Защитное слово
СЛАЙД 1 Здравствуйте, разрешите представить вашему вниманию работу «Проблема формирования беглости чтения на уроках литературного чтения в начальной школе».
СЛАЙД 2 Эпиграфом к работе служат слова великого педагога, писателя, философа Александра Ивановича Герцена: «Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания».
Данная тема является актуальной, т.к. беглость чтения - это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи учащихся.
СЛАЙД 3 Объект исследования: процесс формирования навыка чтения.
Предмет исследования: проблема формирование навыка беглого чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Проблема исследования: каковы пути формирования навыка беглого чтения?
Выдвигалась следующая гипотеза: если на уроках литературного чтения проводить целенаправленную работу над беглостью чтения, то это окажет положительное влияние на динамику качества чтения и уровня беглого чтения.
СЛАЙД 4 Целью работы исследования является: выявление путей формирования навыка беглого чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Для реализации цели решались задачи, которые представлены на слайде:
Задачи:
ü Раскрыть сущность понятия навыка чтения и беглость чтения в методической литературе;
ü Представить методические подходы к формированию беглого чтения;
ü Выявить уровень сформированности беглости чтения;
ü Организовать работу по формированию беглости чтения;
ü Выявить динамику уровня сформированности навыка беглого чтения;
ü Разработать рекомендации для учителя по формированию беглости чтения.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы.(методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент, беседа, анализ, синтез, обобщение, педагогическое наблюдение, шкалирование, сравнение) Для достижения поставленной цели и решаемых в связи с ней задач, работа разделена на две главы – теоретическую и практическую.
В главе «Методические аспекты формирования беглости чтения на уроках литературного чтения в начальной школе» раскрывается сущность понятия навыка чтения и беглость чтения в методической литературе.
СЛАЙД 5 Навык чтения – залог успешного учения, как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.
СЛАЙД 6 В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность, выразительность.
Правильность чтения определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость чтения – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность чтения – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.
СЛАЙД 7 Говорить о беглости как важном качестве навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается.
Беглость чтения – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида.
Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения.
Поле чтения (или угол чтения) – это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. В современных «Программах для начальной школы» указаны требования к типу чтения (беглости), установленные эмпирическим, опытным путем.
СЛАЙД 8 Программные требования к беглости чтения вы можете увидеть на слайде. Необходимо отметить, что беглость чтения можно развивать, интенсифицировать с помощью специальных упражнений.
СЛАЙД 9 Существуют различные виды упражнений, которые необходимо использовать на уроках литературного чтения в начальной школе, для развития как навыка беглого чтения, а также для понимания смысла текста. На слайде представлены некоторые упражнения для развития навыка беглого чтения.
В ходе преддипломной практики была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию беглости чтения на уроках литературного чтения.
СЛАЙД 10 Целью опытно - экспериментальной работы: выявить возможности формирования беглости чтения на уроках литературного чтения. Выбор темы эксперимента обусловлен тем, что одной из важных задач является формирование навыка беглого и осознанного чтения, необходимого для понимания читаемой информации, а также для осуществления межпредметных связей.
В опытно – экспериментальной работе принимали учащиеся 2 «А» класса в количестве 25 человек.
СЛАЙД 11 Содержание опытно – экспериментальной работы следующее: диагностика качества чтения и беглости чтения, апробация системы упражнений, направленных на формирование беглости чтения, выявление динамики уровня сформированности навыка беглого чтения, разработка методических рекомендаций для учителя по формированию беглости чтения.
СЛАЙД 12 Для диагностики проводилась техника чтения для выявления уровня сформированности навыка беглого чтения. В ходе эксперимента был определен способ чтения каждого учащегося, количественный показатель чтения и уровень сформированности беглости чтения.
СЛАЙД 13 Проанализировав результаты констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что 9 испытуемых, что составляет 36% детей, читали технически правильно, соблюдая чёткое произношение, правильность словесных ударений, их чтение сознательное – оценка «отлично», количество прочитанных слов превышает норму - прочитано учащимися от 78 слов до 89 слов, при норме 50-60 слов в минуту. 6 человек из класса, что составляет 24 % читают в пределах допустимой нормы: 55-70 слов в минуту, а 9 человек - 36 % читают 40-54 слов, что соответствует оценке «удовлетворительно», и только один испытуемый, что составляет 4% скорость чтения всего лишь 38 слова в минуту, что говорит о том, что у ребенка не сформированы читательские умения, находятся на низком уровне, и с данным ребенком необходимо запланировать индивидуальную коррекционно-развивающую работу
Таким образом, мы можем сделать вывод, что у 60 % 2 «А» класса читательские умения успешно развиваются, но все же следует проводить целенаправленную работу по развитию беглого чтения, т. к читательский навык не у всех ребят до конца еще сформирован и нуждается в систематической коррекционно-развивающей работе.
СЛАЙД 14 На слайде представлен анализ уровня беглости чтения во 2 классе, констатирующий этап эксперимента.
Результаты дали основание сделать следующие выводы: девять детей читали технически правильно (чёткое произношение, чтение сознательное, правильность словесных ударений), что составляет 36% испытуемых; 6 учащихся, что составляет 24% испытуемых, читали тихим голосом с нечетким произношением, не соблюдая требований, предъявляемых к беглости речи; 10 читающих допустили по 3-4 недочета в постановке логических ударений, допускали ошибки в грамотности, что составляет 40% испытуемых.
СЛАЙД 15 С целью обучения младших школьников беглому чтению был реализован формирующий эксперимент, в ходе которого была составлена серия уроков, проведенных во 2 «А» классе, направленных на развитие беглого чтения у учащихся.
СЛАЙД 16 На каждом проведенном уроке на этапе речевой разминки осуществлялась подготовительная работа к чтению при помощи чистоговорок, чтения букв, сочетания букв, слогов, целых слов, скороговорок. На уроках проводились специальные упражнения, такие как: «Поочередное чтение слов», «Игра в прятки», «Медвежата» «Буксир», «Постукивание», «Лифт», использование скороговорок, чистоговорок, разные виды чтения при изучении произведений. Данные упражнения развивают не только восприятие, внимание, память, мышление, но и способствуют формированию навыка беглого чтения, побуждают детей к правильному, выразительному, осознанному чтению.
Слайд 17 Каковы результаты контрольного эксперимента?
На слайде представлен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента: количество слов, прочитанных каждым учеником 2 «А» класса. На диаграмме виден рост количества прочитанных слов у каждого ученика класса, у всех 25, включая как сильных, так и слабых учащихся 2 «А» класса.
СЛАЙД 19 Рассмотрим в сравнении уровень сформированности беглого чтения на этапах контрольного и констатирующего экспериментов, диаграмма представлена на слайде.
Анализируя результаты диаграммы демонстрирующей в сравнении результаты диагностического блока эксперимента, мы видим, что если на начальном этапе бегло читающих детей с высоким уровнем сформированности беглости чтения было 36 %, то на заключительном этапе стало 48 %, значительная разница в 12%, т.е. у троих учащихся класса уровень повысился, стал «высокий».
Если на начальном этапе со средним уровнем сформированности беглости было 24 %, то он изменился, став 28%.
Низкий уровень сформированности беглости чтения: изначально он был 40%, а стал 24 %, т. е, к сожалению, у 6 учащихся из 10 уровень беглости чтения остался на прежнем низком уровне.
Учителю рекомендуется запланировать коррекционно-развивающую работу с данными учащимися, продолжать вести работу по формированию беглости чтения в системе.
СЛАЙД 20 Результат опытно – экспериментальной работы позволяет сделать вывод о том, что если на уроках литературного чтения проводить целенаправленную работу над беглостью чтения, то это окажет положительное влияние на динамику качества чтения и уровня беглого чтения - т.е. гипотеза подтвердилась. Необходимо ежеурочно на уроках литературного чтения использовать упражнения, направленные на формирование беглого чтения, и это будет способствовать формированию читательских умений учащихся, востребованных ФГОС НОО.
СЛАЙД 21 После проведения опытно-экспериментальной работы были разработаны методические рекомендации для учителя по формированию беглости чтения во 2 классе. На слайде представлена часть методических рекомендаций для учителя по формированию беглости чтения.
Таким образом, при использовании системы упражнений описанных выше, процесс совершенствования навыка чтения идёт успешнее, развивается внимание, оперативная память. Упражнения по развитию техники чтения необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки, другим – не терять приобретённые ранее навыки. А чтение, как важное учебное умение, помогает всем без исключения детям добывать новые знания.
СЛАЙД 22 Обобщая результаты проведённого исследования, можно сделать выводы: экспериментальная работа показала эффективность предлагаемой системы формирования навыка беглого чтения, внедрение в практику разработанной системы формирования навыка беглого чтения с учётом дидактических условий её функционирования обеспечивают значительное повышение уровня овладения учащимися навыка техники чтения.
Данная исследовательская работа представляет интерес для обучающихся педагогических специальностей, а также для учителей начальных классов, она демонстрирует возможности организации работы по развитию беглости речи на уроках литературного чтения и проведения диагностики по выявлению уровня беглого чтения.
СЛАЙД 23 Спасибо за внимание! Готова ответить на ваши вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.