Современные технологии воспитания и социализации детей с ОВЗ
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и
красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка, иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!
Группа детей с ОВЗ неоднородна, в неё входят дети с разными нарушениями. Для ребенка с ограниченными возможностями школа является одним из факторов социализации. Основная цель работы с детьми ОВЗ – использование методов и форм организации учебной деятельности, которые соответствуют оптимальному уровню развития и коррекции личности учащихся с ОВЗ.
1. Нужно создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка
2. Организовать единую систему работы;
3. Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком;
4. Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
5. Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод.
Какими принципами и правилами руководствуемся при работе с детьми ОВЗ?
Принципы и правила коррекционной работы:
1) Индивидуальный подход к каждому ученику; 2) Предотвращение наступления утомления, используя разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности); 3) Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь, формирующих необходимые учебные навыки; 4) Проявление педагогического такта. Поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Основные направления коррекционной работы:
1. Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
2. Развитие внимания и зрительного восприятия.
3. Формирование и развитие пространственной ориентировки.
4. Развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка.
5. Формирование базовых графических навыков.
Эффективными приемами, методами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу для детей ОВЗ являются:
1. Игровые ситуации;
2. Игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
3. Психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Письмо – сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. У детей с ОВЗ наблюдается низкая двигательная и познавательная активность, недостатки общей и тонкой ручной моторики, несформированность пространственной ориентировки, недостаточность предпосылок учебной деятельности. Коррекционная работа направлена на формирование готовности к овладению навыками письма. Одним из простых и доступных методов коррекции проблем у детей с ОВЗ являются кинезиологические упражнения. Кинезиология – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Она направлена на сознательную регуляцию своих движений, на концентрацию внимания, удержание последовательности действий, темпа и ритма.
На начальном этапе проводим упражнения для развития движения пальцев и кисти рук (пальчиковую гимнастику). Например, упражнение «Колечко» формирует умения удерживать позу пальцев и кисти рук. Поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполняем, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе. Упражнения усложняем постепенно. Движения можно сопровождать стихотворным ритмом или музыкой.
Письмо – это ритмическая деятельность. Обучение написания букв осуществляется под счет. Это позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и темпа письма. Одной из причин трудностей при письме у детей с нарушением интеллекта является недостаточно сформированная переключаемость движений. Следующие упражнения направлены на формирование умений слышать ритм и воссоздавать его по образцу, фиксировать ритм посредством графических упражнений. Развитие мелкой моторики – это длительный и трудный процесс. Он включает в себя зрительный контроль, двигательный контроль, наличие координации движения рук, высокую подвижность пальцев, кисти. Приемы развития мелкой моторики рук могут быть разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев, чтобы движения были энергичными. Применение кинезиологических упражнений позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность и способность к произвольному контролю, облегчает процесс чтения и письма.
Развитие речи ребёнка младшего школьного возраста идёт по нескольким направлениям: развитие фонетико-фонематической системы языка, обогащение словаря, овладение грамматическим строем речи, развитие связной речи. Выделяют две формы связной речи: диалогическая речь и монологическая речь. В своей работе по развитию монологической речи у детей с ОВЗ можно использовать приёмы моделирования и мнемотехники (коллажи, мнемотаблицы). Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чём или о ком будет рассказ. При этом ребёнок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками. Данный приём оказался эффективным в работе по развитию монологической речи у детей. Использование коллажа в процессе развития связной речи позволяет решать одновременно несколько задач:
- развивать навык составления описательного рассказа,
- развивать навык установления ассоциативных связей,
- развивать память, обогащать словарь детей,
- развивать представления об окружающей действительности.
Рассмотрим пример коллажа «Дельфин» и последовательность работы с данным коллажем.
Коллаж «Дельфин»
Учитель: Ребята, посмотрите, какая необычная картинка.
Дети: Это коллаж.
Учитель: Что можно сделать с помощью этого коллажа?
Дети: Придумать историю, составить рассказ.
Учитель: О ком будем составлять рассказ, узнаем из загадки:
Меня узнаете везде,
Умею прыгать я в воде.
Я быстро плаваю, ныряю
И рыбку вкусную глотаю.
Дети устанавливают ассоциативные связи.
Учитель: Что общего у кита и у дельфина?
Дети: Это морские животные.
Аналогичным путём устанавливаются другие ассоциативные связи.
Корабль – дельфины хорошо плавают.
Очки – у дельфинов острое зрение.
Радиоприёмник – у дельфинов хороший слух.
Летучая мышь – дельфины хорошо ориентируются в пространстве.
Книга – дельфины очень умные животные.
Попугай – дельфины умеют разговаривать, но их язык нам не понятен.
Рыба – дельфины питаются рыбой.
Молоко – самки дельфинов кормят своих детёнышей молоком.
Дети – дельфины очень любят детей
Мяч и обруч – дельфины выступают в дельфинариях
Учитель совместно с детьми проговаривает рассказ, при этом указывает на картинки коллажа, а дети вспоминают ассоциативные связи.
Примерный рассказ. Дельфины – это морские животные. Они умеют очень хорошо плавать. У дельфинов острое зрение, хороший слух и они отлично ориентируются в пространстве. Дельфины – умные животные, они умеют разговаривать, но их язык нам не понятен. Дельфины питаются рыбой. Самка кормит своих детёнышей молоком. Дельфины любят детей, выступают на представлениях в дельфинариях. Они умеют играть с мячом и обручем.
Далее один из детей составляет рассказ с опорой на коллаж. Остальные дети слушают рассказ, если необходимо, помогают рассказывающему ребёнку.
Коллаж – это наглядное вспомогательное средство обучения, методический прием, который предполагает последовательное наращивание лексического фона какого-либо ключевого понятия. Использование технологии коллажа как средства обучения кардинально расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Несомненным плюсом в такой работе является то условие, что каждый ученик, даже самый слабый и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить активность и самостоятельность, собственную фантазию и творчество.
Результаты.
- У ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
- Воспитывается чувство коллективизма;
- Отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);
- На занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
- Создается комфортный психологический климат в классе: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
- Формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
- Идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
- Уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.
Таким образом, работая в команде с психологом, логопедом, дефектологом, с родителями мы можем помочь нашим детям с ОВЗ подготовиться к их самостоятельной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 2013.
2. Гилинский Я. И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Выл. 9. Л., 2011.
3. 3имская А.М. «Семья и личность». М., 2011.
4. Леонтьев
А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2011.
5. Лисина М. И. «Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни» Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М., 2012.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.