Статья "Особенности работы с детьми с ОВЗ"
Оценка 4.8

Статья "Особенности работы с детьми с ОВЗ"

Оценка 4.8
docx
25.11.2024
Статья "Особенности работы с детьми с ОВЗ"
Работа с детьми с ОВЗ.docx

Особенности работы с детьми ОВЗ в школе

Принцип инклюзивности

В российском образовании действует принцип инклюзивности — дети с особыми образовательными потребностями посещают школы наравне со сверстниками (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ). Главное — дать социальные компетенции, знания в предметных областях и подготовить к следующим этапам образования.

Специальный персонал

Для обучения детей с особенными потребностями нужен специальный персонал: ассистент (помощник) и тьютор (Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 №115). Их функции и зоны ответственности иногда путают.

https://s.kontur.ru/common-v2/icons-ui/black/people-1-badge/people-1-badge-64-regular@2x.png

Тьютор — педагогическая должность (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761Н). Специалист организует процесс индивидуальной работы с обучающимся, участвует в педагогическом процессе. Тьютор назначает ПМПК и только некоторым группам детей.

К должности предъявляют серьезные требования: минимальный стаж педагогической работы два года, а также диплом о высшем образовании по направлению «Образование и педагогика».

https://s.kontur.ru/common-v2/icons-ui/black/hand-shake/hand-shake-64-regular@2x.png

Ассистент (помощник) оказывает техническую помощь. В обязанности входит сопровождение ребенка с ОЗВ в школу, содействие ему в ориентации и передвижении по школе, ведении записей и пр. Функции ассистента способен выполнять помощник воспитателя и младшего воспитателя (Письмо Минпросвещения РФ от 27.08.2021 №АБ-1362/07).

К ассистенту для работы с детьми с ОВЗ предъявляют не такие строгие требования. Чтобы претендовать на должность, достаточно среднего общего образования и курсов, соответствующих стандарту Минтруда.

ПМПК и варианты программ

Признать, что у ребенка есть ОВЗ, может только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Если диагноз подтвержден, формируется заключение, которое включает требования по условиям обучения и программе. Школа должна обеспечить все пункты.

https://s.kontur.ru/common-v2/icons-ui/black/comment-rect/comment-rect-64-regular@2x.png

Есть нюанс — первое заключение комиссии действует до окончания четвертого класса. После ребенок снова проходит ПМПК, и возможны три сценария: диагноз снимают, диагноз продлевают или меняют, тогда комиссия оформляет новые рекомендации.

Рекомендации закрепляют варианты образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в школе:

·                     I — программа идентична стандартной, меняются условия ее усвоения и ряд сопутствующих требований;

·                     II — программа идентична стандартной, но к ней добавляется до двух лет;

·                     III — обучение адаптировано под нужды учеников с умственной отсталостью, расстройством аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха;

·                     IV — для обучения требуется специальная индивидуальная программа развития.

Методы и программы работы с детьми ОВЗ в школе

Дети с ОВЗ требуют индивидуального подхода, поэтому каждая школа самостоятельно формирует адаптированные образовательные программы. Актуальный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) задает границы методов работы, а конкретные шаги для развития детей прописывают педагоги на местах (Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 №287).

Адаптированная программа

Специальная индивидуальная программа развития

60% — жизненные компетенции

70% — жизненные компетенции

Жизненные компетенции
занимают до 90% программы

40% — предметные области

30% — предметные области

Организация работы с детьми с ОВЗ в школе

Переподготовка

Чтобы специалиста допустили к детям с ОВЗ, ему необходимо пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07). Минимальный объем занятий — 72 часа. Для подтверждения квалификации придется показать диплом или удостоверение о повышении квалификации.

Рабочие часы 

Одна ставка педагога — 18 часов в неделю (Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 №1601). В классах компенсирующего обучения количество учеников не превышает 20 человек. Уроки длятся 40 минут, и в начальных классах действует лимит не более 5 занятий в день.

Нагрузка на педагога

Минобрнауки России установило, со сколькими детьми с ОВЗ может заниматься один педагог (Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 №115). Нормы следующие:

·                     1 учитель-дефектолог на 6–12 детей,

·                     1 учитель-логопед на 6–12 детей,

·                     1 учитель-психолог на 20 детей,

·                     1 тьютор и ассистент на 1–6 детей.


 

Скачано с www.znanio.ru

Особенности работы с детьми ОВЗ в школе

Особенности работы с детьми ОВЗ в школе

Рекомендации закрепляют варианты образовательного процесса для ребенка с

Рекомендации закрепляют варианты образовательного процесса для ребенка с

Уроки длятся 40 минут, и в начальных классах действует лимит не более 5 занятий в день

Уроки длятся 40 минут, и в начальных классах действует лимит не более 5 занятий в день
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2024