Защитное слово к курсовой работе.
(слайд 1)Здравствуйте, разрешите представить вашему вниманию курсовую работу по теме: «Использование тестирования на уроках литературного чтения в начальных классах».
(слайд 2)Образовательные стандарты ФГОС НОО в качестве основной цели обучения называют «развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности».
В рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, обучающиеся четвёртых классов начальной школы, выполняют задания в тестовой форме по принципу ЕГЭ.
Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.
Однако, назначение тестов – не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика проблем возникающих у обучающихся на каждом этапе изучения программного материала.
С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конкретный результат, а тест позволяет установить его причину, благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.
Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствует обучению младших школьников процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», даёт возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.
(слайд 3)Поэтому объектом исследования выбрано: тестирование.
Предмеом исследования: использование тестирования на уроках литературного чтения в начальных классах.
В ходе исследования решается проблема: каковы особенности проведения тестирования на уроках литературного чтения в начальных классах?
(слайд 4) Для этого поставлена цель исследования: изучение особенностей проведения тестирования на уроках литературного чтения в начальных классах.
Для реализации цели реализовывались задачи, представленные на слайде:
( слайд 5) Существует несколько определений понятия «теста». Больше всего нам подходит определение педагогического теста, автором которого является Челышкова Марина Борисовна. ( слайд 6)Педагогический тест — это система тестовых заданий, упорядоченных и обладающих такими характеристиками, которые обеспечивают высокую точность и обоснованность оценок качества учебных достижений
Рассмотрим классификацию тестов по различным критериям.
По форме проведения тесты могут быть: индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, компьютерными, вербальными и невербальными.
(слайд 8)Тестирование в образовательном процессе, может выполнять различные задачи. Исходя из этого, Марина Борисовна Челышкова предлагает следующую схему классификации тестов по видам педагогических задач, данная таблица представлена на слайде.
Тестовые задания также подразделяются на несколько видов. Основным классифицирующим фактором для них является характер ответов.
(слайд 9)По характеру ответов тестовые задания делятся на две категории:
· задания открытого типа, когда испытуемому необходимо самостоятельно написать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.;
· задания закрытого типа, когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответов тот или иной вариант.
Качество теста определяется по таким характеристикам:
· Валидность
· Определенность
· Простота
· Однозначность
· Равнотрудность
(слайд 10) Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: обучающую , воспитательную, диагностическую.
Задача перед современной начальной школой стоит важная: развить у детей интерес к чтению, а затем потребность в нем.
Цели литературного чтения ввести детей в мир книги как источник обогащения их ума и чувств, как средство развития у них интереса к чтению; пробудить желание читать.
Первоначально ребенок должен уметь выбрать книгу и получить удовольствие от чтения. При этом учащиеся должны уметь читать текст про себя и понимать его. Такое чтение предполагает и соответствующие формы работы учащихся и учителя, а также методику контроля за правильностью чтения и понимания содержания прочитанного.
Выразительность, беглость и правильность чтения можно проверить на слух на уроке, сознательность чтения проверить сложнее. Как можно объективно сделать вывод о сознательности прочитанного текста? Несомненно, что необходимо вводить информационно-ценностный подход в работе над содержанием текста. Этот подход рекомендует проводить тестирование, с целью проверки сознательности прочитанного текста.
( слайд 11) Огромной развивающей и обучающей силой обладает тестирование. Тестирование - один из приемов проверки качества усвоения читаемого произведения, предлагаемый одновременно всем учащимся.
Проводится несколько видов тестов, служащих проверке усвоения различного рода материала:
· тест на усвоение содержания
· тест на усвоение описания, который в себя включает еще несколько подвидов: описание внешнего вида героя, описание характеристики героя
· тест на усвоение лексического значения слов
· тест на соотнесение содержания с названием произведения
· тест на усвоение значений фразеологизмов
Из этого мы можем понять, что каждый из этих видов тестирования имеет свое назначение, т. е. прежде чем подобрать тест для проведения его на уроке литературного чтения, учитель должен определить какую цель он преследует.
Когда уже определена цель и следовательно выбран вид теста, можно определить этап урока где будет проводится тестирование. Таким образом, мы видим как все эти 3 компонента тесно взаимодействуют между собой.
Цель урока — вид теста — этап урока.
(слайд 12) Тесты, которые учитель предлагает детям, должны отвечать следующим требованиям:
ü краткосрочность, т.е. на их выполнение ученик затрачивает небольшое количество времени;
ü однозначность, т.е. не допускается произвольное толкование задания;
ü компактность, т.е. задания требуют сжатых ответов;
ü удобство, т.е. позволяют быстро обработать результаты;
ü стандарт, т.е. дают возможность широко применять их на практике для измерения уровня обученности.
(слайд 13)В рамках производственной практики по ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования была спланирована педагогическая работа проведены уроки литературного чтения с соблюдением всех требований, предъявляемых к современному уроку литературного чтения в соответствии с ФГОС НОО .
База практики: МБОУ СОШ №7
Класс: 4 «В»
Результаты тестирования представлены в диаграмме.
Из диаграммы видно, что на этапе закрепления успешность выполнения теста выше, чем на этапе уровня восприятия текста литературного произведения. Этот результат оправдан, т.к успешному выполнению второго теста способствовал подробный предшествующий анализ литературного произведения. На первом уроке использовался тест с выбором одного правильного ответа и элементами описания героя, а на втором уроке был использован разноуровневый тест, что позволяло выявить сложности у учащихся на каждом из этих уровней.
Таким образом, можно сделать вывод, что тестирование может и должно быть разносторонним, использоваться на разных этапах урока литературного чтения, исходя из того какую цель тестирования преследует педагог.
В дальнейшем планируется продолжить работу над исследованием, разработав опытно-практическую часть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.