Статья "Особенности работы над орфографическим словарем в начальной школе"
Оценка 5

Статья "Особенности работы над орфографическим словарем в начальной школе"

Оценка 5
Работа в классе
DOC
русский язык
1 кл—4 кл
04.11.2020
Статья "Особенности работы над орфографическим словарем в начальной школе"
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД СЛОВАРЁМ.DOC

 

Особенности работы над орфографическим

словарём в начальной школе

 

«Наблюдательность, творчество, способность делать  выводы, открытия не составляют какого-нибудь исключительного дара; этот дар принадлежит всем, и его надо развивать. Этот дар был бы распространен в тысячу раз более, если бы в наших школах преобладал другой метод обучений»

                                                  В. П. Вахтеров.

 

           Детям младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными речевыми конструкциями. Без особого труда у них формируются речевой слух и артикуляция. Однако предрасположенность к языку, сочетание благоприятных внутренних условий для полноценного становления речи – явление временное. Быстрое овладение языковыми формами с годами уменьшается. Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты исследований в области психологии и педагогики, опыт практической педагогической работы – всё это даёт возможность создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе работы над орфографическим словарём. Содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребёнка как личности, активизирует умственную деятельность детей, даёт возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей и орфографической грамотности учащихся.

           Для реализации комплексного интеллектуального развития младших школьников используются традиционные типы уроков с сохранением всех основных этапов. Однако существенно меняется методика проведения каждого этапа урока. Вводится новый – мобилизующий этап. Цель мобилизующего этапа – включение ребёнка в работу.

           Остановимся на словарно-орфографической работе. К структурному изменению относится введение мини-мотивационной (мобилизующей) части. Она даётся перед ознакомлением учащихся с лексическим значением нового слова. С помощью специальных заданий, развивающих интеллектуальные качества детей, учащиеся определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться.

От урока к уроку задания и их принцип составления меняются. Ознакомление с лексическим значением изучаемого слова осуществляется частично-поисковым методом. Это происходит в атмосфере общения учителя и учащихся, а также детей друг с другом, в процессе которого идут поиск, анализ, сопоставление, обобщение. Если позволяют новая тема и учебный материал, вводятся два слова одновременно.

 В этом случае осуществляется сравнение двух предметов. Такой вид работы способствует более прочному овладению орфографией слова. Дети самостоятельно находят его в различных словарях, записывают в тетради, ставят ударение, определяют и подчеркивают непроверяемые безударные гласные, пишут транскрипцию, знакомятся с этимологией, подбирают пословицы и поговорки, фразеологизмы, синонимы, антонимы, составляют предложения.

Для введения нового слова в активный словарь учащихся существует целый ряд способов, каждый из которых совершенствует определённую сторону мышления ребёнка.

 

1 способ – сопоставление двух изученных слов. Он учит сравнивать предметы, устанавливать ассоциативные связи между понятиями, улучшает процесс понимания, осмысления и запоминания новых слов, вырабатывает умение правильно выражать свои мысли.

 

2 способ – поиск противоположных предметов. Здесь развивается воображение, наблюдательность, совершенствуется речь учащихся.

 

3 способ – поиск слова, которое бы соединяло между собой два изученных, но не связанных между собой по смыслу. Развиваем нестандартное мышление.

 

4 способ – исключение лишнего слова. Способствует синтезу, анализу, классификации.

 

5 способ – поиск промежуточных звеньев, которые по смыслу соединяют слова между собой.

            

6 способ – составление предложений.

 

7 способ – нахождение применения в фантастическом и реальном мире, что развивает речь и творческое мышление.

 

8 способ – сопоставление од различным углом зрения фразеологических оборотов, поговорок, пословиц, в состав которых входят изучаемые слова. Таким образом положительно воздействуем на интеллектуальное развитие учащихся, способствуем расширению их кругозора, эрудиции, ознакомлению с элементами фольклора.

       

В начальных классах для изучения нового материала применяется частично-поисковый метод – совместная поисковая деятельность учителя и учащихся при ознакомлении с новым лингвистическим понятием и правилом. Четко сформулированные вопросы учителя чередуются с ответами учащихся таким образом, что в конце рассуждения-поиска ученики самостоятельно приходят к необходимому выводу.

В классах с более высоким уровнем развития вполне оправдан и результативно применяется проблемный метод. Он предполагает создание учителем проблемной ситуации, исследование её учащимися и формулирование ими вывода.  Учебная проблема существует в двух основных формах: 1) как тема урока; 2) как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который и будет новое задание. Важно поставить учебную проблему так, чтобы ученики сами сформулировали тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.

Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза и открывают рты, задумчиво почёсывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. По реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и с «затруднением». Создание проблемной ситуации предусматривает несколько уровней: высокий, средний, низкий. Проблемная задача на высоком уровне не содержит подсказок или может иметь одну подсказку, на среднем – 1-2 подсказки. На низком уровне роль подсказок выполняют вопросы и задания, отвечая на которые учащиеся приходят к нужному выводу.

Использование исследовательских методов требует от учителя усилий для подготовки к уроку. Однако цель оправдывает средства. Дети становятся активными участниками процесса, у них появляется уверенность в собственных силах. Участие в поиске требует от детей максимальной сосредоточенности, напряженной мыслительной деятельности, умения правильно выражать свои мысли, активизирует познавательный процесс, обеспечивает владение аналитико-синтетическими действиями, обучает логике в рассуждениях.

При закреплении изученного материала существует возможность целенаправленно формировать определенные наборы интеллектуальных качеств и умений учащихся путем специфического подбора и компановки языкового материала в лексико-орфографических упражнениях. Каждый тип задания направлен на совершенствование того или иного комплекса интеллектуальных качеств.

Такая  методика работы позволяет улучшить навыки правильного письма. Наряду с совершенствованием орфографической зоркости, развивает внимание, различные виды памяти, умение глубоко сосредоточиться на одном объекте определённый период времени.

Эффективность системы зависит от деятельности учителя. Достигается она лишь в тех случаях, когда во всех видах учебно-воспитательной работы по русскому языку педагог отдает предпочтение методам и приемам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы: анализ, обобщение, оценку явлений и т.д.,- и осваивает их специфику; способствует самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на творчество; использует тактику качественного изменения знаний, а не количественного их увеличения; не злоупотребляет упражнениями репродуктивного характера, основанными на подражании и не требующими усилий детского ума.

На любом этапе урока учителю не следует давать готовую информацию, необходимо предоставлять учащимся право первым формулировать понятия, правила, задания к упражнениям, темы уроков и т.д.; чаще давать им возможность задавать вопросы; создавать доброжелательную творческую атмосферу партнерства и сотрудничества, уважения к своим юным собеседникам.

Таким образом, развитие детей происходит в процессе обучения русскому языку путем обогащения его содержания и совершенствования способов практической деятельности учащихся.

 

 


Особенности работы над орфографическим словарём в начальной школе «Наблюдательность, творчество, способность делать выводы, открытия не составляют какого-нибудь исключительного дара; этот дар принадлежит всем, и его…

Особенности работы над орфографическим словарём в начальной школе «Наблюдательность, творчество, способность делать выводы, открытия не составляют какого-нибудь исключительного дара; этот дар принадлежит всем, и его…

Если позволяют новая тема и учебный материал, вводятся два слова одновременно

Если позволяют новая тема и учебный материал, вводятся два слова одновременно

Четко сформулированные вопросы учителя чередуются с ответами учащихся таким образом, что в конце рассуждения-поиска ученики самостоятельно приходят к необходимому выводу

Четко сформулированные вопросы учителя чередуются с ответами учащихся таким образом, что в конце рассуждения-поиска ученики самостоятельно приходят к необходимому выводу

На любом этапе урока учителю не следует давать готовую информацию, необходимо предоставлять учащимся право первым формулировать понятия, правила, задания к упражнениям, темы уроков и т

На любом этапе урока учителю не следует давать готовую информацию, необходимо предоставлять учащимся право первым формулировать понятия, правила, задания к упражнениям, темы уроков и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2020