Статья "Метод проектов"
Оценка 4.9

Статья "Метод проектов"

Оценка 4.9
doc
02.02.2022
Статья "Метод проектов"
Метод проектов.doc

Метод  проектов.

 

                         Проектная деятельность осуществляется на учебном и  внеучебном материале; наряду с ней  дети  выполняют и другие виды деятельности –  игровую, учебную, трудовую, исследовательскую и т. д.

           Проектная деятельность даёт возможность ученику действовать самостоятельно, получать результат. Проект как форма требует оформления результатов для предъявления его окружающим. Таким образом, проектная организация основной школы создаёт условия для реализации основных      направлений стратегии модернизации общего образования.    

          Множественность видов деятельности, а главное – переходы между различными видами деятельности создают условия для развития у детей способности:

 

·         выделять собственную цель;

·         соотносить поставленную цель и условия её достижения;

·         строить программу действий в соответствии с собственными возможностями;

·         различать виды ответственности внутри собственной учебной работы

 

       Это является условием формирования учебной самостоятельности учащихся. К концу основной школы дети оказываются способны выбрать наиболее адекватную форму продолжения образования.

 

История возникновения и развития метода учебных    проектов

         Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества.

           В сжатом виде концептуальные положения теории Джона Дьюи выглядели следующим образом:

- ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;

- усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;

- ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств,  а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения по Дьюи являются:

- проблематизация учебного материала;

- активность ребенка;

- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Методические приемы создания проблемных ситуаций по Дьюи:

- учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение;

- сталкивает противоречия в практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы;

- ставит конкретные вопросы;

- ставит проблемные задачи.

 

          В конце ХХ века интерес к идеям Джона Дьюи возрос в связи с развитием активных методов и форм обучения, развивающих творческие способности учащихся. Он указывал на необходимость «критического мышления» и разработал принципы и методику его формирования для активного и сознательного усвоения учебного материала.

           «Метод проектов» приобрели известность в различных странах, в том числе и в России в 20-х годах ХХ века. Они хорошо были известны С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Расинскому, А.С. Макаренко и многим другим. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко.  В 1930 году Наркомпрос  утвердил программы для начальной школы и для школ ФЗС, которые были построены на основе комплексов-проектов.

       Период существований этой новации быв недолгим.               Постановлением ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в отечественной педагогике он не практиковался. И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации.

 

Учебный  проект

Проект - замысел.

Метод проектов (в дословном переводе) - путь замысла или способ планирования.

Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

      

Структура работы над проектом

Подготовка  учащихся к работе над проектом

 
 


 

 

 

 

 

 

 

 


Анализ материалов СМИ

 

Сбор информации

(исследование проблемы)

 
 

 

 

 

 

 

 

 


Разработка собственного варианта решения проблемы

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Составление «портфолио»

 
 

 

 

 


Презентация

 
 

 

 


Рефлексия

 
 

 

                

Так что же такое учебный проект?

 Это и задания для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителями и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Как сделать, так чтобы работа действительно была проектной, чтобы она не сводилась просто к самостоятельной работе по какой либо теме?

Прежде всего, начиная работу над проектом, пробуждаетcя  интерес к теме проекта.

Затем очерчивается проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, заостряя внимание на тех моментах, которые будут фигурировать в формулировке проблемы учебного проекта.

       В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы - нет деятельности. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью

проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Следует подчеркнуть: никто не требует, чтобы тема проекта формировалась в соответствии с учебным планом, она вовсе не должна быть приучена к знаменательным датам, событиям – тема проекта должна быть обязательно связана с теми вопросами, получить ответы на которые актуально и важно.

 

          

Общеучебные умения и навыки,

формирующиеся в процессе проектной деятельности

 

1.         Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.         Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных
    областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию
    в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта
    (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.                Навыки оценочной самостоятельности.

4.                Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умения коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других
    участников группы.

5.         Менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс (изделие);
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6.         Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

7.         Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при
    выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

      Еще один вид необходимого обеспечения - информационное.

При информационном обеспечении проекта всегда необходимо, прежде всего опираться на имеющиеся знания, жизненный опыт. Но этого мало. Нужно использовать все возможные источники информации, в том числе библиотеку, Интернет, CD­-Rom и т.д.

 

         Вопрос о том, совместима ли проектная деятельность учащихся с классно-урочной системой, по-прежнему остается дискуссионным.

       Современные ученые-педагоги различают проектную форму организации учебного процесса, альтернативную классно-урочной системе, и метод проектов, который может быть использован на уроках наряду с другими методами обучения.

       Практика работы отечественных школ рубежа XX — XXI вв. показывает, что проект, действительно, «не вписывается» в урок продолжительностью 40-45 минут.

       Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует несколько большего времени, хотя бы спаренного урока.      Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4-7 уроков, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние два урока (спаренные) используются для презентации подготовленных проектов.

               И все-таки наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются, как правило, в ходе внеклассной деятельности.

Это относится:

  • к проектам, выполняемым в ходе проектной недели (в ходе проектной недели уроки не проводятся, поэтому общая продолжительность времени для выполнения проекта составляет 40-48 ч);
  • к среднесрочным ролевым и исследовательским проектам,
    предполагающим полевой (выездной) этап;
  • к продолжительным (годичным) проектам, носящим, как
    правило, исследовательский характер.

 Приведём  примерный поэтапный план работы по реализации продолжительной проектной деятельности.

 

Персональные или групповые проекты.

 

                 Преимущества персональных проектов:

1) план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;

2) формируется  чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от себя самого;

3) приобретается опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта — от рождения замысла до итоговой рефлексии;

4)         происходит формирование  важнейших общеучебных умений  и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

 

                      Преимущества групповых проектов:

1)         у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;

2)         проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

3)         каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый участник, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;

4)         в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

 

Опасности  проектного метода.

 

 1) Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.

         Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта.

          Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу портфолио проекта («проектной папке»).

          2)Главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат.

          Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и умение писать рефераты необходимо. Но создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей не стоит. Проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление.

        3) При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.

 

На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов?

 

         По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы.

        Первая группа — это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся.

       Это «серьезные» предметы, такие как русский язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика.

       Систематическое построение учебной программы — условие высокого качества знаний «на выходе» — диктует жесткий отбор форм и методов обучения. На уроках этой группы метод проектов имеет относительно низкую эффективность, что доказала и мировая, и отечественная практика.

Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

        Вторая группа предметов ориентирована на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуника-тивной и других).

        Эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как; иностранные языки, информатика, изобразительное искусство, технология, граждановедение, экология. Для данных предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.

         Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация проектов

 

Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

 

Практико- ориентированный проект

 

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, государства Палитра разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендации по восстановлению экономики России. Важно оценить использование продукта на практике и его способность решить  поставленную проблему.

Творческий проект

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения искусства, видеофильмы и т. п.

 

Информационный проект

Информационный проект  направлен на сбор информации о каком –то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Входом такого проекта часто является публикация в СМИ или создание информационной среды класса, школы.

 

Исследовательский проект

Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся; направленная на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

-     выявление и постановка проблемы исследования;

-     формулирование гипотезы;

-     планирование и разработка исследовательских действий;

-     сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;

-     сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка;

-     подготовка и написание (оформление) сообщения;

-     выступление с подготовленным сообщением;

-     переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;

-     подготовка выводов, заключений.

 

Ролевой проект

          В таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитирующие социальные или игровые отношения, осложняемые гипотетическим  игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале выполнения начале выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце.

 

 

 

Примерные требования к учебным проектам:

 

-     Работа может выполняться коллективом (классом), группами (5-7 человек), индивидуально.

 

-     Поощряется активное использование современных

методов работы с информацией (Интернет и др. телекоммуникационные технологии).

 

-     Работа представляется в напечатанном виде, с приложением дискеты, на ней указаны: имя автора, название работы, имя файла, дата сдачи работы.

 

-     Проект выполняется с соблюдением правил элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, шрифтовые выделения, поля, единый стиль).

 

 

-     Справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски) должен быть выполнен в соответствии с принятыми стандартами.  

 

 

Примерная структура проекта:

 

        I. Титульный лист

·         наименование образовательного учреждения (в случае подачи на конкурс - почтовый адрес и телефон администрации)

·         - тема выбранной работы

·         ФИО автора, класс, домашний адрес, телефон;

·         ФИО, должность научного руководителя, оказавшего методическую и консультативную помощь учащемуся

·         город, год

Прилагается рецензия

II. Оглавление (перечень основных частей проекта)

 

III. Краткая аннотация, содержащая изложение основных положений проекта

 

IV. Основная часть

1 раздел - отражает материалы, демонстрирующие аргументы в проблемы проекта (актуальность);

2 раздел - анализ вариантов альтернативных программ, решения проблемы;

3 раздел - собственное видение проблемы и программа (способы) ее решения, разработанная учащимся

 

V. Заключение

 

VI. Библиография

 

VII. Визуальный ряд к проекту: фотографии, рисунки, иллюстрации, видеоматериалы, плакаты

 

VIII. Приложения: карты, таблицы, графики, схемы, анкеты и др.

 

 

Дидактические характеристики учебных проектов

 

1. Наличие значимой проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения. Например, исследование демографической проблемы в регионах России; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; изучение проблемы влияния кислотных дождей на окружающую среду

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Например, подготовка справки в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; карта охраны леса в разных местностях; план мероприятий и т.п.

3. Самостоятельная   (индивидуальная,   парная,

  групповая,   коллективная) деятельность учащихся. Например, обобщение и систематизация материалов докладов, рефератов, сообщений; выполнение парами или группами альбомов, чертежей, макетов, литературных журналов, дайджестов; подготовка творческими коллективами праздников,  у ролевых игр, выставок и т.д. 

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Например, этап поиска литературы по проблеме завершается составление библиографического списка или библиографической картотеки;

этап изучения и анализа  у источников - написанием введения; этап сбора фактических данных - оформление систем, диаграмм, графиков и т.д.

5.  Использование конкретных исследовательских процедур. Например:

-     определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

-     выдвижение гипотез;

-     определение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и проч.);

-     оформление конечных результатов (презентации, защиты, творческих отчетов, просмотров и др.);

-      сбор, систематизация и анализ полученных данных;

-     подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

-     выводы, выдвижение новых проблем исследования.

 

Информационная карта проекта для банка данных

(паспорт проектной работы)

           Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды.

            Вначале – как методическая разработка проекта, которую

руководитель проектной группы утверждает у администрации школы перед началом работы над проектом.

            Затем уточненный паспорт проекта становится необходимым вступлением  к  портфолио проекта, представляемой на защите.

             Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или хранения в школьной медиатеке.

Как правило,  данный паспорт состоит из следующих пунктов:

-     Название проект

-     Автор(ы) проекта

-     Научный руководитель проекта

-     Консультанты

-     Состав проектной группы

-     Ведущая кафедра

-     Этапы работы над проектом

-     Краткое описание (аннотация к проекту)

-     Вид проекта (исследовательский, прикладной, информационный, практико- ориентированный, творческий, реферативный,  ролевой)

-     Жанр проекта (альбом, выставка, буклет, стенд, другое)

-     Цель проекта

-     Задачи проекта

-     Проблематика

-     Необходимое оборудование

-     Предполагаемый иллюстрированный ряд к проекту

-     Предполагаемые продукт(ы) проекта

-     Оценка содержания проекта (отзыв)

-     Оценка оформления проекта (отзыв)

 

Презентация проектной деятельности.

Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем, что было сделано во время самостоятельной проектной работы.

Выбор формы презентации  проекта – задача не менее важная, а то и более сложная, чем выбор формы  продукта проектной деятельности. Набор  « типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полёт фантазии (в сочетании с обязательным учётом индивидуальных интересов и способностей проектантов-

артистических, художественных, конструкторско- технических, организаторских и т.д.)

Виды  презентаций проектов

  • Воплощение (в роль человека, одушевлённого и неодушевлённого существа).
  • Деловая игра.
  • Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
  • Диалог исторических лиц или литературных персонажей.
  • Защита на Учёном Совете.
  • Игра с залом.
  • Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций.
  • Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
  • Научная конференция.
  • Научный доклад.
  • Отчёт исследовательской экспедиции.
  • Пресс- конференция.
  • Путешествие, экскурсия
  • Реклама.
  • Ролевая игра.
  • Соревнования.
  • Спектакль.
  • Спортивная игра.
  • Телепередача

 

 

Критерии оценки проектов

 

             Выработка системы оценки проектных работ  требует предварительного ответа на следующие вопросы:

·         Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?

·         Предполагается ли присуждение мест или номинации?

·         Предполагается ли оценка проектов по предметным секциям или единым списком?

 

           Проблемными местами  в оценке проектных работ обычно являются:

·         предметная компетенция жюри;

·         все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили места  и номинации.

 

     В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех представленных проектов, чтобы свой итоговой балл видели и те, кто не получил наград. Необходимо выработать исходные критерии оценки и познакомить с ними проектантов задолго до защиты.

 

             Критерии могут быть следующие:

 

При оценке письменной части:

-     актуальность и важность поставленных проблем;

-     социальная значимость проблемы;

-     самостоятельность разработки проекта

-     новизна и неординарность подхода

-     оригинальность предложений;

-     реалистичность, экономичность;

-     перспективность;

-     результаты, прогнозы (согласно собственному видению).

 

Критерии оценки выступления

 

-     ораторское мастерство выступающего

-     свободное владение материалом

-     общая эрудиция;

-     качество ответов на вопросы;

-     аргументированность;

-     убедительность представляемых доводов.

 

    ...Итак, понятие «проект» снова вошло в российскую педагогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!

 

По данным некоторых отечественных и зарубежных исследований было выяснено мнение самих школьников:

 

 - школьники отмечают, что, в ходе работы над проектом они «становятся лучшими друзьями»;

- 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был
интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно;

-  56% учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап; 32% - этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта; 12% -презентацию;

-   по итогам выполнения проектов 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности- осталь­ные говорили о недовольстве собой, часто добавляя что постараются выполнить следующий проект качественнее;

-    отвечая на вопрос о том, что нужно изменить в ходе проведения проектной недели, 48% отмечают свою полную удовлетворенность; 17% предлагают сделать более глубокой презентацию проектов; 10% - «увеличить время проектной недели до двух недель».

 

На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?»

школьники чаще всего дают следующие ответы:

 « Распределять правильно время »;

« Анализировать собственные действия »;

« Презентовать результаты своего труда »;

 «Доделывать все до конца»;

«Достигать поставленной цели»;

«рассматривать тему с разных точек зрения»

 

Ответы учеников-проектантов на вопрос: «В какой форме лучше всего проводить презентацию проектов? » распределились следующим образом:

48% — в свободной форме;

18% —в форме продолжительной защиты;

12% —в форме деловой игры;

10% —в форме просмотра видеозаписей о ходе работы над проектами;       

7% —в форме театрализации;

—5% —другие ответы./5

 

    Актуален вопрос.   Школа будущего — школа проектов?

 

       Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

      

 

ПАМЯТКА

по созданию учебных проектов и презентаций

 

            Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.

Можно считать, что любая деятельность осуществляется в рамках проекта, если:

·                    сформулирована цель предстоящих действий;

·                    намечены основные этапы;

·                    определены результаты каждого этапа в виде задач;

·                    установлены сроки выполнения проекта;

·                    определены исполнители, распределены функции каждого;

·                    намечены источники средств для достижения цели;

·                    определена форма отчетности по результатам проекта;

            Проектная деятельность – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

 

Типы учебных проектов

 

            1.Исследовательские. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность автора, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

            2.Творческие. Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм и прочее.

            3.Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.

            4.Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации.

Проект должен содержать следующие части:

·                    титульный лист

·                    оглавление

·                    краткая аннотация

·                    эпиграф

·                    основная часть

·                    заключение (итог)

·                    библиография

            1-этап

            Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого исследования. Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Выбирая тему исследования, автор должен руководствоваться несколькими правилами:

·                    тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям автора,

·                    тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу,

·                    тема должна быть оригинальной,

·                    тема должна быть выполнима, достижимы и постижимы литературные источники.

            1. Начальным этапом любого проекта является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование.

            2. Формулировка цели, т.е. постановка вопроса, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому автору, но и еще какому-то кругу людей.

            3. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

            4. Необходимым условием проектной работы является определение его объекта и предмета. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

            Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

            Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

            5. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования.

            Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы.

            2 - этап

            Проведение проектной работы:

            Сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными данными и предсказаниями теории.

            После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ – нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения.

            Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени у вас уйдет.

            Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез и т.д.

            3-этап

            Оформление полученных результатов работы

            На защите автор в своем докладе и при его обсуждении должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свои идеи и вести научную дискуссию.

            После детального изучения всей научной литературы по теме исследования и окончательного обсуждения результатов собственного исследования начинается стадия литературного оформления работы – ее написание.

            Структура работы:

- титульный лист,

- оглавление,

- введение,

- основная часть,

- заключение,

- список литературы,

- приложения.

            Титульный лист – первая страница работы (не нумеруется). В оглавлении приводятся пункты работы с указанием страниц. Введение – это краткое обоснование актуальности выбранной темы, цели и поставленные задачи. Указываются цель, задачи и методы исследования. Проводится обзор  литературы по данной теме. В основной части излагаются и анализируются полученные результаты. Номер ссылки в тексте работы должен соответствовать порядковому номеру в списке литературы. В приложении приводятся схемы, графики, таблицы, рисунки.

            План оформления проектной  работы:

·                    Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования).

·                    Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования).

·                    Заключение (выводы и результаты).

·                    Список литературы.

            1. Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.

            Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы:

            Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения? Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи? Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?

            2. Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы (параграфы). В конце каждой главы (параграфа) должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.

            3. Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).

            4. Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.

 

Общепринятые стандарты оформления проектных работ

 

            Шрифт: TimesNewRoman, 14, не жирный (кроме выделения названий разделов, подразделов и др.).

            Межстрочный интервал: полуторный.

            Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, слева – 3 см, справа – 1.5 см.

            Нумерация страниц – со второй (страница с планом или содержанием).

            Абзацы – отступ от левой границы основного текста на 1.5 см.

            Выравнивание текста по ширине.

            На странице не  меньше 40% заполнения.

            Каждый раздел начинается с новой страницы (но не подраздел). После названия раздела точка не ставиться.

            В объем работы не входят приложения.

 

Основные принципы разработки учебных презентаций

 

            1. Оптимальный объем. Наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 8 – 20 слайдов. Презентация из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.

            2. Доступность. Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки студентов. Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт студентов, использовать образные сравнения.

            3. Разнообразие форм. Реализация индивидуального подхода к обучаемому, учет его возможностей восприятия предложенного учебного материала по сложности, объему, содержанию.

            4. Учет особенности восприятия информации с экрана. Понятия и абстрактные положения до сознания студентов доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.

            Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты.

            5. Занимательность. Включение (без ущерба научному содержанию) в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев оживляет занятие, создает положительный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.

            6. Красота и эстетичность. Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Наглядное обучение строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.

            7. Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

Создание презентации состоит из трех этапов:

            I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.

            II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

            III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

 

Требования к оформлению презентаций

 

Оформление слайдов

            Соблюдайте единый стиль оформления.

            Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

            Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

            Для фона предпочтительны холодные тона.

Использование цвета

            На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты

            Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Содержание информации

            Используйте короткие слова и предложения.

            Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

            Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

            Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

            Если на слайде имеется картинка, надпись должна располагаться под ней.

            Избегайте сплошной текст. Лучше использовать маркированный и нумерованный списки.

Шрифты

            Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18.

            Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

            Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

            Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

            Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

            Следует использовать рамки; границы, заливку, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

            Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный.

            Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

            Делайте слайд проще. У аудитории всего около минуты на его восприятие.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 


Метод проектов .

Метод проектов .

Он указывал на необходимость «критического мышления» и разработал принципы и методику его формирования для активного и сознательного усвоения учебного материала

Он указывал на необходимость «критического мышления» и разработал принципы и методику его формирования для активного и сознательного усвоения учебного материала

Презентация

Презентация

Менеджерские умения и навыки : умение проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности…

Менеджерские умения и навыки : умение проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности…

Приведём примерный поэтапный план работы по реализации продолжительной проектной деятельности

Приведём примерный поэтапный план работы по реализации продолжительной проектной деятельности

По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы

По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы

Классификация проектов Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути

Классификация проектов Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути

Примерные требования к учебным проектам: -

Примерные требования к учебным проектам: -

Дидактические характеристики учебных проектов 1

Дидактические характеристики учебных проектов 1

Состав проектной группы -

Состав проектной группы -

Критерии оценки проектов

Критерии оценки проектов

На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» школьники чаще всего дают следующие ответы: «

На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» школьники чаще всего дают следующие ответы: «

Проектная деятельность – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности

Проектная деятельность – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности

Ее результаты должны быть интересны не только самому автору, но и еще какому-то кругу людей

Ее результаты должны быть интересны не только самому автору, но и еще какому-то кругу людей

Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования)

Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования)

Доступность. Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки студентов

Доступность. Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки студентов

Предпочтительно горизонтальное расположение информации

Предпочтительно горизонтальное расположение информации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2022