Статья "Методы активизации познавательной деятельности"
Оценка 4.6

Статья "Методы активизации познавательной деятельности"

Оценка 4.6
doc
31.05.2021
Статья "Методы активизации познавательной деятельности"
Методы активизации познавательной деятельности.doc

Методы активизации познавательной деятельности

1. Технология критического мышления

Метод Инсерт (insert)

I – interactive: самоактивизирующая «У» – уже знал;

N – noting: системная разметка «+» – новое;

S – system: для эффективного «–« – думал иначе;

E – effective: чтение и размышление «?» – требует разъяснения.

               При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

Пометки должны быть следующие:

«v» если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

«–«    если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

«+» если то, что вы читаете, является для вас новым;

«?» если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.


2. Разбивка на кластеры

            Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

             Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.


3. Интерактивная стратегия «Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З-Х-У)

З – знаем,  Х – хотим узнать, У – узнаем

            Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спросите, что они знают. Покажите им картинку или предмет или обсудите то, что знаете вы сами.

Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписывайте их на доску в первую колонку таблицы.

Попросите учащихся записать в рабочую таблицу любые вопросы, которые у них возникли, и ответы на которые они рассчитывают получить при чтении данной статьи. Предложите учащимся при чтении статьи помечать ответы на свои вопросы в рабочей таблице.

            Когда учащиеся прочитают статью и заполнят свои рабочие таблицы, обсудите, чтобы проверить, на всё ли получен ответ. Предложите учащимся различные способы дальнейшего поиска информации.

                Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

 



4. Творческая форма рефлексииСинквейн

             Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.


Например:

Россия

Православная, самоубийственная

Убивающая и воскрешающая

Поцелуй на морозе

Жизнь


5. Прием «Корзина» идей, понятий, имен…

             Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

 

 

 

 

 

 

 


6. Прием «Учебный мозговой штурм»

             Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

           «Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

               Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

               Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

                Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.


7. Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.


8. Прием «Лекция со стопами»

Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

 

9. Сюжетная таблица.

Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста. Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

 

 

 

 

 

 

10. Таблица “Толстые и тонкие вопросы”

Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие” ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые” ).

“тонкие”

“толстые”

Кто…

Что…

Когда…

Дайте объяснение, почему…

Почему вы думаете…

В чём разница…

 

 

11. Дерево предсказаний

              Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. “Ствол дерева” - это тема, “листочки” - прогнозы, “веточки” - аргументы.

 

12. Таксономия Блума

              Таксономия - (гр. taxis расположение по порядку + nomos закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение. Таксономия Блюма разделяет процесс познания на три области: познавательная, эмоциональная и двигательная.

               Познавательная сфера охватывают все, что связано с приобретением знаний и развитием умственных навыков. Эмоциональная сфера включает в себя все, связанное с формированием ценностей, отношений, развитием эмоционального самоконтроля обучаемых. К двигательной области относится развитие двигательных навыков, физической выносливости.  Познавательная, или когнитивная, область, это та сфера познания, в которой главное - интеллектуальные результаты. Эта область разделяется на категории, от самого низкого уровня мышления (просто помню) до самого высокого (создаю новые идеи).

Уровень 3 «Я интегрирую»

 

Творчество: скомбинировать полученные сведения по-другому, соединяя элементы по новому образцу или предлагая альтернативные решения

 

Оценивание: представить и защитить мнение, оценивая информацию, обоснованность идей или качество работы, по выработанным критериям

 

     

Уровень 2 «Я применяю»

 

 

Анализ: рассмотреть информацию и разделить ее на части, определяя мотивы и причины, делая выводы и приводя доказательства для подтверждения обобщений

Применение: перенести полученные знания, факты, приемы и правила на новые ситуации для решения задач и проблем

    

Уровень 1 «Я знаю»

 

Понимание: выделить факты и идеи через их организацию, сравнение, перевод, интерпретацию, описания, определяя главные мысли

Запоминание: мысленно зафиксировать факты, термины, базовые понятия в виде ответов

Уровень 1

Знание, Запоминание фактов

Что...?                        Кто были главные...?               Когда... произошло?                  Вспомните...

Где ...?                       Кто/Что из ...?                            Как бы вы объяснили ...?          Выберите ...

Почему ...?               Как ... произошло?                   Как бы вы описали ...?               Определите ...

Когда ...?                   Как бы вы показали ...?          Перечислите три ...                     Назовите ...

Как...?                        Кто был...?

Понимание

Сравните ...                                      Дайте классификацию следующего: ...         Что подразумевается ...?

Найдите контраст ...                       Какая главная идея ...?                                      Что вы можете сказать о ...?

Продемонстрируйте ...                   Какие предложения подтверждают ...?         Каков наилучший ответ ...?

Передайте своими словами ...     Объясните, что сейчас происходит ...             Как бы вы кратко передали ....?

Как бы вы передали другими словами ...

Какие факты ил идеи показывают ...?

 

Уровень 2

Применение

Как бы вы использовали...?                                              Как бы по-другому вы сделали, чтобы ...?

Какие примеры вы можете найти ...?                             Как бы вы решили ..., используя то, чему сейчас

Примените факты, чтобы ...                                           научились?

Как бы вы показали ваше понимание ...?                      Как бы вы расположили ..., чтобы показать ...?

Какой подход вы бы использовали ...?                          Какие элементы вы выбрали бы, чтобы изменить ...?

Что случилось бы в результате ...?                                 Какие факты вы бы отобрали, чтобы показать ...?

О чем вы бы спросили в интервью с ...?

Как бы вы применили то, чему научились, чтобы

развить ...?

Анализ

Как ... связано с ...?            Каковы части или характерные черты ...?           На    какие    категории    вы    бы

Почему вы думаете ...?     Как бы вы проклассифицировали ...?                  распределили ...?

Какова тема ...?                   Определите разные части ...                                   Какое заключение можно вывести

Какой мотив в ...?               Какие доказательства можно найти ...?               ...?

Перечислите части ...?      Какие взаимоотношения между ...?                    Какие можно сделать выводы...?

Какова функция ...?            Проведите различия между ...

Какие идеи подтверждают ...?

Уровень 3

Оценивание

Вы согласны с действиями ...?                                        Что бы вы процитировали в защиту действий ...?

Вы согласны с последствиями ...?                                  Какой выбор вы сделали бы на их месте?

Каково ваше мнение о ...?                                                В каком порядке по важности вы бы расставили ...?

Как бы вы доказали ...? опровергли...?                          Какое суждение вы бы вынесли о ...?

Определите ценность или важность ...                           Основываясь   на   том,   что   знаете,   как   бы   вы

Было бы лучше, если бы ...?                                           объяснили ...?

Почему они (персонаж) выбрали ...?                              Какие данные были использованы, чтобы прийти к

Что бы вы порекомендовали ...?                                    этому заключению?

К какому сорту вы бы отнесли ...?                                  Как бы вы сравнили идеи ...? людей ...?

Как бы вы могли определить ...?

Как бы вы обосновали ...?

Почему это лучше, чем ...?

Творчество

Как бы вы улучшили ...?             Что бы вы изменили, чтобы       Что можно было бы скомбинировать, чтобы

Как вы думаете, почему ...?        решить ...?                                      улучшить (изменить) ...?

Предложите альтернативу ...      Что бы случилось, если бы?     Как бы вы  переделали  ..., чтобы создать Придумайте….                                                                                   другое...?

Предскажите       последствия,    Как бы  вы протестировали?     Как    бы    вы    изменили    (видоизменили) если...                                                                                                          содержание (план)...?

Постройте   модель,   которая    Какие   факты    вы    можете    Что    могло    бы    быть    сделано,    чтобы бы изменила ...                                       собрать ...?                                 уменьшить (увеличить)...?

Как   бы   вы   спроектировали    Придумайте        необычный    Если  вдруг вы могли бы  ..., что бы  вы ...?                                                        способ для...                                 сделали...?

Сформулируйте теорию о ...

 

Вопросы по Блуму

 

-       Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала , ориентированы на работу памяти

-       Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»

-       Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)

-       Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке

-       Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»

-       Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

 

13. Перепутанные цепочки

-       Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные

-       Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки

-       Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют

 

14. Верные и неверные утверждения

           В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения

           На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности.

 

15. Перекрестная дискуссия

           Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.

 

16. Шесть шляп мышления

-          Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.

-          Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.

-          Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.

-          Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.

-          Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.

-          Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности , о том, с чем связано.

 

 

 

17. Метод углов

              Учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в  процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе.

 

18. Зигзаг

Прием «Зигзаг» относится к  группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

 

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

    1.В данной стратегии может не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.

    2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

    3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов".  Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

4.  Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.
           Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

 

            Этот прием применяется и на текстах меньшего объема. В этом случае текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы - вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.

 

19. Бортовой журнал

Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он  может стать ведущим приемом на смысловой стадии.
                Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что я знаю по теме

Что нового узнал

Что не понял

 

 

 

 

               Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться

20. Двухчастный дневник

           Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

Цитата

Комментарии

   

   

 

 

 

21. Трёхчастный дневник

Цитата

Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?

Вопросы к учителю

   

   

   

22. Двойной дневник

вопросы

точка зрения автора

моя точка зрения

23. Концептуальная таблица

 Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

 

   

Категория
Сравнения

Категория
Сравнения

Категория
Сравнения

Категория
Сравнения

 

Персоналии
факты

   

   

   

   

 

Персоналии
факты

   

   

   

   

 

Персоналии
факты

   

   

 

 

 

 

 

24. "Сводная таблица" (описана Дж. Беллансом)

 

   Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации.

 

Тема 1

Тема 2

Линия сравнения

Тема 3

Тема 4

   

   

   

   

   

 

   Основной смысл использования приема "Сводная таблица" в технологии развития критического мышления заключается в том, что "линии сравнения", то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы в какой-нибудь группе "линий сравнения" не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные. "Важность" необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.
Например, сводная таблица урока по теме
"Развитие городского транспорта"

 

Извозчик

Конка

Омнибус

Линия сравнения

Трамвай

Автобус

Таксомотор

 

   

   

   

маршруты

   

   

   

 

   

   

   

популярность

   

   

   

 

   

   

   

внешний вид

   

   

   

 

 

 

25. "Таблица-синтез"

 

   Этот интересный прием был предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И.О.
На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
(СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) /до прочтения/

ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА
(СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ)

ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ)

1…………….
2…………….
3…………….
4…………….
5……………..
/во время чтения/
1……………..
2……………..

   

   

 

   При работе с информационным текстом предлагаем иной вариант "таблицы синтез":

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

ТОЛКОВАНИЕ

ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА

   

   

   

 

26. Прием «Фишбоун» (рыбный скелет)

      Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

                 Раскроем этот приём на примере темы “Первый властелин единого Китая” В “голове” помещается название события – объединение Китая, а в хвосте другое - восстание народа. Перед учениками ставится вопрос: “Что могло произойти между двумя этими событиями? Как могло получиться, что такое хорошее начало могло привести к таким неприятным событиям?” Ребята выдвигают предположения, и все они мною записываются на доске. Набирается разнообразие причин и появляется повод узнать настоящие причины. Для этого ребята работают с текстом учебника, на каждую группу дается отдельный пункт. Ребята читают, используя прием инсерт – чтение с пометками (V – подтвердилось, + – новое). После завершения чтения группы отчитываются в проделанной работе, и в “фишбоуне” в верхней части пририсовывается столько ребрышек, сколько всего промежуточных событий было обнаружено: строительство Великой китайской стены, сбор средств и т. д. В нижней части “фишбоуна” записываем причины, которые привели к записанным событиям. Каждому событию соответствуют свои причины или причина, поэтому количество ребрышек снизу и сверху может не совпадать. В итоге получается схема развития Китая, она может служить опорой для рассказа содержания темы. Таким образом, благодаря “фишбоуну” можно получить опорный конспект, научиться выделять события и их причины, делать краткие записи и работать в группе.

 

27. Игровой приём “Как вы думаете?”

 Игра осуществляется в следующем порядке:

1) в тетради вычерчивается таблица с тремя колонками – “никогда”, “иногда”, “всегда” или на доске вывешивается игровое поле с соответствующими разделами;

2) учащиеся получают карточки с информацией, каждая карточка может быть разного цвета;

3)учащиеся читают карточки и кладут их на определённое место, при этом может получиться, что одни и те же карточки окажутся в разных местах, каждый объясняет свой выбор, но разногласия остаются.

 

28. Прием « Мудрые совы»

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:

Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.

Что не ждали?  Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

Ты уже знаешь, последние новости?   Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

Известное и неизвестное.  Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.

Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

Поучительный вывод.  Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

Важные темы для обсуждения.  Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

    Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы. 

 

 

 

29. Социо-игровое задание РАФТ

Социо-игровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).

              Основной задачей для выполняющих это социо-игровое задание будет являться описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи будет еще и в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается.
Итак РАФТ - это Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).

              Начинать надо, конечно, с темы.

              Теперь можно перейти к выбору роли. Это очень важный этап. Мы не просто выбираем роль, а пробуем перевоплотиться в персонажа, почувствовать его. Не забудьте, что вам придется искать тот способ словесного воздействия, который позволяет воплотить заданный характер, сделать его узнаваемым. Речь у каждого героя особенная, имеющая свою лексику , свою конструкцию. Подумайте, к кому бы мог обратиться этот герой? То есть выберите аудиторию (адресат) и подумайте о форме, то есть в каком жанре герой мог бы обратиться к выбранной аудитории.          

Например,
   Роль – директор, завуч, учитель, родитель, ученик 10 класса, выпускник, ученик 1 класса, почетный гость, колокольчик (звонок), плакат на стене, уборщица, бантик на голове девочки и т.д.
   Аудитория – подруга, муж, товарищ по даче, жена, начальник УНО, случайный попутчик, какие-либо канцелярские принадлежности и т.п.
   Форма – эссе, монолог из спектакля, письмо, рассказ, фельетон, страдания, частушки, докладная записка, заявление и т.д.
   Тема – Праздник последнего звонка в моей школе.

Ход работы:

30.   Выбор темы, роли, аудитории, формы.

    2. Обсуждение в группе, в паре выбранных параметров.
Задача – услышать советы, предложения, которые помогут перевоплотиться, нащупать сюжетную линию будущего текста. Какие факты, детали могли бы заинтересовать выбранного героя на празднике последнего звонка, о чем бы он непременно захотел бы рассказать и как.

    3. Письмо.
В течение отведенного времени создается текст, соответствующий выбранным параметрам.

    4. Правка.
Когда текст записан, а отведенное время закончено, можно помочь друг другу совершенствовать написанное. Автор может работать и самостоятельно, если в тексте содержится что-либо сокровенное.

    5. Читка в читательском кресле.

    6. Работа в группах.
Ознакомившись с текстами друг друга, необходимо выделить основные суммарные моменты. Это одна из форм мониторинга. Можно обсудить эти суммарные моменты текстов , разницу в изложении одних и тех же фактов. Поговорить о неоднозначности всего происходящего.

    7. На этом этапе можно переформировать группы, объединив по жанрам, использованным при написании текста. Предметом разговора в этих группах будет специфика жанра, жанровые особенности и их соблюдение в текстах. Этот этап, безусловно, может отсутствовать.

Данная стратегия формирует ряд умений и навыков учащихся:
   - готовность к импровизации;
   - свободное взаимодействие ( общение на том языке, на котором думает собеседник);
   - анализ своих поступков и происходящих событий, осознание своего отношения к миру;
   - формирует понимание специфики жанра, учит разбираться в художественных средствах.

   Необходимо также заметить, что форма 3-го лица помогает снять страх перед самостоятельным высказыванием.
   Для внимательного учителя это еще и способ вглядеться в своих учеников, так как невозможно сыграть «того, кто ты не есть на самом деле».

30. Двухрядный круглый стол

              В процессе проведения "Двухрядного круглого стола" преподаватель формирует из участников две группы. Первая группа образует "внутренний" круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. При этом важно чтобы учащиеся не критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение. Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями. Преподаватель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга преподаватель предлагает группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.

 

31. Перекрёстная дискуссия


                 Перекрестная дискуссия создает условие для предупреждения однозначного толкования события, поступков и характеров героев и т.п. Это очень важные умения для современной жизни. Во-первых, дети в силу возрастных особенностей, воспитания категоричны в своих оценках. Они видят очень конкретные полярные явления (плюс - минус, черное-белое, добро-зло). К сожалению, у некоторых этот детский максимализм сохраняется надолго, что, безусловно, значительно усложняет им жизнь. Между тем в окружающем мире мы не встретим однозначных, плоскостных явлений. И добро может быть "с кулаками", и зло " во благо", и красота уродлива, а уродство красиво. Смотря кто, как и зачем смотрит, делает, говорит и т.п. Все великие открытия совершаются тогда, когда "открыватель" подвергает сомнению установленное мнение. Так Коперник, подвергнув сомнению общепринятое мнение, что звезды и планеты движутся вокруг Земли, смог увидеть Солнце как центр системы.
   Перекрестная дискуссия интересна еще и тем, что помогает овладеть приемами аргументации, научного доказательства, формирует умение отстаивать свою точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям. Внимательность к мнению других помогает не только выяснить смысл вещей, но и формирует демократический стиль взаимодействия. "Я опровергну то, что вы сказали, но я буду до смерти защищать Ваше право говорить это",- писал Вольтер. Эта мысль должна быть ведущей при проведении любой, а не только перекрестной дискуссии. Важно внимательно слушать не только единомышленников и нельзя слышать только себя.

   Технология проведения перекрестной дискуссии включает в себя несколько этапов.
   - Формулировка вопроса.
   - Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию должен быть проблемным и, соответственно, не иметь однозначного ответа. Он записывается посередине страницы.
   - Составление схемы для перекрестной дискуссии.
   Она выглядит так.
   Вопрос - проблема?
Да (за)   Нет (против)
1.             1.
2.             2.
3.             3.
   Вывод (краткий): Да, потому что…   Нет, потому что…
   - Теперь предлагаем учащимся составить список аргументов "за" и "против".
   Необходимое замечание. На этом этапе могут возникнуть сомнения у учителей и учащихся: нравственно ли, имея твердое убеждение, доказывать противоположную точку зрения. В этом случае можно предложить записать свои аргументы и предугадать аргументы оппонентов.

   Алгоритм работы таков:
   - Когда каждый набрал достаточное количество аргументов, можно обсудить их в группе, обменяться идеями.
   - Теперь можно озвучить аргументы для всего класса. Сначала "за", затем "против". Предлагаем учащимся внимательно слушать друг друга, не повторять уже высказанную мысль, записывать наиболее понравившиеся аргументы одноклассников.
   Этот этап необязателен, если учитель хочет организовать в классе полемику.
   - Заканчивается урок индивидуальной работой.
   Просим каждого участника еще раз внимательно посмотреть на аргументы и контраргументы и ответить на вопрос дискуссии.
   Ответ может быть кратким или развернутым, можно предложить сочинение-размышление. Слабым учащимся можно предложить схему письменной работы:
   - Моя позиция.
   - Краткое обоснование.
   - Возможные возражения.
   - Доказательства правильности моей позиции.
   - Заключение.
   Планируя включение дискуссии в урок, необходимо, прежде всего, ясно осознать цель этого включения.

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Методы активизации познавательной деятельности 1

Методы активизации познавательной деятельности 1

Творческая форма рефлексии –

Творческая форма рефлексии –

Прием «Учебный мозговой штурм»

Прием «Учебный мозговой штурм»

Дерево предсказаний

Дерево предсказаний

Уровень 2 Применение Как бы вы использовали

Уровень 2 Применение Как бы вы использовали

Перепутанные цепочки -

Перепутанные цепочки -

Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер")

Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер")

Трёхчастный дневник

Трёхчастный дневник

Таблица-синтез"

Таблица-синтез"

Прием « Мудрые совы» Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе)

Прием « Мудрые совы» Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе)

Тема – Праздник последнего звонка в моей школе

Тема – Праздник последнего звонка в моей школе

В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии

В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии

Перекрестная дискуссия создает условие для предупреждения однозначного толкования события, поступков и характеров героев и т

Перекрестная дискуссия создает условие для предупреждения однозначного толкования события, поступков и характеров героев и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021