Статья «Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе»
Оценка 4.6

Статья «Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе»

Оценка 4.6
docx
05.05.2020
Статья «Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе»
защитное словоДИПЛОМ.docx

СЛАЙД 1 Здравствуйте, Разрешите представить вашему вниманию работу на тему: «Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе».

СЛАЙД 2 В зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности каждый учебный предмет раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Первое место в ряду школьных предметов по формированию и развитию коммуникативных умений занимает «Литературное чтение». Взаимодействие через сотрудничество - это единственный способ освоения, присвоения культуры, утверждает Симон Львович Соловейчик.

СЛАЙД  3 Понятийный аппарат представлен перед вами на слайде:

Объект исследования: коммуникативные УУД.

Предмет исследования: групповая работа как средство формирования

коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.

Проблема исследования: каковы возможности групповой работы как

средства формирования коммуникативных УУД на уроках литературного

чтения в начальной школе?

Были применены следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение.

Цель исследования: изучение возможностей групповой работы как

средства формирования коммуникативных УУД на уроках литературного

чтения в начальной школе.

СЛАЙД  4 задачи

СЛАЙД 5 В составе  основных видов  УУД, соответствующих  ключевым целям  общего  образования, можно выделить  четыре блока: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный.

СЛАЙД 6 В своём выступлении я хотела бы остановиться на коммуникативных универсальных учебных действиях.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

СЛАЙД 7           На уроках используются разные формы организации коммуникативного общения:

ü групповые;

ü индивидуально-групповые.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий целесообразна организация учебно-воспитательного процесса на основе деятельностного подхода.

СЛАЙД 8 Групповая работа - это полноценная форма организации обучения. Уникальность групповой работы обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе малой группы) и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя.

Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений.

СЛАЙД 9 В начальной школе на уроках литературного чтения целесообразно использовать следующие приемы групповой работы.

ü  работа в паре, в группе;

ü  инсценировки литературных произведений;

ü  планирование учебного сотрудничества. («Подготовься вместе с одноклассниками к инсценированию»; используй словари, дополнительную литературу, консультируйся со старшими);

ü  постановка вопросов;

ü  построение речевых высказываний («Придумай сказку по подобной сюжетной схеме»);

ü  лидерство и согласование действий с партнером. («Распределите с одноклассниками роли и проведите игру «Радиотеатр»…);

ü  учебная дискуссия.

ü  конкурсы «Кто лучше сочиняет?...», «Кто лучше исполняет?...»


ü «Мозговой штурм»

ü Игра «Продолжи»

ü «Снежный ком»

ü «Пила»

ü «Лови ошибку»

ü «Эксперты»

ü «Водоворот»

ü «Карусель»


СЛАЙД 10 В ходе преддипломной практики реализована опытно-практическая работа, в которой принимали участие учащиеся 1 класса  Ковернинской школы (в составе 26 человек).

Основные этапы работы

Диагностика развития коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения

Планирование и проведение серии уроков литературного чтения по развитию коммуникативных  УУД младших школьников

Разработка рекомендаций для учителя

СЛАЙД 11 Для исследования  уровня развития коммуникативных  УУД было проведено несколько методик.

По результатам диагностики «Левая и правая стороны», Автор: Жан Пиаже

Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

По результатам диагностики

ü Низкий уровень развития коммуникативных УУД – имеют 2 человека, что составляет 8% от общего количества испытуемых.

ü Средний уровень – имеют 11 человек, что составляет 42% от общего количества испытуемых.

ü Высокий уровень – имеют 13 человек, что составляет 50% от общего количества испытуемых.

Такие результаты обусловлены тем, что у учащихся 1-го класса закладывается «фундамент» для формирования коммуникативных УУД и они находятся на начальном этапе формирования УУД, хотя по результатам данного исследования  50% обучающихся хорошо могут учитывать позицию собеседника, а с остальными детьми учителю необходимо запланировать коррекционно- развивающую работу.

СЛАЙД 12 Методика «Изучение общительности как характеристики личности» автора Михаила Викторовича Гамезо проводилась с целью изучения общительности как характеристики личности обучающихся

Изучение общительности предполагается вести по следующим признакам, наблюдаемым у учащихся:

ü потребность в общении;

ü контактность;

ü способность понимать другого человека;

ü способность к сочувствию, сопереживанию;

ü умение пользоваться средствами общения.


СЛАЙД 13 Проанализировав результаты общего количества баллов, можно сделать вывод о том, что:

ü Низкий уровень общительности имеют  9 человек, что составляет 35%;

ü Средний уровень – 9 человек, что составляет 35%;

ü Высокий уровень – 8 человек, что составляет 30%.

Для обучающихся, имеющих низкий и средний уровень развития общительности  - это 70% учащихся учителю необходимо проводить коррекционно-развивающую работу: организовывать групповую работу на уроках и во внеурочной деятельности.

СЛАЙД 14 По результатам диагностики «Кто прав?», Автор Г.А. Цукерман

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника (партнета).

По результатам диагностики:

ü Низкий уровень развития коммуникативных УУД – имеют 6 человека, что составляет 23% от общего количества испытуемых;

ü Средний уровень – имеют 15 человек, что составляет 58% от общего количества испытуемых;

ü Высокий уровень – имеют 5 человек, что составляет 19% от общего количества испытуемых.

СЛАЙД 15 Исходя из результатов исследования, запланирована педагогическая работа, составлены и апробированы уроки литературного чтения с использованием различных видов групповой работы как средства формирования коммуникативных УУД.

В данной работе представлено 9 уроков литературного чтения, способствующих формированию коммуникативных УУД посредством групповой работы младших школьников. В ходе проведенных уроков основной упор по формированию коммуникативных УУД делался, на проведение разных видов групповой работы, таких как работа в парах, работа по плану, инсценировка, игра «Радиоспектакль».

Групповая работа непродолжительная, т.к. учащиеся первоклассники и необходимо использовать частую смену видов деятельности, но несмотря на это при объединении усилий детей в решении поставленных задач:

*возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

*растёт познавательная активность и творческая самостоятельность детей, меньше времени тратится на формирование знаний, умений; мотивации;

ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, учёт позиции других людей;

*учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные симпатии детей, их уровень подготовки, темп работы;

* воспитательная работа учителя становится необходимым условием групповой деятельности, т.к. все группы в своём становлении проходят стадию конфликтных отношений.

В заключение опытно-практической работы разработаны методические рекомендации для учителя по формированию коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.

СЛАЙД 16 Взаимодействие учащихся в учебном процессе начинается с работы в паре. Коммуникативный контакт между совместно работающими детьми помогает нуждающемуся в помощи воспользоваться ею в процессе обсуждения вопроса, проблемы, задачи со своим товарищем. Следующим шагом в совместной работе учащихся является групповое взаимодействие, когда коллектив учащихся делится на группы. В процессе групповой деятельности у учащихся развиваются не только навыки учебного сотрудничества, но и формируются навыки организаторские, абстрактное мышление, пространственное воображение, произвольное внимание, речь.


 

СЛАЙД 1 Здравствуйте, Разрешите представить вашему вниманию работу на тему: «Групповая работа как средство формирования коммуникативных

СЛАЙД 1 Здравствуйте, Разрешите представить вашему вниманию работу на тему: «Групповая работа как средство формирования коммуникативных

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,…

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,…

Придумай сказку по подобной сюжетной схеме»); ü лидерство и согласование действий с партнером

Придумай сказку по подобной сюжетной схеме»); ü лидерство и согласование действий с партнером

Высокий уровень – имеют 13 человек, что составляет 50% от общего количества испытуемых

Высокий уровень – имеют 13 человек, что составляет 50% от общего количества испытуемых

По результатам диагностики: ü

По результатам диагностики: ü

В заключение опытно-практической работы разработаны методические рекомендации для учителя по формированию коммуникативных

В заключение опытно-практической работы разработаны методические рекомендации для учителя по формированию коммуникативных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2020