Статья "Функциональная грамотсность"
Оценка 4.7

Статья "Функциональная грамотсность"

Оценка 4.7
docx
23.12.2023
Статья "Функциональная грамотсность"
Функциональная грамотность.docx

Размышления о функциональной грамотности.

Счастливцева Т.В.

МБОУ СОШ № 38

 

 

А знаете ли вы, что такое функциональная грамотность?
Нехорошо начинать текст с вопроса, но без этого термина в школе сегодня никак. Ибо «в новых образовательных стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности (ФГ) как приоритетной задаче».

Приведу вам пример репортажа из обычной российской школы:
«В преддверии окончания учебного года в школе был проведен педагогический совет на тему «Организация учебно-воспитательного процесса в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения».
Педагоги рассмотрели пути формирования и развития ФГ, поделились опытом работы по формированию функциональной грамотности школьников и выработали рекомендации для коррекции деятельности по формированию функциональной грамотности обучающихся.
С приветственным словом к педагогам обратилась директор школы, подчеркнув, что развитие ФГ является приоритетной стратегией развития национального образования.
Завуч подвела итоги проведенных в течение года мониторингов, определяющих степень и уровень сформированных у обучающихся компетенций функциональной грамотности».
Так что пора дать официальный ответ на поставленный выше вопрос:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (ФГ включает в себя: грамотность чтения, математическую грамотность, естественнонаучную грамотность, компьютерную грамотность и др.)».
И что тут нового и чего страшного?
Известная во всём мире школа СССР существовала без термина ФГ, но разве она не формировала «способность использовать знания для решения жизненных задач»?
Образование по определению этим занимается, для того и существует, если это образование.
Главным целевым показателем нацпроекта «Образование» (который никто не отменял) является вхождение страны в десятку лучших по международным рейтингам, где важную роль играют результаты PISA. А это как раз «тест, оценивающий функциональную грамотность школьников». Отсюда и пошла тема: и функциональная грамотность в новых ФГОСах, и PISA-подобные задания ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
Сегодня ситуация поменялась. Страна под санкциями. Тесты PISA у нас проводить не будут. Но ничего не меняется в линии Минпросвещения. Там прямо сказали: не беда, мы сами проведём аналогичное исследование. По которому сами будем оценивать состояние собственного образования (а также школы, ученика и учителя). Внизу сигнал принят и бизнес уже среагировал. Если вбить в поисковик абсурдное словосочетание: «ТРЕНАЖЁР ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ», мы прочитаем:
«Функциональная грамотность. Банк заданий», «Функциональная грамотность. 1 класс. Тренажер», «Тренажер по функциональной грамотности. Купить по...», «Серия книг Функциональная грамотность. Тренажёр».
Раньше — учили учиться. Сегодня учат выполнять шаблонные задания ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. А теперь к ним добавятся ещё и тесты по ФГ.

Почему учитель вообще должен заниматься развитием ФГ у детей? Конечно, это важно для будущего детей, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. И, кроме того, современная российская система образования нацелена на формирование таких знаний: среди ее задач - достижение высоких позиций в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников, таких как PISA или PIRLS. Участие в подобных рейтингах является показателем того, что система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.

Например: в рамках Марафона по функциональной грамотности в Яндекс.Учебник запускает новые сборники заданий для развития ФГ, рассчитанные на учащихся 1-4 классов. С ними ребята сначала научатся ориентироваться в источнике информации, затем извлекать информацию и работать с недостающими данными. Задания были созданы командой Яндекса. Учебное пособие подготовлено совместно с экспертами Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО. По результатам работы с выборками преподавателю будет предоставлен подробный аналитический отчет с "картой навыков" каждого из учеников– но только в том случае, если преподаватель обращался к заданиям в даты проведения марафона. Задачи для работы с информацией в Яндекс. Учебник являются междисциплинарными, поэтому они могут быть даны на русском языке, по математике, по окружающему миру и по любому другому предмету. В то же время курс разделен по годам обучения: для 1х и 2х классов и для 3х и 4х классов».

«Особенности выполнения задания в Яндекс.Учебнике: косвенные намеки. При первой ошибке в задании ребенку предлагается подсказка с подтекстом: она советует, на что обратить внимание, и дает ученику возможность проверить себя еще раз. Задачи разделены на блоки. В разных блоках для работы с информацией дети выполняют задания на ориентацию на странице, в тексте, на извлечение информации, на поиск недостающей информации. Задания систематически развивают определенный навык» [2]. Например, есть несколько заданий для одного и того же теста, которые усложняются и расширяются от первого к последнему. В конце каждого блока для каждого года обучения есть обобщающие задания, в которых воссоздается некоторая условно реальная ситуация, и в ней ребенку нужно проявить навыки из текущего блока и блоков, которые были раньше.

Ведь учащиеся с удовольствием идут на урок, когда понимают, что им это необходимо для взрослой жизни. И учителя это тоже понимают и готовят для этого детей.

Почему практический опыт так важен? Когда мы говорим о ФГ, мы подразумеваем способность применять предметные знания в жизненных ситуациях. Но, на самом деле, это умение мыслить и анализировать, которому дети постоянно обучаются в школе. В математике мышление хорошо развивается при решении задач с параметрами, а геометрия - это просто кладезь для развития креативности, поскольку нет ни одной задачи, которую можно было бы решить алгоритмически.

«Дети, которые не очень дружат с математикой, лучше решают задачи из реальной жизни. Поэтому часто приходится работать не над навешиванием новых заданий с вводным текстом, а над формированием жизненного опыта. Например, я предлагаю и детям, и родителям найти в доме электросчетчик, узнать его тариф, снять показания руками и записать их на бумаге. Если все получилось, то вам нужно рассчитать показания и найти подходящее поле для ввода данных на сайте госуслуг. И это не такая простая задача, как кажется. После того как дети сделали все это своими руками, они начинают по-другому воспринимать процесс оплаты за электроэнергию.

Конечно, для них это не становится повседневным, но с ними можно обсудить новые условия задачи: разные тарифы, энергопотребление разных устройств. Это и есть функциональная грамотность в области математики"[1]. И когда ребенок выходит с занятия и рассказывает материал своим одноклассникам, родителям, друзьям, применяя его на практике, то это и есть та самая ФГ, только не в теории, а на практике.

 

Литература:

1. Что такое функциональная грамотность и зачем она школьникам.  https://mel.fm/ucheba/shkola/4832175functional_literacy?ysclid=loihany547770126645

2. Что такое функциональная грамотность и как её развивать в начальной школе | Вести образования https://vogazeta.ru/articles/2020/11/11/vo_school_yandex/15579-chto_takoe_funktsionalnaya_gramotnost_i_kak_eyo_razvivat_v_nachalnoy_shkole?ysclid=loii7fk3p8111516508 


 

Скачано с www.znanio.ru

Размышления о функциональной грамотности

Размышления о функциональной грамотности

Отсюда и пошла тема: и функциональная грамотность в новых

Отсюда и пошла тема: и функциональная грамотность в новых

Особенности выполнения задания в

Особенности выполнения задания в

Литература: 1. Что такое функциональная грамотность и зачем она школьникам

Литература: 1. Что такое функциональная грамотность и зачем она школьникам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2023