Статья "МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА"
Оценка 4.6

Статья "МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА"

Оценка 4.6
doc
20.08.2022
Статья "МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА"
МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА.doc

МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания .

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относятся к педагогическим технологиям XXI века. Метод проектов предусматривает умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

- существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

- значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

- применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;

- структурирование этапов выполнения проекта;

- самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно.

Педагогическая ценность проекта определяется:

- возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

- содержание в нем новых проблем, которые могут послужить основной для нового проекта;

- навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;

- заинтересованностью ученика в работе.

Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Цель здоровьесберегающих технологий – формирование человека нового типа с новыми взглядами на жизнь и определенным багажом знаний о здоровье, с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой и с самим собой.

В ходе написания дипломной работы была предпринята попытка изучения особенностей формирования мотивационных отношений учащихся к своему здоровью. Были определены следующие задачи:

- изучение мотивации с точки зрения здоровьесберегающих технологий;

- изучение отношения младших школьников к основам и здорового образа жизни;

Основным методом исследования являлась беседа, направленная на выявление отношений ребенка к своему здоровью. Примерные вопросы беседы.

- Зачем необходимо человеку быть здоровым?

- Для чего нужен режим дня?

- Какие правила поведения необходимо соблюдать во время отдыха на природе?

- Какие привычки полезные, а какие вредные?

- Какую пользу можешь принести ты для окружающей среды, чтобы сохранить свое здоровье?

- Что нужно делать, чтобы быть закаленным и выносливым?

Анализ показал, что учащиеся младшего школьного возраста свое отношение к здоровью связывают с окружающей средой, делают обобщающие выводы о том, что здоровье – единственная драгоценность.

Преобладающим мотивом у детей – здоровье, которое необходимо, ,для того чтобы реализовать множество собственных идей.

Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности. В ходе этого этапа происходит распределение детей на инициативные группы. Например. Группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности необходимо детей пересадить в соответствии с образовавшимися группами. Состав группы формируется с учетом дифференцированного подхода. Наиболее сильные дети объединяются в группы « аналитиков» и « испытателей».

Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности. Целеполагание (выделение цели с помощью учителя)такое название сформулировал методист Кагоров в своем пособии «Метод проектов в трудовой деятельности» (Кагаров,1926). Построение зависит от содержания урока.

Третий этап является подготовительным.

По методисту Е. Г. Кагарову. Разработка проекта (план деятельности по достижению цели). В ходе этой деятельности составляется план деятельности по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план лишь корректируется при необходимости. Далее определяются основные разделы проекта. Здесь необходимо уточнить, что в нашем случае проектирование рассматривается как разработка определенной темы, результатом которой является определенный продукт. Поэтому учитель может направить работу детей так, чтобы результатом «мозгового штурма» стал выбор, близкий к выбору, запланированному учителем. Здесь очень важна роль «аналитиков», которым предстоит откор- ректировать предложения остальных детей.

Четвертый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. По методисту Е.Г. Кагарову (1926) Выполнение проекта (конкретное практическое дело, либо ряд практических шагов к намеченной цели).

Работа проводится в группах. Причем работа может быть орга- низована по - разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди. Тогда результат оформления каждого раздела будет складываться из промежуточных продуктов деятельности групп. Эта форма организации удобна на первых уроках цикла, когда идет обучение учащихся и необходима руководящая роль учителя. В дальнейшем можно каждой группе поручить разработку своего раздела и повысить этим степень самостоятельности детей. На четвертом этапе урока очень важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый ученик должен внести свой вклад в соответствии с выбранной ролью. Начинают работу «экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде правил, схем, рисунков и так далее. За практическое применение, апробирование отдельных частей и всего проекта в целом отвечают «испытатели».

Следующий этап по методисту Е.Г. Кагарову (1926) называется подведение итогов выполнения проекта и определение задач для нового проекта. В нашем же варианте.

Пятый этап практического применения разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям». Но значение остальных групп, также остается важным. Группы внимательно следят за «работой» своей части проекта и при необходимости могут внести коррективы.

Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. В ходе самоанализа дети получают положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.

 

1. Урок открытия нового знания.  2. Урок рефлексии.  3. Урок построения системы знаний.

4. Урок развивающего контроля.

Приведу пример урока развивающего контроля  по окружающему миру проведенного во втором  классе по учебно-методическому комплекту «начальная школа 21 века».

Тема урока- пректа: Береги здоровье смолоду. ( здоровьесберегающее направление проекта)

Цель: Сформировать у детей желание вести здоровый образ жизни, заниматься спортом.

Задачи:

-Определить принципы здорового питания, закаливания организма и занятий спортом.

-Способствовать укреплению здоровья детей через физические минутки.

-Воспитывать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

 

Цель: создание условий для развития учащихся умения самостоятельно  устанавливать причинно – следственные связи как основы познавательной деятельности.

-  расширить систему представлений и первоначальных понятий об организме человека, создать условия для развития интеллектуальных коммуникативных умений уч-ся, их творческого мышления, формировать ценностное отношение к своему здоровью.

При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие задачи:

Предметные задачи урока:

- формирование у учащихся информационной компетенции: выделять главное, находить связи, структурировать информацию, ранжировать,

-  учить применять полученные знания на практике,

-  расширить систему представлений и первоначальных понятий об организме человека,

-  создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления,

-  формировать ценностное отношение к своему здоровью.

Метапредметные задачи урока:

- создать условия для формирования представлений о причинах успеха в учёбе;

- формировать умения:

Личностные: Оценивание хода и результатов групповой, коллективной работы;

Создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них;

Регулятивные:понимать данные учителем ориентиры в учебном материале;

Познавательные: сравнивать изучаемые объекты по заданным критериям;

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке; отстаивает свою точку зрения (начинает свой ответ со слов «Я считаю», «Я думаю», вступает в спор);

Форма: Проект: «Будем беречь здоровье». Презентация журнала «Наше здоровье в наших руках» (проект долгосрочный, информационный, групповой).

Основной структурный элемент: постановка проблемы (как сохранить здоровье?) и поиск путей её решения.

Развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале,

сравнивать и обобщать факты.

Создать условия для развития речи и самостоятельной исследовательской деятельности;

Формировать коммуникативные компетенции учащихся.

Учитель – координатор деятельности.

Содержание учебного материала отвечало теме и целям урока, было доступно детям, отвечало требованиям индивидуального и дифференцированного подхода. Старалась работать над развитием творческого потенциала у детей, развивала такие качества как активность, любознательность.

Физминутка являлась элементом здоровье сберегающей технологии, обеспечивающая сохранность здоровья детей.

Оборудование для учителя: презентация.

 

План урока:

1.     Вступительное слово учителя, сообщение темы и целей урока.

2.     Самостоятельная работа учащихся в группах по заданиям.

3.     Презентация работы, заранее проведенной группой по заданию учителя.

4.     Выводы и обобщения по уроку.

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся

Формирования УУД

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

·         Формирование учебно - познавательного интереса

·         Формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

·         Формирование умения осознавать и формулировать тему и цели урока

·         Формирование умения принимать и выполнять учебную задачу

·         Формирование умения сотрудничать с учителем

Познавательные УУД:

·         Формировать умение строить устные высказывания, обосновывать свое мнение, проводить сравнение и обобщение

·         Формировать умение классифицировать по различным состояниям

Коммуникативные УУД:

·         Формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

·         Формировать собственное мнение

1.                 Мотивация к учебной деятельности.  Цели каждого этапа и его характеристики представлены на слайдах.

Цели этапа: -настроить на положительное восприятие урока; -подготовить к получению новых знаний.  Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:  1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);   2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);     3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

1.            Орг.                    

      момент

Эмоциональный настрой на уроке; средства формирования интереса к познанию учебного материала у учащихся.

Психологический настрой на познавательную деятельность.

Настрой на позитивное восприятие урока

На данном этапе я организовала мотивирование детей к учебной деятельности.

- Сегодня мы поговорим о том, почему нужно быть здоровым, почему нужно соблюдать правила ухода за своим телом, что такое вредные и опасные привычки.

-Вы помните сказку В.Катаева «Цветик-семицветик»? Детям был задан вопрос: - А кто может сказать, что девочка сделала с последним лепестком?  Жене стало жалко мальчика Витю, она оторвала последний лепесток и загадала, чтобы Витя выздоровел. И Витя стал здоровым. На этом сказка кончается. Дети делают вывод: Конечно же здоровье - это главная ценность человека. Здоровье не купишь ни за какие деньги.

На уроке мы попробовали ответить на вопросы, которые  задали учащиеся.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цели этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия; повторение изученного материала;  подведение учащихся к определению темы и задач урока.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1)            актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

2.             Знакомство с темой и целью урока.

На данном этапе имело место предварительная формулировка цели учебного занятия и актуализация значимости нового учебного материала для учащихся.

Четкое определение того, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть.

Создание проблемной ситуации, планирование дальнейшей деятельности.

УУД: познавательные

Мною была осуществлена постановка учебной задачи с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Дети сами определили тему урока и поставили перед собой вопросы, на которые они бы хотели получить ответ в конце урока.

 

  1. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: выявить место и причины затруднений. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Ребятам был задан вопрос : - Как вы понимаете слово – здоровье? (работа со словарём).

Давайте и мы представим, что Волшебница и нам подарила цветок, но не простой, а волшебный цветок здоровья. Как бы он выглядел? (На доске открывается цветок). У вас на партах лежат точно такие же цветики- семицветики. Вам необходимо из предложеных факторов влиящих на здоровье выбрать полезные и наклеить их на лепестки цветка. 

После выполнения работы, дети делают выводы: - Что же нужно делать, чтобы быть здоровым? Правильно, необходимо хотеть и уметь заботиться о своём здоровье.

4. Построение проекта выхода из затруднения  Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают будущие учебные действия: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

4.Работа в группах.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

Класс делится на 4 групп. Развивать познавательную интерес, речь детей через ответы на вопросы; продолжать учить связно и последовательно излагать свои мысли, уметь выделять основные и существенные признаки для сравнения; обогащать словарь.

Проведение опытов в группах. Высказывание выводов о проделанных опытах. Подведение итогов: какими свойствами обладает вода. Осознанное построение речевого высказывания в соответствии с

задачами коммуникации.

Создание проблемной ситуации, развитие умения строить речевые высказывания

УУД: регулятивные

(Принимает инструкцию по решению учебной задачи, предложенную педагогом), коммуникативные, познавательные

Попробуйте разгадать правило сохранение здоровья.

12 6 10 11 8 11 1 – 5 1 7 8 3   5 4 8 9 8 2 13 14 !

Ключ к разгадке:                                               

А

В

Г

Д

З

И

Л

О

Р

С

Т

Ч

Ь

Я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

Ответ: Чистота- залог здоровья!

-Итак, вы знаете. Что следует заботиться о своём здоровье.

А что надо делать чтобы сохранить своё здоровье?

– Скажите, а мы много знаем правил, чтобы сохранить наше здоровье? Молодцы вы всё правильно сказали. – А все ли мы выполняем?

И сегодня мы проверим умеете ли вы это делать. Учитель показывает рисунок(слайд)

Учитель: - Что можете сказать по этому рисунку? Когда такое может случиться?

- Мальчик не выполнял режим дня. - А кто может объяснить всем, что это такое? (ответы детей).

Режим дня – это такое распределение времени, при котором правильно чередуются труд и отдых. Режим дня должен соблюдать каждый из вас. У человека, который соблюдает режим дня, всегда хватает времени и на труд, и на развлечение, сохраняются силы и здоровье. Сегодня первая команда подготовила свой режим дня и готова показать нам его. Выступление первой группы.

5. Реализация построенного проекта Цель этапа: построение и фиксация нового знания;

    дать толчок к началу активной мыслительной деятельности. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

5. Презентация результатов Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

•  обобщает и резюмирует полученные результаты;

•  подводит итоги обучения;

•  оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

•  акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Класс был поделён  на группы. У каждой группы было своё задание. Первая группа составляла свой режим дня(в фотографиях). Давайте посмотрим что же у них получилось.

6. Физминутка.

Создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся

Двигательная для снятия физической усталости.

О зарядке.

Зарядка делает тело человека сильным и красивым. У того, кто каждый день утром выполняет физические упражнения, хорошая осанка: голова гордо приподнята, плечи расправлены, спина прямая. Говорят, что у них королевская стать. Но красивая осанка – это не только привлекательная внешность, но и здоровье человека. Ведь при неправильной осанке, когда плечи опущены, а спина «кривая», легкие и сердце испытывают давление, им, оказывается, сложно выполнять свою работу.

Существуют определенные правила зарядки:

1. Делать ее нужно всегда в одно и то же время. Перед началом проветрите комнату.

2.Не забывайте, что кроме зарядки для здоровья полезны подвижные игры (футбол, догонялки и т.п.). вы можете заниматься в спортивной секции. Только при ее выборе обязательно посоветуйтесь с родителями.

3.Физические упражнения помогают человеку справиться с плохим настроением. Если вам кажется, что все вокруг серое и унылое, отправляйтесь на стадион, пригласите друзей поиграть в футбол или просто включите музыку и несколько минут попрыгайте так, как вам хочется.

Вторая группа приготовила нам необычную зарядку.

Сегодня мы разучим комплекс утренней гимнастики, который называется “Колобок”.

Жили-были дед и баба

 На полянке у реки. ( Мяч-колобок спрятан за спину. Наклоны головы вправо и влево)

И любили очень-очень

 На сметане колобки. (Мяч передается то в левую , то в правую руку.)

Хоть у бабки мало силы,

 Бабка тесто замесила.

(Мяч взять двумя руками и делать пружинистые движения мяча о колени, как будто месят тесто).

Ну, а бабушкина внучка

 Колобок катала в ручках. (Покатать мяч между ладонями)

Вышел ровный, вышел гладкий,

 Не соленый и не сладкий

(Мяч в вытянутых перед грудью руках. Согнуть руки в локтях и прижать мяч к груди)

Очень круглый, очень вкусный,

 Даже есть его мне грустно.  (Подбросить мяч, присесть и положить его на пол)

Мышка серая бежала,

 Колобочек увидала, –  (Обежать на носках вокруг мяча)

“Ой, как пахнет колобочек,

 Дайте мышке хоть кусочек.”  ( Поднести мяч к лицу– “понюхать колобок”)

С колобком забот немало –

 Скачет глупый где попало:

(Поднять правую ногу и передать мяч из правой руки в левую. Опустить правую ногу. Мяч в левой руке)

Может в лес он укатиться,

 Может съесть его лисица. (Движения мяча вокруг туловища)

Лучше взять мне колобочек

 Да запрятать под замочек, (Наклон вперед, положить мяч на пол между ногами, выпрямиться)

И тогда из-под замочка

 Не украсть ей колобочка.

(Прыжки с мячом, зажатым между стопами. Мяч перед грудью в согнутых руках )

7.  Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

  Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях путём наблюдения, рассуждения, анализа решить поставленную проблему.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

  1. Значение воды для жизни

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях

путём наблюдения, рассуждения, анализа решить поставленную проблему.

Вид работы: фронтальный

Четкость плана рассказа учителя, выделение главного, повторение основных положений, применение подходящих приемов запоминания (зрительных, образных). Анализ текста с целью выделения главного, выявление вспомогательных компонентов.

Организация коллективной мыслительной деятельности на уроке. Самостоятельное составление задач и их коллективное обсуждение

Слайд про карлсона.

Учитель:  Древним людям принадлежат мудрые слова: “Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть”. Сейчас мы  поговорим о питании.

Учитель: Здоровое питание означает разумное питание. Продукты должны быть богаты витаминами. Рацион питания должен быть разнообразен, содержать определённый набор мясных, рыбных, овоще-плодовых продуктов, круп, молока и молочных изделий, хлеба и других продуктов.

Цели и задачи исследования

- Изучить необходимые компоненты рациона младшего школьника

- Дать необходимые советы по составлению и соблюдению правильного режима питания

- Обратить внимание на умение выбирать полезные продукты питания

Витамины

Необходимы организму человека

Находятся в: овощах, фруктах ягодах, зелени.

Недостаток приводит к авитаминозу.

Минеральные вещества

Являются незаменимой составной частью пищи.

Недостаток или избыток приводит к нарушению обмена веществ.

Третья группа меню на один день.

  1. Значение воды для жизни

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях

путём наблюдения, рассуждения, анализа решить поставленную проблему.

Вид работы: фронтальный

Четкость плана рассказа учителя, выделение главного, повторение основных положений, применение подходящих приемов запоминания (зрительных, образных). Анализ текста с целью выделения главного, выявление вспомогательных компонентов.

Организация коллективной мыслительной деятельности на уроке. Самостоятельное составление задач и их коллективное обсуждение

Планирование деятельности, анализ и синтез слов , развитие умения строить логические цепочки

УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные (Слушание текста и выполнение заданий по его содержанию)

Учитель: Что значит разнообразие? Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни  продукты  дают  организму энергию,  чтобы двигаться,  хорошо думать,  не уставать.  (Мед, гречка, геркулес, изюм, масло).   Другие помогают строить организм и сделать его более сильным. (Творог, рыба, мясо, яйца, орехи).  А третьи  –  фрукты,  овощи,   содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают  организму расти и развиваться.  (Ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).

Учитель: Здоровое питание означает разумное питание. Продукты должны быть богаты витаминами. Рацион питания должен быть разнообразен, содержать определённый набор мясных, рыбных, овоще-плодовых продуктов, круп, молока и молочных изделий, хлеба и других продуктов.

Давайте отгадаем загадки о продуктах питания

Учитель: - Помимо питания и режима, детям для полноценного развития необходима и физическая активность, и закаливание. Все это входит в здоровый образ жизни школьника – залог успеха ребенка не только на школьной скамье, но и в будущей жизни!  Мальчики рассказали стих о неправильном образе жизни.

Учитель: - Ребята, что делали мальчики неправильно? Не будьте похожи на них!

- Сегодня на уроке мы с вами постараемся ответить на вопросы:

1. С чего необходимо начинать закаливание?

2. Виды закаливания.

3. Значение закаливания для здоровья человека.

Четвёртая группа о правилах закаливания.

Одним из наиболее эффективных способов укрепления здоровья является закаливание.

Закаливание воздухом может проводиться практически круглый год. Среди водных процедур, предназначенных для закаливания организма, выделяют обтирания, обливания и купания.

Обтирание – наиболее простая закаливающая процедура, которая может проводиться каждый день. После выполнения утренней гимнастики нужно смочить прохладной водой полотенце или специально сшитую из махровой ткани перчатку и обтереть ею тело. Начинать следует с ног, затем обтираются руки, грудь, спина. Основное условие – все движения выполняются по направлению к сердцу.

Еще одним весьма простым способом закаливания является хождение босиком.

При закаливании важно соблюдение определенных принципов:

1.            Закаливание должно быть постепенным, так, для обливания вначале следует использовать теплую воду, мало – помалу снижая ее температуру.

2.            Второе условие – систематичность. Выполнять закаливающие процедуры нужно регулярно, а не от случая к случаю.

3.            Третье условие – учет индивидуальных особенностей. Наше здоровье во многом зависит от того, каким воздухом мы дышим. Чистый свежий воздух укрепляет организм, делает его устойчивым к болезням. Поэтому каждый день вы должны проводить на улице не менее полутора часов. Не забывайте проветривать свою комнату. Свежий воздух не выносят микробы, зато они обожают душные комнаты.

Солнечный свет необходим всему живому, он дарит здоровье и красоту, делает кожу более чистой и гладкой. Солнечный свет очень полезен для глаз и помогает человеку сохранить зрение.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели этапа: самопроверка умений применять новое знание в типовых условия; закрепить полученные знания.  При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

  1. Творческая работа.

Цель этапа: самопроверка умений применять новое знание в типовых условия;

закрепить полученные знания.

 

Вид работы: индивидуальный со взаимопроверкой в группе

Для наглядности на доске макет из бумаги - большая капля воды. В процессе беседы внутрь капли помещаются изображе­ния цветка (если ребята считают, что вода необходима для жизни растений, животного и т. д. ). Планировать решение учебной задачи: выстраивать

последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности, он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода – одно из главных богатств на Земле.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения)

Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с

учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Для наглядности на доске макет из бумаги - большая капля воды. В процессе беседы внутрь капли помещаются изображе­ния цветка (если ребята считают, что вода необходима для жизни растений, животного и т. д. )

Закрепление полученных знаний , развитие умения применять знания на практике

УУД: познавательные (Найди лишнее. Распредели (объедини) по группам, по признакам.), коммуникативные, личностные, регулятивные (Планирует свои действия под руководством учителя.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Для наглядности на доске был макет из бумаги - большая капля воды. И предложены несколько предметов.  Детям было дано задание поместить внутрь капли те предметы, которым необходима вода для жизни.

8. Включение в систему знаний и повторение    Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

  1. Анализ.

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Обобщение материала, выводы, самооценка

УУД: познавательные, регулятивные (Сравнивает результат действия с образцом.

Исправляет указанную ошибку.

Находит ошибки самостоятельно и исправляет их).

Учащимся были мною были заданы вопросы: - О чём мы сегодня говорили на уроке?  Что вы узнали ново­го, какие открытия сделали? Что знали уже давно? Какие знания  подтвердились?

- Какую пользу человеку приносит вода? - Какие свойства воды вы открыли сегодня? И т.д.

-А теперь давайте проверим, как вы знаете правила заботы о своём здоровье. Я буду начинать, а вы продолжайте.

Игра «Рифмы».

- В кране нам журчит водица:  «Мойте чище ваши ……» (лица)

 -Разгрызёшь стальные трубы,  Если чисто чистишь ………. (зубы)

 -Превратятся скоро в когти  Неподстриженные …… (ногти).

 - В бане целый час потела –  Лёгким, чистым стало …….. (тело).

 -С детства людям всем твердят,  Что табак – смертельный ……… (яд).

 - Объявили бой бациллам:  Моем руки чисто с ……… (мылом).

Игра «Антирифмы»  - Зубы ты почисть сначала,

 Есть для этого …….(не мочало, а щётка и паста)

 -Хоккеистов слышен плач:  Пропустил вратарь их ……..(не мяч, а шайбу)

 -С каждым днём нам лето ближе,  Скоро встанем все на …….(не на лыжи, а на скейты и ролики)

 -Лыжня огибает деревья, пеньки,  Несут, как на крыльях, нас наши……….( не коньки, а лыжи)

 - У Иринки и Оксанки  Трёхколёсные есть……..(не санки, а велосипеды).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке   Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

  1. Рефлексия.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

завершающим этапом занятия является рефлексия, которая помогает ребятам объективно оценивать свою работу на занятии, формирует личность ученика.

Вам понравился ваш урок? За что себя можете похвалить?

Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и

пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

анализировать собственную работу: соотносить план и

совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

(отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Завершающим этапом занятия являлась рефлексия, которая помогла ребятам объективно оценить свою работу на занятии, проанализировать собственную работу.

В заключение классного часа подводятся общие итоги. Дети кратко

 формулируют правила, следуя которым, они позаботятся о своём здоровье.

Учащиеся вешают на доску таблицу № 1

                       «Запомнить нужно навсегда   Залог здоровья – чистота!»

Учащиеся вешают на доску таблицу №2

                     «Мы порядком дорожим. Соблюдаем мы режим!»

Учащиеся вешают на доску таблицу №3

        «Вы поели очень вкусно? Зубы вам почистить нужно!»

Учащиеся вешают на доску таблицу №4

      «Надо всем нам твёрдо знать, день с зарядки начинать!»

  Учитель: Молодцы ребята! Итак, на нашем классном часе мы  повторили рецепты здоровья. Вот они все перед нами, прочтём их дружно и не забудем ежедневно выполнять!

 

Данная работа с учащимися начальной школы показывает, что входе освоения детьми проектной деятельностью возрастает познавательный интерес к изучаемому предмету, способствует формированию основ здорового образа жизни.

Собственная исследовательская практика расширит кругозор ребенка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний. Основным же критерием выступает стремление и попытки использовать исследовательский метод не только в учебном процессе, но и в повседневной практике взаимодействия с миром.

 

 


МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Наиболее сильные дети объединяются в группы « аналитиков» и « испытателей»

Наиболее сильные дети объединяются в группы « аналитиков» и « испытателей»

Цель: создание условий для развития учащихся умения самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи как основы познавательной деятельности

Цель: создание условий для развития учащихся умения самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи как основы познавательной деятельности

Формирование универсальных учебных действий

Формирование универсальных учебных действий

Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и…

Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и…

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации

Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта

Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта

Зарядка делает тело человека сильным и красивым

Зарядка делает тело человека сильным и красивым

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух

Вид работы: фронтальныйЧеткость плана рассказа учителя, выделение главного, повторение основных положений, применение подходящих приемов запоминания (зрительных, образных)

Вид работы: фронтальныйЧеткость плана рассказа учителя, выделение главного, повторение основных положений, применение подходящих приемов запоминания (зрительных, образных)

Второе условие – систематичность

Второе условие – систематичность

Закрепление полученных знаний , развитие умения применять знания на практике

Закрепление полученных знаний , развитие умения применять знания на практике

Есть для этого …….(не мочало, а щётка и паста) -Хоккеистов слышен плач:

Есть для этого …….(не мочало, а щётка и паста) -Хоккеистов слышен плач:

Данная работа с учащимися начальной школы показывает, что входе освоения детьми проектной деятельностью возрастает познавательный интерес к изучаемому предмету, способствует формированию основ здорового образа жизни

Данная работа с учащимися начальной школы показывает, что входе освоения детьми проектной деятельностью возрастает познавательный интерес к изучаемому предмету, способствует формированию основ здорового образа жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2022