жизнь. Лирическое произведение - это прежде всего картина внутренней жизни человека, его индивидуальных конкретных переживаний.

Лирика обращается непосредственно к чувствам человека, его духовному миру. Читая лирические произведения, школьники учатся разбираться в человеческом характере, сокровенных движениях души, оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки. Поэтому поэзия обладает большой силой воздействия на умы и сердца людей.

Лирика как литературный род сложна для восприятия. Во-первых, школьники пытаются обнаружить сюжет и его пересказать, если не находят такового, испытывают трудности в понимании стихотворения, а если обнаруживают лирическое повествование, то не связывают его с переживанием этого события поэтом. Во-вторых, они не воспринимают лирическое стихотворение как движение мыслей, чувств поэта. В-третьих, часто понимают слова в их прямом значении, не воспринимают поэтический образ как образ, построенный на ассоциациях, сцеплениях, рожденный воображением художника. В-четвертых, обнаружив изобразительно-выразительные средства создания образа (метафоры, сравнения, эпитеты), не понимают, что это средства создания поэтического образа, не видят, какой образ создается при помощи этих средств.

Проблемой изучения лирики в школе занимались (многие занимаются и теперь) замечательные литературоведы и методисты): М.Л.Гаспаров, Г.А.Гуковский, И.З. Белобровцева, А.С. Дегожская, А.Н.Жаворонкова, Е.В.Карсалова, З.Я.Рез, М.Я.Рыбникова, Ю.М.Лотман, О.Ю.Богданова и другие.

По мнению О.Н. Зыряновой «самым сложным и важным этапом с методической точки зрения является этап анализа лирического стихотворения. Необходимо помнить, что каждое стихотворение в зависимости от его особенностей требует своей логики анализа. Самое главное – стихотворение само подсказывает эту логику. Методика изучения лирики должна быть направлена на выявление особенностей конкретного лирического произведения и преодоление односторонности его восприятия».

В работе филолога-классика М.Л. Гаспарова выделены три уровня анализа поэтического текста. Верхний уровень исследователь именует идейно-образным, воспринимаемым умом и воображением: «умом мы понимаем слова, обозначающие идеи  и эмоции, а воображением представляем образы». Он отражает авторскую картину мира: его систему ценностей и представление о мире. Это идеи и эмоции, представленные в стихотворении, а также образы и мотивы, образующие лирический сюжет. Под образами понимаются предметы и понятия, выраженные именем существительным (образ родины, жизни, смерти и др.), а мотивами – действия, обозначенные глаголами и отглагольными формами (мотив возвращения, дороги, путешествия и др.). Средний уровень – стилистический, воспринимаемый чувством языка. На этом этапе происходит определение семантических полей текста, анализ тропов, а также синтаксиса, поэтических фигур речи, грамматической составляющей текста, т.е. выявление доминирующих частей речи («из этих слов перед нами складывается художественный мир произведения: из существительных – его предметный (и понятийный) состав; из прилагательных – его чувственная (и эмоциональная) окраска; из глаголов – действия и состояния, в нем происходящие»), совокупность которых определяет стиль поэтического письма (глагольный / адъективный / номинативный). Третий уровень – фонический, или звуковой, воспринимаемый слухом. К нему относятся метр, ритм и размер, рифма, строфика, интонация; а также явления звукописи – аллитерации и ассонансы.

Существуют общие принципы научного анализа поэтических произведений, основывающиеся на типологических свойствах жанров, типах лирических композиций и т.п. Анализ не должен быть случайным, фрагментарным, не должен сводиться к простой передаче впечатления или пересказу.

Анализ лирического стихотворения выявляет соответствие между распределением грамматических категорий и метрикой, строфикой, семантикой текста. Важным аспектом при изучении литературного произведения остаётся определение методики анализа и приёмов его интерпретации. В современных филологических исследованиях творчески используются и дополняют друг друга методологии различных научных систем, каждая из которых по-своему значима. Ниже дается примерная схема целостного (многоаспектного) анализа лирического стихотворения в единстве его формальных и содержательных сторон (в соответствии с поэтическим миром и художественной системой автора).

Схема разбора

1. Внетекстовые связи.

 2.Творческая история произведения (дата написания, текстология); место стихотворения в творческой эволюции поэта; историко-литературный, бытовой контекст; реально-биографический комментарий, история критических оценок.

 3Идейное содержание.

 4Тематическая структура. Мотивация. Лейтмотивы.

 5Тип лирического стихотворения (медитативная, медитативно-изобразительная, изобразительная лирика).

 6Специфика жанровой формы (элегия, баллада, сонет, послание и др.).

 7Пафос.

 8Семантика заглавия, его связь с основной поэтической идеей.

 9Построение (структура стиха).

 10Архитектоника.

11 Композиция. Повторы, контрасты, оппозиции. Типы композиции. Концовка. Сопоставление и развитие основных словесных образов (по сходству, по контрасту, по ассоциации, по умозаключению).

 Морфологический аспект поэтической модели. Распределение грамматических категорий, частей речи.

 Лирический герой. Речевой субъект и адресат лирики.

 Формы речевой коммуникации (диалог, монолог).

 Поэтическая лексика.

 Ритмика и метрика.

 Фоника. Звуковая (фонологическая) структура (аллитерация, ассонанс, звуковой повтор, паронимическая аттракция и другие виды звуковой инструментовки). Эвфония (благозвучие).

В предложенной схеме разбора лирического стихотворения последовательность пунктов не жёстко соблюдается, основное требование: учёт (по возможности) всех указанных компонентов.

В работе С.В. Королевой исследуются особенности изучения поэтического языка. Исследователь отмечает, что для эффективного изучения лирики важно учитывать при анализе единство содержания и формы, а также использовать сопоставительный анализ классических поэтических произведений XIX века и стихотворений, являющих пример поиска в области поэтического языка.

М.В. Малышева отмечает, что анализ лирических произведений в старших классах должен сочетать субъективно-интуитивный и рационально логический пути постижения лирического текста.

         В.Г. Маранцман отмечает, что важна и особая нагрузка на слово, которая объясняется небольшим (чаще всего) текстовым пространством. Оно в большинстве случаев выходит за рамки прямого значения. Следственно, многообразие поэтического образа достигается посредством многозначности поэтического слова.

По мнению З. Я. Рез, восприятие лирического произведения во всей полноте представляет собой понимание его художественной сущности, эмоциональной направленности; тщательное изучение его художественного языка (в дополнение к этому – совершенствование собственной речи обучающихся; анализ этической проблематики произведения .

Анализ стихотворения на уроке, как предполагает З.Я. Рез, должно включать обращение к таким элементам поэтики, как: название произведения (если есть), композиция, художественный мир, сюжет (если есть), художественное время и пространство, особенности словоупотребления, синтаксиса, звукописи; роли рифмы, строфики, ритма, метрики; исторический и культурологический контекст эпохи, примет времени, творческого пути поэта и особенности его стиля, литературного направления.

         А.Б. Есин выделяет композиционный анализ поэтического текста и предлагает следующий алгоритм: выделение стихов/строф и их микротемы; определение языковой композиции: определение ключевых слов, словесных рядов; выявление композиционных приемов: повтор, усиление, антитеза; определение сильных позиций текста: название, эпиграф (при наличии), рифмы, повторы. Данный вид анализа позволяет не только углубить восприятие обучающихся, но и актуализирует знания литературоведческой терминологии у старшеклассников. 
         В учебном пособии Д.М. Магомедовой «Филологический анализ лирического стихотворения»  сочетаются лингвистические и литературоведческие методы изучения и интерпретации лирического стихотворения.

В учебном пособии Балашова Е.А., Карагина И.А. «Анализ лирического стихотворения»: представлена схема анализа лирического произведения.

1. Биографический и исторический контекст.

2. Жанровая принадлежность.

3. Тема и проблема стихотворения.

4. Мотивы и лейтмотивы в стихотворении.

5. Ритмическая организация.

6. Звукопись.

7. Эмоциональный фон. Пафос, психологизм.

8. Стилистические, синтаксические фигуры и тропы

речи.

9. Композиционное построение.

10. Роль финальной строфы.

11. Литературный контекст.

Сделав обзор  современной научно-методической литературы   по проблеме  формирования целостного анализа лирического текста в единстве его формы и содержания, пришли к выводу, главная задача  при изучении лирики - показать стихотворение как поэтическое целое, как динамическую систему, в которой все взаимосвязано, взаимозависимо. Увидеть единство стихотворения - одно из важнейших усилий школьного анализа. В лирике единство поэтического произведения обозримо, и это создает благоприятную основу для постановки общего проблемного вопроса и разрешения проблемной ситуации в цепочке вопросов, подчиненных общему. Важно только верно определить тайну стихотворения, найти связь вопросов, позволяющих разрешить ее.

Основной акцент в системе школьного образования ХХI в. делается на интеллектуальном и нравственном развитии личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умения ориентироваться в современном информационном пространстве и «выращивания в человеке «собственно человеческого» средствами самого образования».

В условиях внедрения ФГОС, бесспорно, меняется специфика преподавания литературы. Надо понимать, что дети сегодня развиваются в эпоху информационно-коммуникационных технологий и многих других «премудростей», надо осознавать, что нынешние дети – будущие лидеры –

являются главными действующими лицами на уроке сегодня. Наша задача

сегодня – породить желание читать. Поэтому основным видом деятельности на уроке литературы является чтение. При ФГОС чтение рекомендовано рассматривать, как образовательный продукт или компетенцию, которая будет формировать УУД со следующими критериями: осознанность, способ, темп и правильность.

Особенностью преподавания литературы в условиях реализации ФГОС

является формирование метапредметных результатов, которые заключаются в

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность,

оценивать ее, определять сферу своих интересов, работать с разными

источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в

самостоятельной деятельности.

Задачей современного образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков по предмету, но и совокупность универсальных учебных действий, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирования универсальных учебных действий, усвоение системы знаний и формирование

компетентностей.

Принцип системно-деятельностного подхода, который в условиях внедрения ФГОС становится главенствующим, характеризуется, прежде всего, творческим поиском, рефлексией, самоорганизацией учащихся – это, на мой взгляд, составляющие успешного обучения сегодня.

Одна из основных целей урока литературы – активизация познавательного интереса ученика к художественному произведению и личности автора.

Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы,

продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не

получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. 

Говоря о современной методике преподавания литературы в условиях реализации ФГОС, нельзя не отметить методы работы:

метод беседы, метод творческого чтения, эвристический метод, исследовательский метод, метод проектов, репродуктивный метод, методы и приемы эмоционально-образного постижения, методы и приемы истолкования произведений, метод художественной интерпретации, критико-публицистический метод, метод литературного поиска.

Метод беседы предполагает обращение к различным сторонам художественного произведения; ряд вопросов ориентирован на восприятие текста учениками. Аналитическая беседа предусматривает историко-литературное введение; важно учитывать факты биографии писателя, проблемы историзма. Обращаясь к методу выразительного чтения, необходимо учитывать значение повторного чтения и беседы по тексту.

Существует понятие метод воспитательного чтения – чтение учителем, письменные заметки о прочитанном, беседа о прочитанном, письменное изложение впечатлений, исправление ошибок, чтение учеников, списывание с письменного текста и грамматические упражнения, самостоятельная подготовка к уроку литературы

В условиях реализации ФГОС необходимо в преподавании литературы уделить особое внимание дальнейшей разработке таких методов как: выразительное чтение и художественное рассказывание, установление связей прошлого и настоящего, работа над самостоятельными выводами, самостоятельный анализ отдельных эпизодов и проблем, использование дискуссионного материала.

В работе учителя литературы также можно использовать конструкторы

тестов, опросов, кроссвордов в режиме онлайн на различные темы.

Урок литературы может стать незабываем с использованием современных средств ИКТ, а насколько он будет эффективным зависит от совместной деятельности учителя и ребят.

Актуальность использования приѐмов интерактивного обучения заключается и в том, что это обучение посредством опыта: переживание участниками конкретного опыта (игра, упражнение, ситуация), осмысление полученного опыта, его обобщение, применение на практике. Рассмотрим некоторые приёмы технологии интерактивного обучения при изучении лирики.

Составление ассоциативной карты облегчает восприятие информации за счѐт визуализации. Составлять подобную карту можно в парах или небольшой группой. На альбомном листе в центре помещается название стихотворения. От центра необходимо сделать несколько ветвей, каждую из них обозначив ключевым словом, выписанным из стихотворения. Ветви, расположенные вокруг центральной темы, будут наиболее крупные, затем по мере ветвления ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит иерархию и взаимосвязи в карте. Цвет также важен для смысла. Можно разделять цветом важное и второстепенное, более крупные и мелкие идеи, использовать разные цвета для разных сфер и т.д.

Опорными пунктами для анализа текста могут быть ключевые слова – «смысловые вехи текста». Ключевые слова позволяют правильно выделить поиск, прежде всего доминантного строя произведения, в котором эти ключевые слова представляют собой семантические текстовые поля, организующие целостное единство текста в его восприятии. Ключевое слово может быть неповторимым, единственным в своем роде, символизирующим смысл всего произведения («нерукотворный» в стихотворении А.С. Пушкина). С него может начаться весь анализ, в процессе которого раскроется целая система иерархически зависимых изобразительных средств. Ключевые слова могут быть в заголовке, в первых предложениях текста, в особо важных эпизодах, в конце. Обычно они распределены по тексту равномерно. Они «цепляют» сознание и являются основными в процессе перевода кода внешней речи в код внутренней речи и наоборот, что и составляет основу восприятия и понимания текста.

Приём «Карусель». Алгоритм работы:

1. Каждому члену микрогруппы (по 3-4 человека) раздается чистый лист бумаги со своим заданием к стихотворению (О чѐм это стихотворение? Выпишите примеры эпитетов из стихотворения. Какое настроение создаѐт стихотворение? и т.п.) Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги свои ответы на него.

 2. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющихся. Работа заканчивается, когда каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются и не оцениваются.

3.В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов и выделение в итоговый список самых важных, значимых, верных, по мнению всех членов группы.

4. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка, дополняя общую картину восприятия лирического текста.

Приём «Реклама». Учитель предлагает прорекламировать стихотворение, автора, сборник стихотворений, литературное направление. На подготовку даѐтся 5- 10 мин. Пример: создайте рекламу Серебряному веку русской поэзии. Придумайте девиз В. Маяковского.

 Приём «Переводчик». В стихотворениях много слов, которые устарели и вышли из употребления, не соответствуют сегодняшнему времени. На первом этапе предлагается работа в группах, необходимо объяснить слова так, как ребята понимают их в тексте. (Например, в прологе А.С.Пушкина к поэме «Руслан и Людмила» встречаются такие слова как «лукоморье», «златая», «неведомых», «дол», «брег», «витязь», «чредой», «пленяет», «чахнет». Ребятам предложено обсудить в группе и дать толкование словам, исходя из контекста). На 2 этапе ребята в группах работают с толковым словарѐм и выписывают верное значение слова, сравнивая своѐ толкование и значение в словаре.

Метод «мозгового штурма» - это эффективный метод коллективного решения. На доске записывается вопрос: о чѐм стихотворение ... . Чтобы ответить на этот вопрос, ребятам предлагается поработать в группах «биографы» (история создания стихотворения, кому посвящено), «литературоведы» (композиция стихотворения), «литературные критики» (поиск разных точек зрения на стихотворение в интернете), «аналитики» (поиск художественных средств), «музыканты» (подбор музыки к стихотворению), «художники» (создание иллюстрации к стихотворению) и другие. Каждая группа в течение 10-15 минут формулирует ответ, после ответов всех групп ребята предлагают идеи, о чем всѐ-таки стихотворение.

Следующий приѐм «Мозаика». Детям предложено распечатанное стихотворение, из которого нужно вычеркнуть слова таким образом, чтобы образовался новый текст. Приём помогает сосредоточить внимание детей на каждом слове в стихотворении, понять смысл, чтобы изменить значение, а не сказать то же самое, только короче.

Приём «Наизусть - не страшно».  Ребята, получившие отметку «отлично» за выразительное чтение наизусть, принимают выразительное чтение наизусть у одноклассников. Экономится время на уроке, ребята с удовольствием рассказывают одноклассникам, не испытывая дискомфорта.

         Приём «Конкурс чтецов». Из учеников выбираются члены жюри (3 человека), даже не обязательно хорошо читающих, все должны попробовать себя в роли члена жюри, раздаются им карточки с отметками 2, 3, 4, 5. Члены жюри садятся сбоку за отдельный стол и оценивают, поднимая карточки, выразительное чтение одноклассников. Ребята не просто поднимают карточку с той или иной оценкой, но и аргументируют еѐ.

Приём «Составление диафильма». Работа в группе.

1. Прочитайте выразительно стихотворение; представьте те картины и образы, которые возникнут у вас в голове

2. Разделитесь на пары и нарисуйте к каждому четверостишию картинку;

 3. Расскажите стихотворение по цепочке;

4. Выставьте картинки по порядку и попробуйте рассказать стихотворение наизусть, глядя на иллюстрации.

Приём «Литературная ромашка». Групповая работа.

Лепестки ромашки – этапы анализа, которые расположены в определенном порядке:

1)    настроение; 2) тема; 3) сюжет; 4) образы; 5) композиция; 6) организация поэтической речи; 7) строфика; 8) языковые средства.

Центр ромашки – идея произведения, которая является результатом проделанной работы, выражая авторский замысел. На каждом лепестке – наводящие вопросы для решения познавательных затруднений. На листьях ромашки – литературные ассоциации (пословицы, поговорки, аналоги и параллели в других произведениях), с другой – выразительно-изобразительные (живопись, архитектура, хореография, музыка и пр.)
          Итак, основным акцентом современного образования является интеллектуальное и нравственное развитие личности. В связи с этим меняются цели, задачи и специфика преподавания литературы, появляются новые методы: исследовательский, эвристический, метод творческого чтения, метод проектов, метод литературного поиска и др.

Освоение знаний, развитие художественного мышления, идейно-нравственное и эстетическое воспитание школьников при изучении лирики успешнее осуществляется в тех случаях, когда та или иная концепция, тот или иной вывод не даются им в готовом виде, а приобретаются в процессе поиска, когда ученики сами ищут истину, выраженную поэтом; учатся анализировать лирический текст в единстве его формы и содержания.  

 

 

 

 




Актуальность темы «Формирование у учащихся навыков целостного анализа лирического текста в единстве его формы и содержания» в соответствии с

Актуальность темы «Формирование у учащихся навыков целостного анализа лирического текста в единстве его формы и содержания» в соответствии с

Предметом внимания лирики, как и других литературных родов, является характер человека, его духовная жизнь

Предметом внимания лирики, как и других литературных родов, является характер человека, его духовная жизнь

По мнению О.Н. Зыряновой «самым сложным и важным этапом с методической точки зрения является этап анализа лирического стихотворения

По мнению О.Н. Зыряновой «самым сложным и важным этапом с методической точки зрения является этап анализа лирического стихотворения

К нему относятся метр, ритм и размер, рифма, строфика, интонация; а также явления звукописи – аллитерации и ассонансы

К нему относятся метр, ритм и размер, рифма, строфика, интонация; а также явления звукописи – аллитерации и ассонансы

Специфика жанровой формы (элегия, баллада, сонет, послание и др

Специфика жанровой формы (элегия, баллада, сонет, послание и др

М.В. Малышева отмечает, что анализ лирических произведений в старших классах должен сочетать субъективно-интуитивный и рационально логический пути постижения лирического текста

М.В. Малышева отмечает, что анализ лирических произведений в старших классах должен сочетать субъективно-интуитивный и рационально логический пути постижения лирического текста

В учебном пособии Д.М. Магомедовой «Филологический анализ лирического стихотворения» сочетаются лингвистические и литературоведческие методы изучения и интерпретации лирического стихотворения

В учебном пособии Д.М. Магомедовой «Филологический анализ лирического стихотворения» сочетаются лингвистические и литературоведческие методы изучения и интерпретации лирического стихотворения

Важно только верно определить тайну стихотворения, найти связь вопросов, позволяющих разрешить ее

Важно только верно определить тайну стихотворения, найти связь вопросов, позволяющих разрешить ее

Принцип системно-деятельностного подхода, который в условиях внедрения

Принцип системно-деятельностного подхода, который в условиях внедрения

Обращаясь к методу выразительного чтения, необходимо учитывать значение повторного чтения и беседы по тексту

Обращаясь к методу выразительного чтения, необходимо учитывать значение повторного чтения и беседы по тексту

Ветви, расположенные вокруг центральной темы, будут наиболее крупные, затем по мере ветвления ветви будут уменьшаться

Ветви, расположенные вокруг центральной темы, будут наиболее крупные, затем по мере ветвления ветви будут уменьшаться

Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе

Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе

Каждая группа в течение 10-15 минут формулирует ответ, после ответов всех групп ребята предлагают идеи, о чем всѐ-таки стихотворение

Каждая группа в течение 10-15 минут формулирует ответ, после ответов всех групп ребята предлагают идеи, о чем всѐ-таки стихотворение

Выставьте картинки по порядку и попробуйте рассказать стихотворение наизусть, глядя на иллюстрации

Выставьте картинки по порядку и попробуйте рассказать стихотворение наизусть, глядя на иллюстрации

Статья «Формирование у учащихся навыков целостного анализа лирического текста в единстве его формы и содержания»

Статья «Формирование у учащихся навыков целостного анализа лирического текста в единстве его формы и содержания»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.07.2024