Статья. Патриотическое воспитание на уроках физики.
Оценка 4.7

Статья. Патриотическое воспитание на уроках физики.

Оценка 4.7
docx
27.01.2021
Статья. Патриотическое воспитание на уроках физики.
Статья Патриотическое воспитание на уроках физики.docx

Стахеев Андрей Михайлович, преподаватель физики и ОБЖ Нязепетровского филиала Каслинского промышленно-гуманитарного техникума, г. Нязепетровск Челябинской области

 

Статья. Патриотическое воспитание на уроках физики.

 

В настоящее время, несмотря на развитие технического прогресса и компьютеризации, наличие у студента одного, а иногда и нескольких девайсов, живое слово преподавателя, сказанное на уроке физики с чувством, с толком, с расстановкой порождает у многих студентов интерес к изучению той или иной темы. На уроках физики, изучая физические явления, молодые люди с интересом слушают примеры, взятые из жизни и деятельности ученых-физиков, истории развития физики в нашей стране. И, поверьте, нам есть чем гордиться. Нашими учеными, изобретателями, инженерами совершено большое количество открытий и достижений, которые прославили Россию, которые позволили сохранить суверенитет нашего государства, которые в настоящее время позволяют находиться России на передовых позициях мировой науки и техники. В процессе изложения материала на уроках физики преподаватель, как и преподаватели русского языка и литературы, истории, основ безопасности жизнедеятельности и других предметов, имеет большие возможности по воспитанию у студентов любви к своему Отечеству, гордости за русскую и советскую науку и технику, глубокого уважения к тем ученым, изобретателям, инженерам, кто своим умом, знаниями и трудом приумножил славу нашей Родины. Считаю, что при изучении отдельных тем на уроках физики можно и нужно приводить примеры, которые формируют у студентов чувство гордости за свою страну, чувство патриотизма.

Поэтому на уроках физики я даю задания студентам подготовить сообщения об успехах российских и советских ученых, их изобретениях и открытиях, которые внесли большой вклад в развитие мировой науки, о деятельности ученых-физиков в годы Великой Отечественной войны. Об этом студенты вряд ли сами, по собственной инициативе, будут читать в своих электронных устройствах, а при выполнении задания они узнают много нового для себя. По некоторым темам сам рассказываю им об этом.

Приведу несколько примеров.

При изучении реактивного движения на уроках физики уделяю особое внимание успехам нашего государства в космической сфере и тем людям, кто этому способствовал. Рассказываю о Константине Эдуардовиче Циолковском — русском ученом и изобретателе, основоположнике теоретической космонавтики, который обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет. Даю задание подготовить сообщение о Сергее Павловиче Королёве - одним из основных создателей советской ракетно-космической техники, сделавшей Союз Советских Социалистических Республик передовой ракетно-космической державой, ключевой фигурой в освоении человеком космоса, основателем практической космонавтики. Под руководством которого были организованы и осуществлены 4 октября 1957 г запуск первого искусственного спутника Земли и полет первого космонавта планеты Юрия Гагарина 12 апреля 1961 г., которые высоко подняли международный авторитет СССР как страны передовой науки и техники. Считаю это необходимым, так как при обсуждении вопросов развития космоса не редко выясняется, что не все присутствующие на уроке знают или уже забыли - когда и кем был запущен первый спутник земли, кто и когда из жителей планеты Земля первым покорил космос.

Немного отступлю от темы статьи. В техникуме совместно с районным комитетом по делам молодежи ежегодно провожу районные соревнования по стрельбе из пневматической винтовки, посвященные Дню космонавтики. На соревнования приглашаются учащиеся школ города и района. Для участников соревнования организуются конкурсы, викторины по знанию истории развития космоса, на эту же тему показываются документальные фильмы. В ходе соревнования участники не только показывают свое спортивное мастерство, но и узнают много нового из истории освоения космоса. Считаю, что такие мероприятия способствуют формированию у ребят чувства патриотизма. Вернемся к теме.

При изучении уравнения состояния идеального газа студенты узнают много нового о деятельности Дмитрия Ивановича Менделеева, которое  поражает своей широтой и многогранностью. Как правило, студенты знают  только то, что Менделеев Д.И. открыл периодический закон химических элементов. На уроках физики они узнают, что в  круг его интересов входили вопросы как теоретические, так и практические, продиктованные временем. Д. И. Менделеев умел заниматься сразу несколькими проблемами:

- вопросами сельского хозяйства, в частности, его интересовало развитие животноводства и промышленности по переработке сельскохозяйственных продуктов;

- изучая свойства разреженных газов, создал точные приборы для измерения давления и температуры верхних слоев атмосферы;

- получил новое вещество — пироколлодий — и на его основе первым в мире разработал технологию производства бездымного пироколлодийного пороха; - в области исследования газов основным его достижением является установление обобщенного уравнения состояния газов, объединяющего законы Бойля - Мариотта, Гей-Люссака и Авогадро;

- предложил новую термодинамическую шкалу;

- усовершенствовал насосы для газов;

- увлекался одной из интереснейших проблем того времени — конструированием летательных аппаратов и предложил проект стратостата объемом около 3600 куб. м с герметичной гондолой, предполагая использовать его для подъемов в стратосфере;

- разработал проекты управляемого аэростата с двигателями и ледокольного судна. 

При изучении темы «Применение ядерной энергии» обращаю внимание студентов на то, что именно у нас в стране впервые в мире 1 июля 1954  г был осуществлен пуск первой атомной электростанции в рамках программы развития мирного атома, инициированной в 1948 году по инициативе академика Игоря Васильевича Курчатова. Нашему государству также принадлежит приоритет в разработке и строительстве реакторов на быстрых нейтронах, которые позволяют избавить человечество от отработавшего ядерного топлива и оружейного плутония, полностью использовав их энергетический потенциал в мирных целях. Благодаря разработкам И.В. Курчатова и его коллектива в настоящее время Россия имеет самый мощный и многочисленный атомный ледокольный флот. Ранее в состав ледокольного флота входил самый легендарный ледокол в истории, первый морской корабль, сумевший достичь Северного полюса – ледокол «Артика». Совершить это «Арктике» удалось всего за одну неделю. В настоящее время заложены и строятся другие атомные ледокольные корабли, которые будут участвовать в разведке и разработке природных ископаемых Арктики, прокладке северного морского пути.

 И, конечно же, молодые люди узнают, что И.В. Курчатова считают родоначальником советского военного атомного проекта. Он вёл его с самого старта - 28 сентября 1942 года до собственной смерти. Спустя всего несколько лет после окончания Великой Отечественной войны, в тяжелейших условиях, возглавляемая им военная ядерная программа принесла первые плоды: 29 августа 1949 года был произведён взрыв первой советской атомной бомбы РДС-1. Обладание атомной бомбой стало гарантией безопасности для СССР. Наличие в настоящее время у России современного ядерного щита является гарантией безопасности России. Но обязательно говорю и о том, что, не смотря на столь значительные разработки ядерного оружия, Курчатов И.В. был один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. Студенты же готовят сообщения или доклады о современных достижениях ядерной физики, которые незаменимы для медицины, археологии, пищевой промышленности, систем безопасности (например, аппаратов для досмотра в аэропортах, метро и др.), а также производства космических аппаратов, новых материалов и еще многих других направлений развития науки и техники, в которых без «мирного атома» не обойтись.

И, конечно же, на уроках физики мы говорим об ученых-физиках, которые внесли неоценимый вклад в дело победы в Великой Отечественной войне. Студенты узнают, что ученые-физики занимались не только теоретическими разработками, но и активно участвовали в разработках различных видов вооружений. При изучении закона сохранения импульса студенты готовят сообщения о легендарном реактивном миномёте БМ-13(Катюша), который был создан в 1938-41гг группой ученых в составе И. И. Гвай, В. Н. Галковского, А. П. Павленко и других. Это оружие было очень эффективным при массированном применении и внесло существенный вклад в дело Победы. После прослушивания сообщений, обсуждаем – почему же летит ракета, закрепляем пройденный материал.

При изучении явления резонанса я рассказываю о дороге, которая во время Великой Отечественной войны являлась единственной транспортной магистралью через Ладожское озеро, связывающая с 12 сентября 1941 по март 1943 года в периоды навигации — по воде, зимой — по льду блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, называлась Ледовой дорогой жизни. При наведении ледовой дороги выяснилось, что для такого «ледяного моста» губительным является явление резонанса. Бывали случаи, когда груженый грузовик, идущий по льду, нормально преодолевал маршрут, но идущая по тому же пути лёгкая машина с людьми проваливалась под лёд. Это проявление резонанса было названо изгибно-гравитационной волной. Исследованием свойств льда занималась группа учёных Физико-технического института АН СССР под руководством член-корреспондента П.П. Кобеко, а в лаборатории холодильных машин Ленинградского холодильного института занимались изучением условий смерзания льда и металла (важно было выяснить, как “ремонтировать” дорогу при нарушении ледяного покрова). В кратчайшие сроки, в тяжелейших условиях войны исследования были проведены. Для автомобилей была предписана определённая скорость, чтобы избежать происшествий, найдены пути восстановления дороги после бомбежек. И уже в конце ноября 1941г. по дороге началось регулярное движение. Благодаря дороге жизни и мужеству его защитников Ленинград выстоял.

При изучении свойств магнитного поля студенты готовят сообщения о размагничивании наших кораблей в годы Великой Отечественной войны. В годы войны исключительно активно и широко фашистской Германией стали применяться магнитные мины, которые взрывались при приближении к ним кораблей или катеров. Методы борьбы с минной опасностью на начало войны были примитивными и недостаточно эффективными. Дело в том, что даже на деревянных катерах было немало металлических предметов. Корпуса катеров-тральщиков и морских охотников нуждались в размагничивании. В трудных условиях первых месяцев войны, подвергаясь частым налетам вражеской авиации, группа ученых в составе А. П. Александрова, И. В. Курчатова, Ю. С. Лазуркина, С. Е. Лысенко, П. Г. Степанова, К. К. Щербо разработала и предложила эффективные методы и средства борьбы с вражескими миннами. Был осуществлен разработанный ранее советскими учеными способ защиты кораблей от магнитных мин путем нейтрализации магнитного поля, создаваемого корабельными корпусами. Прежде всего размагничиванию подверглись подводные лодки, а после них — тральщики. Размагничивание кораблей позволило плавать им куда увереннее, так как их корпуса уже не реагировали на взрыватели магнитных мин. За все время войны ни один из размагниченных кораблей не подорвался на минных минах. Отвечая на разработки немцев, наши ученые-физики разработали конструкцию противотанковой магнитной мины, которая с успехом применялась для уничтожения вражеской техники на полях сражений.

Можно еще привести много примеров, которые подтверждают, что советские ученые самым непосредственным образом исполнили свой патриотический долг для победы в Великой Отечественной войне, которые позволили бы расширить знания студентов на уроках физики, усилить их интерес к изучению предмета.

Были, к сожалению, и негативные моменты в развитии науки и техники в нашей стране. Об этом мы тоже говорим на уроках. Но задача преподавателя - донести до студентов все то лучшее, что имеется и накоплено у нас в стране. Как сказала А. Ахматова: «Нам есть чем гордиться и есть что беречь,...». И отражение успехов нашей страны в области физики и техники позволяет формировать у студентов чувство гордости за свою Родину, а значит и чувства патриотизма. А практическая направленность уроков физики формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности).

 

Список источников и литературы

 

1. Томский В.С. Неизвестный Королёв. Главный конструктор будущего. М.: Эксмо, 2011.

2. Таборко В.А. Летопись Великой Отечественной войны. М.: Мол. гвардия,1985.

3. Кузнецова Р. В. И не было большего долга: Академик И. В. Курчатов — научный руководитель советского атомного проекта (1942–1960 гг.). М., 2009.

4. https://muctr.ru/university/about/history/mendeleev/

5. https://www.minatom.ru/

6. https://rustih.ru/anna-axmatova

7.https://cyberleninka.ru/article/n/politehniki-proslavivshie-nashu-stranu-chlen-korrespondent-an-sssr-pavel-pavlovich-kobeko/viewer

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Стахеев Андрей Михайлович, преподаватель физики и

Стахеев Андрей Михайлович, преподаватель физики и

Считаю, что такие мероприятия способствуют формированию у ребят чувства патриотизма

Считаю, что такие мероприятия способствуют формированию у ребят чувства патриотизма

При изучении закона сохранения импульса студенты готовят сообщения о легендарном реактивном миномёте

При изучении закона сохранения импульса студенты готовят сообщения о легендарном реактивном миномёте

И отражение успехов нашей страны в области физики и техники позволяет формировать у студентов чувство гордости за свою

И отражение успехов нашей страны в области физики и техники позволяет формировать у студентов чувство гордости за свою
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2021