Статья: «Основы социальной работы».

  • docx
  • 03.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала №6. Ш. Статья соц..docx

 

                               Статья: «Основы социальной работы».

Социальная работа в системе образования еще только начинает свое становление как особое направление социальной сферы РФ, в связи с этим следует указать на социально-педагогические аспекты социальной работы в целом и обозначить соответствующие рабочие поля, в которых ей предстоит действовать: - дошкольное воспитание (уход, воспитание и обучение в яслях, детских садах, группах дневного пребывания, школьных подготовительных классах и т.д.); - работу с молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультации при подготовке домашних заданий, помощь подрастающему поколению в профессиональной ориентации, работа с молодежными клубами) - воспитание в детских домах и приютах (воспитание, сопровождение, создание условий, близких к семейному воспитанию, развитие самостоятельности и т.д.); - формы, содержание и методы обучения взрослых (профессиональное обучение и образование, социальная работа на предприятиях, организация самопомощи, семейные консультации и т.д.); - социально-педагогическая помощь семье (консультации, помощь в решении повседневных проблем, мероприятия по поддержке семьи); - социальная работа в школе. Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе:
- проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб – детей инвалидов, детей- сирот, детей из многодетных и неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко:

прежде всего, социально-бытовая материальная помощь, обеспечение жизненных потребностей и решение сегодняшних проблем; - проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем.
Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет. Многообразные школьные трудности имеют различные причины.

Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). К числу внешних факторов относятся условия, в которых растет и развивается ребенок и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии.

Так же к внешним факторам, отрицательно влияющим на развитие ребенка относятся: экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д. К числу эндогенных факторов относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья. Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффективность ее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ. Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. Исходя из проблематики современной российской школы можно определить следующие цели социальной работы в школе:
- способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;

- развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив;

- способствовать развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии; - участие в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации,
педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения.

Конечно же, необходимо еще раз подчеркнуть, что данная работа проводится совместно с психологической службой школы, так как только посредством кооперации специалистов обеих профессиональных групп можно адекватно реагировать на комплексность конкретных проблем, представленных в школе.

Устранять данные проблемы можно посредством форм и методов социальной работы в школе:

- групповая работа со школьниками вне занятий;

- предложения по организации занятий (игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий);

- соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);

- работа с родителями, представление интересов родителей;

- профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии; - консультирование;

- работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики;

- научное обоснование, сопровождение и оценивание.

«Энциклопедия социальной работы» в переводе с английского, на наш взгляд, обширный источник проблем и их освещения деятельности социальных работников в США. Также в моей работе использована статья Михайловой А. «Тамбов - Терре-Хот: сотрудничество продолжается». В ней уделяется внимание обмену опытом Тамбовского Государственного Университета с Индианским Университетом США по вопросам обучения будущих социальных педагогов. Актуальность данной работы определяется в первую очередь незавидным положением в нашей стране, касающимся социальных вопросов. Эти проблемы отражаются также на детях, которым помощь требуется не в последнюю очередь. Социальный педагог оказывает помощь различным категориям детей в школе. Социальная работа в школе находит все большее применение. В свете социальных проблем, присущих  школе и другим учреждениям системы образования, участие социальных работников, социальных педагогов и психологов становится все более необходимым. В исследовании объектом является работа социального педагога в учреждениях образования, а предметом – формы, содержание, методы и технологии работы школьного социального педагога. При написании данной работы использовалась книга следующей группы авторов: Нагавкина Л. С., Крокинская О. К., Косабуцкая С. А. «Социальный педагог: введение в должность».

Данный сборник является первым шагом к созданию серии информационно- методических материалов, которые помогут начинающим социальным педагогам на пути их профессионального самоопределения.

АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Социальный педагог – ключевая фигура в школе, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку. Проблема развития социальной педагогики в России очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад. В настоящее время для введения ставок социальных педагогов в штатное расписание имеется необходимая нормативная база. В соответствии со статьёй 55 закона «Об образовании» ставка социального педагога – организатора, как и социального педагога, составляет 36 часов педагогической работы в неделю. Теперь рассмотрим основные должностные обязанности социального педагога. Социальный педагог организует воспитательную работу в классе, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья. Создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное  время.

Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации. Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции. Школьные социальные педагоги делают рейды в семьи учащихся. Это неотделимая часть их работы.

Школьный социальный педагог
– в организации своей работы даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.

Социально-педагогическая деятельность
– это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. В современных условиях в работе различных структур в области социальной защиты определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог.

Это:  - Оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);

-  Организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);

-  Влияние на человека. Процесс влияния на человека – это процесс педагогического и психологического воздействия.

 Этим занимается социальный работник, социальный педагог.
Что же является главным в работе социального педагога, чем она отличается от работы педагога – предметника и даже классного руководителя. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь с каждым в отдельности. Социальный педагог работает в области защиты ребёнка, подростка, оказывает ему социальную или медицинскую помощь; он должен уметь организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию. Сегодня образование, взяв в своей деятельности, как первостепенное, воспитание ребёнка, формирование личности, изменяет своё содержание и методы работы. Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог, - это школа, и его работа в школе – особый вопрос. Социальный педагог помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещений учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребёнку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции, полиции. От школьного врача он узнаёт о длительной болезни ребёнка, её причинах, и, чтобы предотвратить отставание в учёбе, помогает заниматься дома или в больнице. Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одарённые. Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае – научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность. Сегодня актуальна нехватка различных секций и клубов, разнообразных трудовых, туристических и краеведческих отрядов. То есть в настоящее время мало занято в организационном плане внеучебное время школьника. Социальный педагог становится
организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона, что также немаловажно сегодня. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы. Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключённым из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе. Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом: изучает семью; помогает семьям в кризисных ситуациях; помогает в оздоровлении среды; помогает в улучшении психологической обстановки и педагогической культуры среды; защищает интересы ребёнка; налаживает контакты. Для решения всех вышеописанных задач социальный педагог изучает ребёнка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога. Поддержать ребенка в трудную минуту - дело не легкое. Как же помочь ребенку? Как должен вести себя в такой ситуации социальный педагог? Поддержать духовно, научить стойкости, искать выход, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в жизни можно изменить к лучшему. Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы. Актуальным является наличие у социального педагога организаторских способностей, умения и быстро принять решение, быстро организовать реабилитационную работу. Но главное - быть добрым. Итак, завершая тему о «нужности» деятельности социального педагога в современный период, можно перечислить следующие организации и учреждения, где актуально присутствие социального педагога:

· в школе, в классе, для работы с детьми из неблагополучных семей;

· в школах-интернатах, детских домах, приютах;

· в лесных школах, детских санаториях;

· в социально-образовательных центрах;

· в реабилитационных и коррекционных центрах;

· в культурных центрах, центрах досуга;

· в летних лагерях труда и отдыха.

Также нужно упомянуть некоторые статистические данные по социальным проблемам и неблагополучным ситуациям, касающимся детей России в современных условиях. Например, увеличение смертности детей, сокращение рождаемости, рост числа детей-инвалидов - все это результаты современного экономического и политического кризиса в стране. Снижение жизненного уровня населения сказалось на детях, их нравственном, физическом и психическом здоровье. Дети и подростки оказались наиболее незащищенными среди населения страны. Отсутствие государственных мер защиты детей и подростков сказывается на их деятельности, общении, приводит к антиобщественному поведению, погоне за деньгами любыми средствами, росту преступности. Кризис образования, остаточное финансирование вылились в нехватку кадров; оторванность школы от общественных процессов сказывается на воспитании подрастающего поколения. Сегодня более 50% подростков, совершающих преступления, из неполной семьи; более 30% детей с психическими отклонениями росли без отца. Но все же на сегодняшний день в России 4 млн. беспризорных, 6 тыс. преступлений совершено подростками, 2тыс. детей самоубийц, 573 детей-сирот. Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот и детей-инвалидов увеличилось на 70%. Резко сократилось число детей, которых берут под опеку. По сравнению с 1994 г. на 50% сократилось усыновление, что влечет за собой необходимость увеличения мест в детских домах. Что касается детей-беглецов, то в основном это подростки 15-16 лет, чаще дети из городских семей, меньше - из сельских. Из детей, убегающих из семьи, 56,7% - девочки, 43,3% - мальчики, 8% из них прогуливают школу, 17% были исключены из школы, 5% временно бросили школу, 69% - учились, 1% - окончили школу. Причиной побега являются волнения ребенка из-за неудач 8 в достижении цели, конфликты в семье. Убегающие девочки чаще беременны или пережили сексуальное насилие, их чаще всего втягивают в раннюю половую жизнь. Безнадзорность, стрессовость, отравления и несчастные случаи увеличили смертность детей. Почти в 3 раза выросло число инфекционных заболеваний, на 10% дизентерией, на 15% - туберкулезом, на 3% - гонореей, в 2,7 раза - сифилисом, в 1,8 раза – чесоткой. На 15% увеличилось количество детей-инвалидов до 16 лет. Особый разговор о здоровье подростков. Это раннее курение, наркомания, алкоголизм, психозы, ранее начало половой жизни. К числу факторов, отрицательно влияющие на здоровье ребенка, можно отнести и современную систему образования. В детском саду наблюдается переуплотнение групп, отсутствие нужной мебели. В школе переход на пятидневную неделю привел к переутомлению и увеличению заболеваемости детей с 15% до 24%. Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого отношения к детям в семье. Очевидностью плохого обращения являются следы побоев на теле ребенка. Обобщая вышеописанное, можно сделать вывод, что задача социального педагога состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая могла бы помочь ребенку выйти из кризиса, в котором он оказался. Надо помнить, что такие дети часто привязываются к воспитателю, и здесь важен его профессионализм и доверительное отношение к ребенку.
Социальный педагог является равноправным членом педагогического коллектива. Он принимает участие в работе педагогических советов и методических объединений. Социальному педагогу выделяется отдельное помещение. Он обеспечивается канцелярскими товарами, сейфами для хранения личных дел, оргтехникой и средствами на транспортные расходы. Учитывая специфический характер социально-педагогической деятельности, режим работы социального педагога должен быть вариативным, гибким. График работы социального педагога утверждается руководителем образовательного учреждения. При составлении графика учитывается время, затраченное вне учреждения образования на выполнение своих служебных обязанностей.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Акт обследования жилищно-бытовых условий учащегося
АКТ № _____________ от «____»_________________________20___г. Обследование жилищно –

бытовых условий семьи несовершеннолетнего______________________________________________, проживающего по адресу__________________________________________ телефон__________________________________________________________. 1. Семья состоит из: Отец___________________________________________________________ Мать___________________________________________________________ ________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________ 2. Семья занимает__________комнаты в _________________квартире. 3. Учащийся _______имеет своё место для выполнения школьных заданий. 4. п о м о щ ь и к о н т р о л ь з а в ы п о л н е н и е м ш к о л ь н ы х з а д а н и й осуществляет_________________________________________________ 5. Санитарное состояние квартиры_______________________________ ________________________________________________________________ 6. Заключение________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ______________________________ Социальный педагог

Классный руководитель ______________________

Инспектор ОДН ОВД С АКТом ознакомлены:

Карточка учета неблагополучной семьи учащегося

Карта учащегося
1. Фамилия

2. Имя_______________________________________________________________

3. Отчество___________________________________________________________

4. Дата рождения_______________________________________________

5. Домашний адрес____________________________________________________

6. Класс______________________________________________________________

7. Классный руководитель______________________________________________

8. Данные о родителях:

• Мать

• Место работы

• Отец

• Место работы

Краткая характеристика учащегося:

Характеристика семейно-бытовых условий: акт прилагается

Основание постановки на учет: В какой помощи нуждается ребенок.