СЛАЙД 1
Здравствуйте, Разрешите представить вашему вниманию работу на тему: «Развитие личностных УУД младших школьников на уроках литературного чтения».
СЛАЙД 2
Эпиграфом к моей работе служат слова знаменитого литературоведа Юрия Фёдоровича Карякина: «Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает своё…, пока не обожжётся этим открытием – до той поры нет интереса к чтению, нет потребности в нём»
СЛАЙД 3
Понятийный аппарат ВКР представлен перед вами на слайде.
СЛАЙД 4
Для реализации цели решались следующие задачи. Они представлены на слайде. Были применены следующие методы исследования:
Эмпирические методы: сравнение.
Теоретические методы: анализ, синтез, классификация.
СЛАЙД 5
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Формирование УУД - это надежный путь кардинального повышения качества образования.
СЛАЙД 6
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный.
В своём выступлении я хотела бы остановиться на личностных универсальных учебных действиях, потому что вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека актуальны.
СЛАЙД 7
Можно выделить три вида личностных действий:
- самоопределение;
- смыслообразование;
- нравственно-этическая ориентация.
СЛАЙД 8
Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен.
У детей появляется возможность вместе с героями литературных произведений пережить все разнообразие их чувств, приобщиться к духовно-нравственным ценностям художественного произведения.
СЛАЙД 9
Для развития личностных УУД на уроке могут быть использованы задания, направленные на:
1) интерпретацию текста;
2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;
3) анализ характеров и поступков героев.
СЛАЙД 10
Для формирования личностных универсальных учебных действий могут использоваться следующие формы работы. Они представлены на слайде.
СЛАЙД 11
Для развития личностных УУД возможно использование разных образовательных технологий: технология проблемного диалога, проектная деятельность, ИКТ-технологии, технология ситуативного обучения, технология продуктивного чтения, технология уровневой дифференциации.
Литературное чтение в начальной школе как учебный предмет раскрывает большие возможности для формирования личностных универсальных учебных действий.
СЛАЙД 12
Опытно-практическая работа по развитию личностных УУД младших школьников на уроках литературного чтения была организована на базе МБОУ «Пафнутовская основная школа» в 1 классе.
Для реализации опытно-практической работы были выделены основные этапы. Они представлены на слайде.
СЛАЙД 13
С целью выявления уровня развития личностных УУД у младших школьников были подобраны методики: «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Методика определения эмоциональной самооценки» и «Диагностика нравственной самооценки».
СЛАЙД 14
Методика «Что такое хорошо? Что такое плохо?» проводилась в виде тестирования. Детям предлагалось ответить на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт.
Цель методики: выявить нравственные представления учеников.
Результаты методики представлены в таблице и диаграмме.
Проанализировав результаты, можно сделать вывод о том, что:
ü Низкий уровень развития нравственных представлений, учащихся не выявлен.
ü Средний уровень – имеют 2 человек, что составляет 15% от общего количества респондентов.
ü Высокий уровень – имеют 11 человек, что составляет 75% от общего количества респондентов.
СЛАЙД 15
Следующая «Методика определения эмоциональной самооценки» проводилась с целью выявить эмоциональную самооценку учащихся.
Задание для испытуемых звучало следующим образом:
Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.
Для выявления уровня развития эмоциональной самооценки учащихся выделяют следующие критерии:
ü Для ребенка является указание на третий - четвертый круг слева – показатель того, что ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я - образа».
ü При указании на первый круг – ребенок имеет завышенную самооценку.
ü При указании на круги далее пятого – ребенок имеет заниженную самооценку.
После проведения диагностики были проанализированы и обработаны результаты и представлены в виде диаграммы.
Проанализировав результаты, можно сделать вывод о том, что:
ü На первый круг дети не указали, из чего следует, что дети с завышенной самооценкой в классе отсутствуют.
ü На третий и четвёртый круг указали 9 учеников. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я - образа», осознает свою ценность и принимает себя.
ü На 5 круг указали 4 ученика, что говорит о заниженной самооценке. С данными детьми необходимо проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на повышение самооценки.
СЛАЙД 16
Методика №3 «Диагностика нравственной самооценки»
Цель: выявить нравственную самооценку учащихся. Детям предлагалось оценить прочитанные высказывания по пятибалльной шкале.
Проанализировав результаты, можно сделать вывод о том, что:
ü Низкий уровень развития нравственной самооценки учащихся не выявлен.
ü Средний уровень нравственной самооценки – имеют 4 человек, что составляет 31% от общего количества испытуемых.
ü Высокий уровень нравственной самооценки – имеют 9 человек, что составляет 69% от общего количества испытуемых.
По итогам данной методики можно сделать вывод, что у большей части учащихся нравственная самооценка завышена. Об этом можно судить и по наблюдениям за поведением учащихся.
СЛАЙД 17
После проведения методик можно сделать вывод, что учащиеся умеют соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, присутствует умение выделить нравственный аспект поведения.
Учителю очень важно содействовать воспитанию реальной самооценки младших школьников, пополнять их знания о себе, помогать воспитывать нравственные качества.
СЛАЙД 18
Практическая работа по развитию личностных УУД младших школьников проходила на уроках литературного чтения. Было проведено 10 уроков литературного чтения, способствующих развитию личностных УУД младших школьников.
Рассмотрим процесс формирования личностных УУД на примере одного из проведенных уроков литературного чтения.
Тема: «Русская народная сказка «Каша из топора»
Цель: создание условий для знакомства учащихся с новым видом сказок (социально-бытовой) на примере сказки «Каша из топора».
На этапе «Беседа по восприятию» дети делятся своими впечатлениями по прочитанной сказке, что формирует личностное УУД – умение выражать, высказывать своё мнение по прочитанному произведению.
На этапе «Беседа по содержанию» дети дают оценку и характеристику поступкам героев, что в свою оче6редь формирует личностное УУД - умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
На этапе «Концептуальная беседа» учащиеся подбирают характеристику главным героям. Этот вид работы над текстом формирует личностное УУД - умение выражать своё отношение к героям прочитанных произведений.
В ходе урока основной упор по развитию личностных УУД делался, как мы видим, на проведение разных видов беседы: беседы по восприятию, где выявлялась позиция младших школьников к прочитанному, беседы по содержанию, в ходе которой проводился анализ событийной стороны текста, анализ поступков героев, анализ языковых особенностей произведения. Ключевой являлась концептуальная беседа, направленная на выявление основного смысла произведения и позиции читателя к прочитанному. Именно такая работа способствовала формированию личностных УУД на проведенных уроках.
СЛАЙД 19
Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен.
«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с личностными универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
СЛАЙД 20
Учителю начальных классов, необходимо сформировать у младшего школьника желание, готовность и способность к саморазвитию.
Каждому учителю нужно помнить, что:
ü Каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
ü Важно раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества, и умения.
ü Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика.
ü Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.
СЛАЙД 21
Литературное чтение является наиболее подходящей дисциплиной для формирования личностных универсальных учебных действий. В помощью учителю начальных классов были составлены рекомендации для развития личностных УУД младших школьников на уроках литературного чтения. Подобраны разнообразные эффективные задания, формы, технологии, направленные на развитие личностных УУД.
Формировать личностные УУД у обучающихся нужно планомерно, выстраивая этот процесс от урока к уроку. Поэтому учителю необходимо владеть технологиями формирования личностных УУД.
СЛАЙД 22
Проведя опытно-практическую работу по заявленной теме, можно сделать вывод, что формирование личностных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения является одной из важных проблем образования. Курс литературного чтения в начальной школе имеет большую воспитательную направленность, поэтому необходимо закладывать в основу преподавания нравственные ценности, сформировать которые возможно через связь литературных произведений с окружающей действительностью.
СЛАЙД 23
Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.