Формирование учебной мотивации у детей с ОВЗ
Очень часто у учащихся в подростковом возрасте можно наблюдать снижение учебной мотивации. Перед педагогом встает вопрос: «Как этого избежать, исправить?». Сначала необходимо выяснить причину.
Причины спада школьной мотивации.
* У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
* Отношение ученика к учителю.
* Отношение учителя к ученику.
* У девочек 13-15 лет снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
* Личная значимость предмета.
* Умственное развитие ученика.
* Продуктивность учебной деятельности.
* Непонимание цели учения.
* Страх перед школой.
Учителю предстоит уточнить, что хочет получить ученик от своей учебной деятельности.
Чего хочет ученик?
* Получать хорошие оценки
* Радовать родителей
* Получать похвалу учителя
* Чувствовать уважение одноклассников
* Играть
Чтобы активизировать положительную мотивацию к учению нужно больше уделять внимания развитию самостоятельности.
Ощущение самостоятельности поиска.
Примеры вопросов:
Что случится, если…?
Что мы уже знаем о…?
Каким образом… можно использовать для…?
Чем похожи … и…?
Какой … является лучшим и почему?
Чаще предлагать свободу выбора при решении той или иной задачи.
Ощущение свободы выбора.
Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора:
темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем, наконец, на какой парте и с кем сидеть…
Каждый ученик имеет свой запас теоретических знаний. Необходимо организовывать его деятельность так, чтобы он мог ими воспользоваться.
Ощущение компетентности.
Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку.
Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале.
Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.