Статья: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СОТРУДНИЧАТЬ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • docx
  • 17.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала С.docx

 

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СОТРУДНИЧАТЬ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОЗДАНИЕ АНИМИРОВАННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ»

 

 

 

Система начального образования ориентируется на «формирование умений сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций» [6]. Основным средством для формирования сотрудничества является коллектив класса, в которой ученики объединены совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.

Изучив работы Л.С. Римашевской [4] и Г.А. Цукерман [8] и др. мы пришли к выводу о том, что сотрудничество – это тип взаимодействия в совместной деятельности, в процессе которого выделяется общая цель, общий мотив, совместные действия, общий результат.

Для умений сотрудничать характерна согласованная деятельность с партнерами по общению, которая способствует достижению целей каждого и общих целей совместной деятельности. В процессе сотрудничества возникает содержательная основа взаимодействия: эмоциональное единство, обмен идеями, взглядами, согласование и координация усилий для достижения цели.

Не сформированность умений сотрудничать ведет к тому, что в дальнейшем ученику будет затруднительно решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учетом позиции другого, согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации. Поэтому считаем актуальным и значимым создание условий, обеспечивающих формирование навыков сотрудничества у детей младшего школьного возраста.

По мнению А.С. Акимова [1], А.И. Андреева [2] формирование навыков сотрудничества формируется достаточно успешно в процессе дополнительного образования при применении информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ). Авторами рассматриваются навыки сотрудничества с применением ИКТ как организованная система обучающей и учебной активности, направленная на развитие умения высказать свое мнение, ясно и четко донести свою точку зрения, услышать позицию другого человека, найти правильное решение поставленной учебной задачи, применить коммуникативные умения работы с информацией.

Однако отметим, что в практике дополнительного образования педагоги практически не используют потенциал дополнительного образования, связанного с ИКТ для развития навыков сотрудничества.

Т.П. Хиленко считает, что формирование навыков сотрудничества будет успешно при использовании специальных программ дополнительного образования на основе ИКТ [7]. Такой программой, на наш взгляд, может стать разработанная нами программа «Создание анимированного изображения», которая обладает открытостью, мобильностью и гибкостью. Она потенциально располагает богатыми социально-педагогическими возможностями при создании медиапродукта, такими как: учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Кроме того, активизируются и задействуются все компоненты сотрудничества: ставится общая цель, дети реализуют совместные действия, достигают общий результат.

Это определило постановку цели исследования: выявление, обоснование и проверка педагогических условий формирования умений сотрудничать у младших школьников в процессе реализации программы дополнительного образования «Создание анимированного изображения».

Изучение эффективности разработанной программы осуществлялось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 25». В исследовании приняли участие учащиеся  1  класса в количестве 25 человек.

В соответствии с коммуникативной, эмоциональной и поведенческой сферами личности для изучения уровня сформированности сотрудничества были определены соответствующие компоненты и показатели. Также подобраны методики: коммуникативный компонент – наблюдение за совместной деятельностью учеников; поведенческий методика «Рукавички» (автор Г.А. Цукерман); эмоциональный   «Узор под диктовку»  (автор Г.А. Цукерман и др.).

Изучив всесторонне результаты диагностики, мы пришли к дифференциации детей по уровням: к высокому уровню мы отнесли 20 % детей, к среднему было определено 50% детей, к низкому 30%. Преобладающий средний уровень характеризуется тем, что школьники затрудняются вступать в процесс общения, слабо ориентируются в ситуациях общения, недостаточно соотносят и определяют средства вербального и невербального общения. Также при помощи взрослого стараются помогать и поддерживать тех, с кем общаются. В недостаточной степени сформировано умение налаживать процесс общения, делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению, проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению, быстро и эффективно оценивать эмоциональное поведение друг друга.  

Далее была разработана и реализована программа дополнительного образования «Создание анимированного изображения», в процессе которой мы формировали умение сотрудничать. Данная программа построена на изучении GIF анимации. Программа предъявляет следующие требования к содержанию и объему стартовых знаний: начальные навыки работы за компьютером, умения ориентироваться в среде Интернет. Программа обучения построена на основе последовательного  углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. Сама программа состоит из трех основных разделов: анимированное изображение, программы для создания анимированного изображения, самостоятельное творчество. Было проведено 4 занятия, из которых одно теоретическое, а три другие были разделены на теоретическую и практическую части.

В основе программы лежит идея использования графических компьютерных программ «Аnimizer.net», «Microsoft PowerPoint», обеспечивающих развитие базовых ИКТ-компетенций.

Формируя навыки сотрудничества при создании анимированных изображений за основу мы взяли технологию развития сотрудничества Л.И. Уманского [5], И.В. Мавриной[3], которую авторы рассматривает как поэтапное решение задач взаимодействия детей друг с другом в рамках разных видов усложняющихся моделей: совместно-индивидуальной, обобщённой, последовательной, совместно-взаимодействующей.

В рамках изучения первого раздела «Анимированное изображение» на первом занятии было обеспечено взаимодействие двух партнеров при целенаправленном участии взрослого. При этом использовалась совместно-индивидуальная модель сотрудничества. Дети учились в паре: принимать общую цель, предварительно ее обсудив; планировать свою деятельность; выполнять «свою» части общей работы, проводить самоконтроль, взаимоконтроль, при необходимости оказывать взаимопомощью, презентовать совместный результат. Так, например, при создании анимированного изображения  дети должны были договориться и выбрать интересный для них формат (например, GIF, AWI, APNG, WEBP), распределять между собой  зону ответственности,  создать изображение и презентовать его перед другими школьниками. На этом этапе дети учились отвечать сами за себя, но при этом определять совместное поле деятельности  сообщать об этом своих планах разработки анимации, каким способом они хотят ее создать, договориться об едином способе создания картинки и затем совместно перейти каждому к своей деятельности. После создания картинки объединить свои картинки в общую и представить её.

В рамках второго занятия, мы объединили детей в микрогруппы по 3-4 человека. На данном этапе использовалась обобщённая и последовательная  модель сотрудничества. Обобщённая модель сотрудничества использовалась для определения и принятия общей для партнеров цели деятельности как единой. Так, например, каждой подгруппе нужно было придумать и создать анимированное изображение героев сказки «Теремок». Одна подгруппа создавала изображение, когда в теремок прилетел комар, другая – изображение прихода зайца и т. д. Детям было предложено договориться в подгруппе каким будет их изображение и сначала создать анимацию с помощью онлайн-программы «Animizer». При этом не ограничивалась возможность обрабатывать изображения статические каждому отдельно члену группы, а затем их объединять через сборку или выполнять всем вместе, сразу, создавая сюжетную анимированную картинку, применяя нужные настройки, при этом договариваясь о цвете фона, скорости, типе изображения, размере. Затем созданные изображения предлагалось объединить уже в программе «Microsoft PowerPoint».

Таким образом, дети должны были разработать одну общую анимацию на основе совместно разработанного плана. На данном этапе мы формировали умение договариваться, распределять между собой обязанности, воспитывали культуру взаимодействия со сверстниками.

Затем мы использовали совместно-последовательную модель. В рамках этой модели выполнялось первым ребенком часть общей работы, затем осуществилась передача первым ребенком предмета совместной деятельности второму ребенку и т.д. Так, например, при создании сказки «Колобок» первый ученик искал подходящие изображения, второй их оживлял в программе «Animizer», третий вставлял в презентацию PowerPoint.

Реализуя третье и четвертое занятие, мы обеспечивали деловое сотрудничество между микрогруппами. В ее рамках реализовалась  совместно-взаимодействующая модель сотрудничества. Такая модель предполагала одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными в подгруппе: планирование, координация и оценка как промежуточного, так и итогового результатов. Так, например, детям предложили придумать сценарий будущего мультфильма и создать анимированные изображения к ним. После обсуждения сценария и распределения по творческим группам учащиеся приступили к выполнению различных заданий. Одни оживляли изображения, другие их дополняли и объединяли, четвертые озвучивали.

По окончании реализации  программы был проведен контрольный этап эксперимента. Сравнение результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы, позволило сделать ряд выводов. Высокий уровень сформированности умений сотрудничать у младших школьников увеличился на 24% (было 20% детей, стало 44%), средний уровень – на 16% (было 50% детей, стало 56% детей), низкий уровень уменьшился на 30% (было 30 % учащихся, стало 0%). Было выявлено, что по сравнению с констатирующим этапом дети на основе взаимной договоренности стали демонстрировать распределение функций в подгруппе, при этом дети использовали разные модели взаимодействия, дети стали меньше конфликтовать, проявлять культуру общения, стали больше понимать состояние другу друга.

Таким образом, установлено, что разработанная программа является эффективной, в ней представлены оптимальные условия формирования умений сотрудничать у детей младшего школьного возраста в процессе реализации программы дополнительного образования по созданию анимированного изображения.

 

Литература:

1.                 Акимов С. С. Возможности применения информационных технологий в дополнительном образовании детей. М.: Буки-Веди, 2012. С. 153-157. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3165/ (дата обращения: 20.02.2021).

2.                 Андреева А.И., Щетинская А.И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. Казань: Оренбург, 2018. 327 с.

3.                 Маврина,  И.В. Развитие взаимодействия младших школьников со сверстниками в условиях образовательного процесса [Текст] /   И.В. Маврина  // Психологическая наука и образование. 2005. №2. С.94-100.

4.                 Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников / Л.С. Римашевская.  М.: Центр педагогического образования, 2017. 112 с.

5.                 Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука,1977.  247 с.

6.                 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки Рос. Федерации.– М.: Просвещение, 2011. – 31 с.

7.                 Хиленко Т.П. Педагогические условия формирования информационной компетентности младших школьников // Начальная школа».  2013.  № 3.  С. 87–91.

8.                 Цукерман Г.А. Игра и учение: встреча двух ведущих деятельностей / Г.А. Цукерман // Культурно-историческая психология. 2016.  Т. 12.  № 2. С. 413.