СЛАЙД 1 Здравствуйте, Разрешите представить вашему вниманию работу на тему: «Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе».
СЛАЙД 2 В зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности каждый учебный предмет раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Первое место в ряду школьных предметов по формированию и развитию коммуникативных умений занимает «Литературное чтение». Взаимодействие через сотрудничество - это единственный способ освоения, присвоения культуры, утверждает Симон Львович Соловейчик.
СЛАЙД 3 Понятийный аппарат представлен перед вами на слайде:
Объект исследования: коммуникативные УУД.
Предмет исследования: групповая работа как средство формирования
коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.
Проблема исследования: каковы возможности групповой работы как
средства формирования коммуникативных УУД на уроках литературного
чтения в начальной школе?
Были применены следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение.
Цель исследования: изучение возможностей групповой работы как
средства формирования коммуникативных УУД на уроках литературного
чтения в начальной школе.
СЛАЙД 4 задачи
СЛАЙД 5 В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный.
СЛАЙД 6 В своём выступлении я хотела бы остановиться на коммуникативных универсальных учебных действиях.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
СЛАЙД 7 На уроках используются разные формы организации коммуникативного общения:
ü групповые;
ü индивидуально-групповые.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий целесообразна организация учебно-воспитательного процесса на основе деятельностного подхода.
СЛАЙД 8 Групповая работа - это полноценная форма организации обучения. Уникальность групповой работы обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе малой группы) и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя.
Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений.
СЛАЙД 9 В начальной школе на уроках литературного чтения целесообразно использовать следующие приемы групповой работы.
ü работа в паре, в группе;
ü инсценировки литературных произведений;
ü планирование учебного сотрудничества. («Подготовься вместе с одноклассниками к инсценированию»; используй словари, дополнительную литературу, консультируйся со старшими);
ü постановка вопросов;
ü построение речевых высказываний («Придумай сказку по подобной сюжетной схеме»);
ü лидерство и согласование действий с партнером. («Распределите с одноклассниками роли и проведите игру «Радиотеатр»…);
ü учебная дискуссия.
ü конкурсы «Кто лучше сочиняет?...», «Кто лучше исполняет?...»
ü «Мозговой штурм»
ü Игра «Продолжи»
ü «Снежный ком»
ü «Пила»
ü «Лови ошибку»
ü «Эксперты»
ü «Водоворот»
ü «Карусель»
СЛАЙД 10 В ходе преддипломной практики реализована опытно-практическая работа, в которой принимали участие учащиеся 1 класса Ковернинской школы (в составе 26 человек).
Основные этапы работы |
Диагностика развития коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения |
Планирование и проведение серии уроков литературного чтения по развитию коммуникативных УУД младших школьников |
Разработка рекомендаций для учителя |
СЛАЙД 11 Для исследования уровня развития коммуникативных УУД было проведено несколько методик.
По результатам диагностики «Левая и правая стороны», Автор: Жан Пиаже
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
По результатам диагностики
ü Низкий уровень развития коммуникативных УУД – имеют 2 человека, что составляет 8% от общего количества испытуемых.
ü Средний уровень – имеют 11 человек, что составляет 42% от общего количества испытуемых.
ü Высокий уровень – имеют 13 человек, что составляет 50% от общего количества испытуемых.
Такие результаты обусловлены тем, что у учащихся 1-го класса закладывается «фундамент» для формирования коммуникативных УУД и они находятся на начальном этапе формирования УУД, хотя по результатам данного исследования 50% обучающихся хорошо могут учитывать позицию собеседника, а с остальными детьми учителю необходимо запланировать коррекционно- развивающую работу.
СЛАЙД 12 Методика «Изучение общительности как характеристики личности» автора Михаила Викторовича Гамезо проводилась с целью изучения общительности как характеристики личности обучающихся
Изучение общительности предполагается вести по следующим признакам, наблюдаемым у учащихся:
ü потребность в общении;
ü контактность;
ü способность понимать другого человека;
ü способность к сочувствию, сопереживанию;
ü умение пользоваться средствами общения.
СЛАЙД 13 Проанализировав результаты общего количества баллов, можно сделать вывод о том, что:
ü Низкий уровень общительности имеют 9 человек, что составляет 35%;
ü Средний уровень – 9 человек, что составляет 35%;
ü Высокий уровень – 8 человек, что составляет 30%.
Для обучающихся, имеющих низкий и средний уровень развития общительности - это 70% учащихся учителю необходимо проводить коррекционно-развивающую работу: организовывать групповую работу на уроках и во внеурочной деятельности.
СЛАЙД 14 По результатам диагностики «Кто прав?», Автор Г.А. Цукерман
Цель: выявление сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника (партнета).
По результатам диагностики:
ü Низкий уровень развития коммуникативных УУД – имеют 6 человека, что составляет 23% от общего количества испытуемых;
ü Средний уровень – имеют 15 человек, что составляет 58% от общего количества испытуемых;
ü Высокий уровень – имеют 5 человек, что составляет 19% от общего количества испытуемых.
СЛАЙД 15 Исходя из результатов исследования, запланирована педагогическая работа, составлены и апробированы уроки литературного чтения с использованием различных видов групповой работы как средства формирования коммуникативных УУД.
В данной работе представлено 9 уроков литературного чтения, способствующих формированию коммуникативных УУД посредством групповой работы младших школьников. В ходе проведенных уроков основной упор по формированию коммуникативных УУД делался, на проведение разных видов групповой работы, таких как работа в парах, работа по плану, инсценировка, игра «Радиоспектакль».
Групповая работа непродолжительная, т.к. учащиеся первоклассники и необходимо использовать частую смену видов деятельности, но несмотря на это при объединении усилий детей в решении поставленных задач:
*возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;
*растёт познавательная активность и творческая самостоятельность детей, меньше времени тратится на формирование знаний, умений; мотивации;
ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, учёт позиции других людей;
*учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные симпатии детей, их уровень подготовки, темп работы;
* воспитательная работа учителя становится необходимым условием групповой деятельности, т.к. все группы в своём становлении проходят стадию конфликтных отношений.
В заключение опытно-практической работы разработаны методические рекомендации для учителя по формированию коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.
СЛАЙД 16 Взаимодействие учащихся в учебном процессе начинается с работы в паре. Коммуникативный контакт между совместно работающими детьми помогает нуждающемуся в помощи воспользоваться ею в процессе обсуждения вопроса, проблемы, задачи со своим товарищем. Следующим шагом в совместной работе учащихся является групповое взаимодействие, когда коллектив учащихся делится на группы. В процессе групповой деятельности у учащихся развиваются не только навыки учебного сотрудничества, но и формируются навыки организаторские, абстрактное мышление, пространственное воображение, произвольное внимание, речь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.