Компьютерная грамотность: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
Грамотность при решении бытовых проблем: использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи (для развития такой компетенции у нас сейчас есть замечательный курс – ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ).
Правовая и общественно – политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий
Функциональное чтение
Средства формирования ФГ
на уроках истории и обществознания
пересказы (мифов, рассказов, биографий и т.п.)
познавательные игры, викторины, уроки-дебаты,
исторические и обществоведческие диктанты и эссе
изучение исторических и правовых документов
пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
исторические диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.
функциональное чтение– это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц)
Читательская грамотность
способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей. Ученик должен научиться находить, извлекать нужную информацию, интерпретировать и интегрировать ее, осмысливать и оценивать содержание текста, использовать полученную информацию.
Приёмы:
«От первого лица»
- после прочтения текста например, составить рассказ от имени древнегреческого купца и или строителя египетских пирамид
Развернутый план текста
(составить план, содержащий не менее 3 пунктов с подпунктами)
«Схема»
- составить на основе текста схему, например «Сословный строй в России в XV- XVI вв.» или схему генеалогического дерева Романовых периода дворцовых переворотов
«Мозаика»
– приём работы, основанный на разделении текста для чтения. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.
Проработать текст, используя определенные условные значки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях.
Прием «Инсерт или условные знаки»
Цель: активный поиск информации
“V” – уже знал
“+” – новое
“-” – думал иначе
“?” – не понял, есть вопросы.
После прочтения текста, заполняют таблицу «Инсерт», где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносят сведения из текста. Этот прием работает на стадии осмысления.
Анализ исторического текста.
Работа с источниками
Ученики получают карточки с письменными источниками по истории Древнего Крита – поэтические и прозаические, художественные и документальные.
Цель: формирование навыков смыслового чтения. Их задача – выделить информацию, необходимую для заполнения пропущенных граф в таблице-шаблоне; подобрать подходящее содержанию таблицы заглавие.
Географическое положение | |
Столица царства | |
Имя наиболее известного правителя; сведения о нем | |
Причины могущества | |
Ремесла Крита |
Приёмы
«Корзина»
(обучающиеся записывают все понятия, идеи, имена по данной теме).
«До-после»
Тема «Крестовые походы»:
В первом столбце «До» обучающийся описывает причины крестовых походов (Я думаю, что причины крестовых походов заключаются...), а во втором столбце «После» перечисляет все причины и делает вывод.
.
Прием «Синквейн»
.
Гомер
Выдающийся, легендарный,
Писал, слагал, сочинял.
Создал «Илиаду» и «Одиссею».
Древнегреческий поэт.
Жанна дАрк
Отважная неординарная;
Воевала , победила сожгли,
Главнокомандующая французскими войсками в Столетней войне;
Орлеанская дева.
Потребности
биологические, социальные;
появляются, возникают, проявляются;
Побуждают человека к деятельности;
Нужда
Составление по тексту учебника кроссворда, ребуса, теста
«Тонкие и толстые вопросы»
У
Тема «Церковный раскол».
Тонкий вопрос:
Кто был автором церковной реформы? Кто такие раскольники?
Толстый вопрос:
Какие причины церковного раскола можете назвать?
Кластер
выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди винограда
Прием «Верные и неверные утверждения»
Приложение: Лист с сеткой для игры в «X» и «О» и список верных и неверных утверждений.
1. Значительную часть Греции покрывают равнины.
2. Греция расположена на Балканском полуострове.
3. Тёплый климат.
4. Основная масса населения занимается земледелием.
5. Мелкие пересыхающие речки.
6. Нет городов.
и далее.
После выполнения работы выясняют, у кого какие значки в клетках стоят. Не по всем утверждениям мнения совпадут…
На стадии рефлексии возвращаемся к утверждениям, вносим изменения в сетку ответов.
Математическая грамотность
предполагает способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы, включает также способность понимать «язык» математики.
Приёмы:
Тема «Внешняя политика России в XVII веке»
Распределить числа/даты событий по двум группам – отношения России с Польшей и с Турцией:
1632–1634,1676–1681, 1654–1667, 1686, 1687, 1689.
Сколько лет назад проводились первые Олимпийские игры?
В каком году греки могли праздновать дату: 2500 лет, прошедших со дня победы при Марафоне(490 год до н.э.). VII.
Что было раньше и на сколько: Саламинская или Марафонская битва?
.
1) «Заблудившаяся дата»
2) «Решение исторических задач»
3) «Историческая хронология»
Тема Крестьянская реформа»
«Рассчитайте выкупную сумму, которую должен заплатить крестьянин Кузнецов, если сумма оброка в год составляет 8 рублей. Определите 20% суммы, которую Кузнецов должен самостоятельно выплатить помещику единовременно. Определите 80% выкупной суммы, которую предоставляло крестьянину государство на 49 лет под 6% годовых. Какую сумму должен был выплатить крестьянин Кузнецов государству в течение 49 лет?»
Приёмы:
«Екатерина I правила Российским государством с 1725 по 1727 года. Анна Иоанновна правила в 5 раз дольше, чем Екатерина Алексеевна. А Петр II правивший сразу после Екатерины I на 7 лет меньше, чем Анна Иоанновна. Между началом правления Анны Иоанновны и воцарением Екатерины II прошло 32 года.
В каком году к власти пришла Екатерина II?»
.
«Решение исторических задач»
«Историческая хронология»
«1613 году в России был избран первый царь из Династии Романовых. Спустя 380 лет в Российской Федерации будет принята Конституция.
За 5 лет до этого в стране праздновали юбилей: 1000 с момента принятия христианства на Руси».Когда случилось принятие Христианства?
Естественнонаучная грамотность
способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Естественнонаучная грамотность
Ч. Дарвин в своих исследованиях обратил внимание на довольно странный факт.
Оказалось, что древние каменные наконечники стрел, привезенные из самых разных мест, почти тождественны между собой
1.
1. В чем состоит главная идея представленной информации?
2. У современного человека было два ближайших предка. Назвать их.
Дать объяснение данному факту.
Географическое положение
природа- занятия.
Работа с картой
Плавание вокруг Африки.
Финикийские колонии.
Финансовая грамотность
это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере, а также личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика
В семье Антоновых совокупный доход составляет 38 тыс. р. Расходы на самое необходимое — 20 тыс. р. Максим Антонов тратит на машину, спорт, одежду и обувь ежемесячно 7,5 тыс. р., а его жена Мария тратит на косметику, спорт, одежду, обувь, театр и др. — 8 тыс. р. На их маленького сына Витю, который ходит в детский сад, уходит 4 тыс. р.
1. Что образуется в результате такого ведения хозяйства?
2. Живёт ли семья по средствам?
3. Каковы последствия такого планирования своих финансов?
Глобальная грамотность
-это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Правовое обсуждение.
Андрей: Если опираться на экономические факторы, то смертная казнь более выгодна для государства чем пожизненное заключение.. Ведь содержать преступника нужно содержать около 20 лет. Да и среди налогоплательщиков есть родственники жертвы преступления. И высшая мера наказания показывает потенциальным преступникам уровень реальной ответственности.
Ирина: Я считаю, что смертная казнь – это дикость. Мы живем в XXI веке! В век высоких технологий! Я не могу понять как убийство еще одного человека может воскресить другого? Данный вопрос обсуждается в Венской конвенции и волнует умы людей не одно десятилетие. Да и судьи могут ошибиться, а человека не вернешь.
Используйте письма для ответов на вопросы, предлагаемые ниже.
а) выразить свою точку зрения о возможности применения смертной казни как высшей меры наказания
Б) продемонстрировать свой социальный опыт
Креативное мышление
умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
Креативное мышление
Написание рассказа « Один день из жизни неприкасаемого».
Написание эссе для сильных учеников на тему «Познакомившись с законами Хаммурапи, я …»
Написание сочинения об Олимпийских играх « Пять незабываемых дней».
Составление рассказа «Наставления опытного легионера римской армии новобранцу «Пусть век солдата быстротечен, но вечен Рим, но вечен Рим…»
Составление рассказа « Один день из жизни римского сенатора».
Прием «Минимакс»
Не все, что есть в учебнике, нужно запоминать и выполнять!
Порядок действий при подготовке к уроку
Определить минимум ближайшего урока
Выделить в параграфе минимум и спланировать работу прежде всего с этим минимальным содержанием
Распорядиться максимумом: если успеем – хорошо, если нет – ничего страшного!
Убрав максимум с урока, получаем
5-15 мин для развития умений – действий.
Учебные предметы
«История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.