Статья на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"
Оценка 4.7

Статья на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"

Оценка 4.7
pptx
10.05.2024
Статья на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"
file1-bf62db512bfb2e0fd48a5e3b696a6c845ea8d918.pptx

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»

«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»

Методическая мастерская

Выполнила Зарипова Л.Ф.,
учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ №7 р.п. Приютово

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.

Математическая грамотность Основные направления формирования функциональной грамотности

Математическая грамотность Основные направления формирования функциональной грамотности

Математическая
грамотность

Основные направления формирования
функциональной грамотности

Читательская
грамотность

Финансовая грамотность

Креативное мышление

Глобальные компетенции

Естественнонаучная грамотность

Коммуникативная Социальная (бытовая) грамотность

Коммуникативная Социальная (бытовая) грамотность

Коммуникативная

Социальная (бытовая) грамотность

Информационная

Общая грамотность

Функции уроков истории и обществознания
для успешного формирования функциональной грамотности

Общественно
политическая грамотность

Компьютерная грамотность: искать информацию в сети

Компьютерная грамотность: искать информацию в сети


Компьютерная грамотность: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
Грамотность при решении бытовых проблем: использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи (для развития такой компетенции у нас сейчас есть замечательный курс – ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ).
Правовая и общественно – политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий

Функциональное чтение Средства формирования

Функциональное чтение Средства формирования

Функциональное чтение

Средства формирования ФГ
на уроках истории и обществознания

пересказы (мифов, рассказов, биографий и т.п.)

познавательные игры, викторины, уроки-дебаты,

исторические и обществоведческие диктанты и эссе

изучение исторических и правовых документов

Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли…

Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли…


пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
исторические диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.
функциональное чтениеэто чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц)

Комплекс учебных заданий по истории и обществознанию по формированию функциональной грамотности обучающихся

Комплекс учебных заданий по истории и обществознанию по формированию функциональной грамотности обучающихся

Комплекс учебных заданий по истории и обществознанию по формированию функциональной грамотности обучающихся

Читательская грамотность способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей

Читательская грамотность способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей

Читательская грамотность

способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей. Ученик должен научиться находить, извлекать нужную информацию, интерпретировать и интегрировать ее, осмысливать и оценивать содержание текста, использовать полученную информацию.

Приёмы: «От первого лица» - после прочтения текста например, составить рассказ от имени древнегреческого купца и или строителя египетских пирамид

Приёмы: «От первого лица» - после прочтения текста например, составить рассказ от имени древнегреческого купца и или строителя египетских пирамид

Приёмы:



«От первого лица»
- после прочтения текста например, составить рассказ от имени древнегреческого купца и или строителя египетских пирамид

Развернутый план текста
(составить план, содержащий не менее 3 пунктов с подпунктами)

«Схема»
- составить на основе текста схему, например «Сословный строй в России в XV- XVI вв.» или схему генеалогического дерева Романовых периода дворцовых переворотов

«Мозаика»
– приём работы, основанный на разделении текста для чтения. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.

Проработать текст, используя определенные условные значки

Проработать текст, используя определенные условные значки

Проработать текст, используя определенные условные значки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях.

Прием «Инсерт или условные знаки»

Цель: активный поиск информации

“V” – уже знал
“+” – новое
“-” – думал иначе
“?” – не понял, есть вопросы.

После прочтения текста, заполняют таблицу «Инсерт», где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносят сведения из текста. Этот прием работает на стадии осмысления.

Анализ исторического текста.

Работа с источниками Ученики получают карточки с письменными источниками по истории

Работа с источниками Ученики получают карточки с письменными источниками по истории

Работа с источниками

Ученики получают карточки с письменными источниками по истории Древнего Крита – поэтические и прозаические, художественные и документальные.

Цель: формирование навыков смыслового чтения. Их задача – выделить информацию, необходимую для заполнения пропущенных граф в таблице-шаблоне; подобрать подходящее содержанию таблицы заглавие.

Географическое положение

Столица царства

Имя наиболее известного правителя; сведения о нем

Причины могущества

Ремесла Крита

Приёмы « Корзина » (обучающиеся записывают все понятия, идеи, имена по данной теме)

Приёмы « Корзина » (обучающиеся записывают все понятия, идеи, имена по данной теме)

Приёмы



«Корзина»
(обучающиеся записывают все понятия, идеи, имена по данной теме).

«До-после»
Тема «Крестовые походы»:
В первом столбце «До» обучающийся описывает причины крестовых походов (Я думаю, что причины крестовых походов заключаются...), а во втором столбце «После»  перечисляет все причины и делает вывод.
.

Прием «Синквейн» . Гомер Выдающийся, легендарный,

Прием «Синквейн» . Гомер Выдающийся, легендарный,

Прием «Синквейн»

.

Гомер
Выдающийся, легендарный,
Писал, слагал, сочинял.
Создал «Илиаду» и «Одиссею».
Древнегреческий поэт.

Жанна дАрк
Отважная неординарная;
Воевала , победила сожгли,
Главнокомандующая французскими войсками в Столетней войне;
Орлеанская дева.

Потребности
биологические, социальные;
появляются, возникают, проявляются;
Побуждают человека к деятельности;
Нужда

Составление по тексту учебника кроссворда, ребуса, теста «Тонкие и толстые вопросы»

Составление по тексту учебника кроссворда, ребуса, теста «Тонкие и толстые вопросы»

Составление по тексту учебника кроссворда, ребуса, теста


«Тонкие и толстые вопросы»

У

Тема «Церковный раскол».
Тонкий вопрос
Кто был автором церковной реформы? Кто такие раскольники?
Толстый вопрос:
Какие причины церковного раскола можете назвать?

Кластер
выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди винограда

Прием «Верные и неверные утверждения»

Прием «Верные и неверные утверждения»

Прием «Верные и неверные утверждения»

Приложение: Лист с сеткой для игры в «X» и «О» и список верных и неверных утверждений.

1. Значительную часть Греции покрывают равнины.
2. Греция расположена на Балканском полуострове.
3. Тёплый климат.
4. Основная масса населения занимается земледелием.
5. Мелкие пересыхающие речки.
6. Нет городов.
и далее.

После выполнения работы выясняют, у кого какие значки в клетках стоят. Не по всем утверждениям мнения совпадут…
На стадии рефлексии возвращаемся к утверждениям, вносим изменения в сетку ответов.

SWOT-АНАЛИЗ Выбираем их готового списка наиболее важные факторы:

SWOT-АНАЛИЗ Выбираем их готового списка наиболее важные факторы:

SWOT-АНАЛИЗ

Выбираем их готового списка наиболее важные факторы:
Невозможность предугадать всевозможные случаи.
Не переживать по поводу раздела имущества при разводе.
Заранее определены условия раздела имущества в случае
развода.

Математическая грамотность предполагает способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы, включает также способность понимать «язык» математики

Математическая грамотность предполагает способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы, включает также способность понимать «язык» математики

Математическая грамотность
предполагает способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы, включает также способность понимать «язык» математики.

Приёмы: Тема «Внешняя политика

Приёмы: Тема «Внешняя политика

Приёмы:

Тема «Внешняя политика России в XVII веке»
Распределить числа/даты событий по двум группам – отношения России с Польшей и с Турцией:
1632–1634,1676–1681, 1654–1667, 1686, 1687, 1689.




Сколько лет назад проводились первые Олимпийские игры?
В каком году греки могли праздновать дату: 2500 лет, прошедших со дня победы при Марафоне(490 год до н.э.). VII.
Что было раньше и на сколько: Саламинская или Марафонская битва?

.

1) «Заблудившаяся дата»

2) «Решение исторических задач»

3) «Историческая хронология»

Тема Крестьянская реформа»
«Рассчитайте выкупную сумму, которую должен заплатить крестьянин Кузнецов, если сумма оброка в год составляет 8 рублей. Определите 20% суммы, которую Кузнецов должен самостоятельно выплатить помещику единовременно. Определите 80% выкупной суммы, которую предоставляло крестьянину государство на 49 лет под 6% годовых. Какую сумму должен был выплатить крестьянин Кузнецов государству в течение 49 лет?»

Приёмы: «Екатерина I правила Российским государством с 1725 по 1727 года

Приёмы: «Екатерина I правила Российским государством с 1725 по 1727 года

Приёмы:

«Екатерина I правила Российским государством с 1725 по 1727 года. Анна Иоанновна правила в 5 раз дольше, чем Екатерина Алексеевна. А Петр II правивший сразу после Екатерины I на 7 лет меньше, чем Анна Иоанновна. Между началом правления Анны Иоанновны и воцарением Екатерины II прошло 32 года.
В каком году к власти пришла Екатерина II?»




.

«Решение исторических задач»

«Историческая хронология»

«1613 году в России был избран первый царь из Династии Романовых. Спустя 380 лет в Российской Федерации будет принята Конституция.
За 5 лет до этого в стране праздновали юбилей: 1000 с момента принятия христианства на Руси». Когда случилось принятие Христианства?

Естественнонаучная грамотность способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов,…

Естественнонаучная грамотность способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов,…

Естественнонаучная грамотность

способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.

Естественнонаучная грамотность

Естественнонаучная грамотность

Естественнонаучная грамотность

Ч. Дарвин в своих исследованиях обратил внимание на довольно странный факт.
Оказалось, что древние каменные наконечники стрел, привезенные из самых разных мест, почти тождественны между собой

1.

1. В чем состоит главная идея представленной информации?
2. У современного человека было два ближайших предка. Назвать их.
Дать объяснение данному факту.

Географическое положение
природа- занятия.
Работа с картой
Плавание вокруг Африки.
Финикийские колонии.

Естественнонаучная грамотность 1

Естественнонаучная грамотность 1

Естественнонаучная грамотность

1.

Финансовая грамотность это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере, а также личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно…

Финансовая грамотность это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере, а также личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно…

Финансовая грамотность

это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере, а также личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика

В семье Антоновых совокупный доход составляет 38 тыс

В семье Антоновых совокупный доход составляет 38 тыс

В семье Антоновых совокупный доход составляет 38 тыс. р. Расходы на самое необходимое — 20 тыс. р. Максим Антонов тратит на машину, спорт, одежду и обувь ежемесячно 7,5 тыс. р., а его жена Мария тратит на косметику, спорт, одежду, обувь, театр и др. — 8 тыс. р. На их маленького сына Витю, который ходит в детский сад, уходит 4 тыс. р.

1. Что образуется в результате такого ведения хозяйства?
2. Живёт ли семья по средствам?
3. Каковы последствия такого планирования своих финансов?

Глобальная грамотность -это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия…

Глобальная грамотность -это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия…

Глобальная грамотность
-это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Правовое обсуждение . Андрей:

Правовое обсуждение . Андрей:

Правовое обсуждение.
Андрей: Если опираться на экономические факторы, то смертная казнь более выгодна для государства чем пожизненное заключение.. Ведь содержать преступника нужно содержать около 20 лет. Да и среди налогоплательщиков есть родственники жертвы преступления. И высшая мера наказания показывает потенциальным преступникам уровень реальной ответственности.
Ирина: Я считаю, что смертная казнь – это дикость. Мы живем в XXI веке! В век высоких технологий! Я не могу понять как убийство еще одного человека может воскресить другого? Данный вопрос обсуждается в Венской конвенции и волнует умы людей не одно десятилетие. Да и судьи могут ошибиться, а человека не вернешь.

Используйте письма для ответов на вопросы, предлагаемые ниже.
а) выразить свою точку зрения о возможности применения смертной казни как высшей меры наказания
Б) продемонстрировать свой социальный опыт

Креативное мышление умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше

Креативное мышление умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше

Креативное мышление

умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Креативное мышление Написание рассказа «

Креативное мышление Написание рассказа «

Креативное мышление

Написание рассказа « Один день из жизни неприкасаемого».
Написание эссе для сильных учеников на тему «Познакомившись с законами Хаммурапи, я …»
Написание сочинения об Олимпийских играх « Пять незабываемых дней».
Составление рассказа «Наставления опытного легионера римской армии новобранцу «Пусть век солдата быстротечен, но вечен Рим, но вечен Рим…»
Составление рассказа « Один день из жизни римского сенатора».

Технологии формирования функциональной грамотности

Технологии формирования функциональной грамотности

Технологии формирования функциональной грамотности

Проблемное обучение

Педагогика сотрудничества

Проектное обучение

Информационно – коммуникативные технологии

Игровые технологии

Технология развития критического мышления технологии РКМЧП

Прием «Минимакс» Не все, что есть в учебнике, нужно запоминать и выполнять!

Прием «Минимакс» Не все, что есть в учебнике, нужно запоминать и выполнять!

Прием «Минимакс»

Не все, что есть в учебнике, нужно запоминать и выполнять!

Порядок действий при подготовке к уроку

Определить минимум ближайшего урока

Выделить в параграфе минимум и спланировать работу прежде всего с этим минимальным содержанием

Распорядиться максимумом: если успеем – хорошо, если нет – ничего страшного!

Убрав максимум с урока, получаем
5-15 мин для развития умений – действий.

Учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся

Учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся

Учебные предметы
«История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2024