Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения учащихся
«Знать, чтобы выжить!», такой девиз можно предпослать уроку ОБЖ, цель которого внести вклад в воспитание личности, способной во всеоружии встретить любые опасности и трудности, неизбежные в реальной жизни. Уроки ОБЖ являются главными в школьной программе, так как школа должна давать не только обширные знания, но и нести ответственность за безопасность жизни и здоровье детей, учить грамотным действиям в условиях ЧС.
Мы живем в обществе, подвергнутом суровым реальным испытаниям. Вопрос выживания остро встал на повестку дня. При правильном преподавании урок ОБЖ дает знания, навыки, необходимые в жизни каждому ученику. Обучение населения через наших учеников методикам выживания и защиты в ЧС – стратегическая задача всего курса ОБЖ и каждого урока в частности. Уроки безопасности нужны человеку каждый день.
1. Изучай виды и причины опасностей – не лезь туда, где беда.
2. Учись предвидеть их возникновение в любом месте, в любое время.
3. По возможности избегай опасности – не ходи в зоне риска.
4. Не пугайся, не паникуй в трудных ситуациях, действуй, грамотно и решительно.
5. Активно борись за жизнь.
6. Помогай себе и окружающим, попавшим в беду.
Однако одной теории недостаточно, нужны практические навыки, которые дети приобретают на каждом уроке. Урок ОБЖ является нестандартным, нетипичным, нетрадиционным, гибким, неповторимым, способствует психологическому воспитанию личностных качеств ребенка / решительности, целеустремленности, самоорганизации, ответственности за свои поступки/, ставит практические цели и осуществляет практические действия. Поэтому необходимо создавать такие условия, в которых ребенок мог реально участвовать. Формировать учебную ситуацию так, чтобы наглядно показать признаки развивающейся ЧС, в которой ученик должен предвидеть опасность, учитывая факторы риска, по возможности избегать её, а если удается, грамотно действовать.
Самый интересный метод педагогической работы в ходе преподавания ОБЖ – метод анализа типичных ситуаций, представляющих реальную и потенциальную опасность для жизни и здоровья. Объектом психолого-педагогического анализа могут выступать любые поступки и формы поведения, имеющие нежелательные последствия. Организация и проведение формы работы таковы:
1. Работа проводится с классом/командами.
2. Набор разбираемых ситуаций предлагает учитель или составляет совместно с ребятами, исходя из их опыта и актуальности данной темы, особенности региона, опасности, окружающие школу.
Задача учителя – отработать наиболее типичные ситуации, представляющие общий интерес, сформулировать ученикам описание случая. Работа проходит на нескольких уровнях: словесный разбор ситуации с предложение вспомнить случаи из жизни; разбор возможных ситуаций по принципу: «А, что, если бы …». Подборка вариантов готовится заранее; проработка ситуаций в процессе ролевой игры, где учащиеся играют роли участников ситуации. Возможно проигрывание нескольких вариантов «правильного» и «неправильного поведения; работа с конкретными ситуациями вне класса в условиях, приближенным к реальным на улице, в парке.
На уроках используются и другие методы обучения безопасности жизнедеятельности. Словесные, например, эвристическая беседа – форма наводящих вопросов, при правильных ответах на которые учащиеся самостоятельно приходят к запланированному учителем выводу или раскрытию свойств объекта, явления, процесса, что очень важно при изучении новой темы и позволяет учащимся понять суть учебного материала, найти истину. Благодаря этому материал изучается не со слов учителя, а в процессе поиска ответов на вопросы.
Это важно! Эффективный метод нетрадиционного урока – подготовка докладов, к которым дети готовятся заранее за 1-2 недели по темам, которые формирует учитель, определяет источники информации, объем, план. На уроке для стимулирования внимания к докладу ставится задача, дается задание, решаемое с помощью информации текста доклада, поощряются вопросы к докладчику.
Практические – с целью усвоения навыков и умений, основанных на применении теоретических знаний. Практические работы проводятся систематически. В зависимости от познавательной активности практическую работу можно организовать по образцу, алгоритму, самостоятельно.
Наглядные – улучшают понимание материала, систематизируют его, активизируют познавательную деятельность учащихся, внутренне готовя их к восприятию материала, выполнению заданий, позволяют выстроить логически-следственные связи. В настоящее время в школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда можно остановить, используя нестандартные уроки – это импровизированные учебные занятие, имеющие нетрадиционную /неустановленную/ структуру.
Педагогическая профессия по своей природе творческая. Любое творчество нередко представляет собой перестройку уже сложившейся деятельности, ломку старых, устоявшихся представлений, переход деятельности в новое качество. А это невозможно без новых форм обучения, поэтому учитель должен уметь конструировать уроки нового типа с использованием нетрадиционных форм обучения. Анализируя педагогическую литературу, можно выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.
1. Уроки – «погружения».
2. Уроки – деловые игры.
3. Уроки – «Пресс-конференции».
4. Уроки – соревнования.
5. Уроки типа КВН.
6. Театрализованные уроки.
7. Уроки консультации.
8. Компьютерные уроки.
9. Уроки с групповыми формами работы.
10. Уроки взаимообучения учащихся.
И т.д.
Нестандартные уроки по замыслу, организации, методике проведения больше нравятся детям, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Отражают психолого-педагогическую деятельность учителя и учащихся в современных условиях, побуждают к действию.
Используя в педагогической практике нетрадиционные средства обучения, достигла результатов:
1. Укрепление духовного, физического, психологического здоровья учащихся, на основе чего может складываться безопасность жизнедеятельности. В нашей школе наблюдается уменьшение прироста заболеваний детей, а показатель уровня воспитанности достиг 4.4 балла, выше среднего.
2. Формирование культуры учебно-познавательной деятельности повышает эффективность образования и является одним из факторов здоровьесбережения. Качество знаний по предмету ОБЖ составляет 85-87%.
3. Воспитание личности безопасного типа. Однако, быстрых результатов на этом пути, на мой взгляд, ожидать не следует.
ОБЖ – важный предмет, ибо призван научить детей, как сохранить жизнь и здоровье в ЧС. Если проводить занятия по предмету формально, казенно, поставленной цели не достичь! Поэтому главный принцип в моей работе – «не навреди!».
Литература:
1. Журнал ОБЖ / март 2009г. / Е.Римская. Применение инновационных технологий.
2. Журнал ОБЖ № 7 / февраль 1998г. / Урок нового типа.
3. Журнал. Военные знания № 8 / 1999г. / Ю.А. Иванов. Чего не хватает в курсе ОБЖ.
4. Давыдов В.В. Технологии развивающего обучения. Москва 1990г.
5. Селевко Г.К. Педагогические технологии. Москва 1989г.
6. М.А. Павлова, О.С. Гришанова, Е.В. Гусева. Сопровождение здоровья учащихся в общеобразовательных учреждениях. Издатель: Учитель. 2010 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.