Статья "Сказочный мир театра"
Сказочный
мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и
реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр
–благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом
действие
найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и
декораторы,
режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.
Выражение “сказочный мир детства” – не пустые слова. В жизни ребенка с самого
его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и
волшебными предметами.
Младший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего
развития ребенка. В 3– 4 года у детей активно развиваются все психические
процессы:
восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период
происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских
возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и
воспитания, как
младший дошкольный.
Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со
сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может
раскрыть в нем
потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и
отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся
образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать
позитивное
влияние на детей. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста
включает в
себя следующие разделы:
- игры в кукольный театр;
- игры – драматизации;
- игры – представления (спектакли);
- плоскостные и теневые театры.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные
сказки, потешки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую
деятельность
и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико—образную функцию,
формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю
слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции — экспрессивная
(вербально
образный компонент речи) и коммуникативная ( способность к общению,
пониманию, диалогу. Всё вышесказанное дает основание утверждать, что применение
театрализованной деятельности повышает эффективность психо—коррекции задержки
речевого развития детей дошкольного возраста. Театрализованные игры всегда
радуют,
часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий
мир
через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят,
огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаются в полюбившийся образ,
малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных
игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Игра «Узнай по голосу»
Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай.
Кто назвал тебя – узнай!
Водящий называет по имени, спросившего его: «Узнай, кто я?»
Игра «Иностранец»
Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов,
как
найти кинотеатр, кафе, почту.
Упражнения
- С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.
- Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной
доской,
на рыбалке (клюет).
Игры со скороговорками
Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую
речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ;
затем
шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям
научиться
быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
Варианты скороговорок:
Мамаша Ромаше дала сыворотку из—под простокваши.
Король – орел, орел— король.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Дед Данил дыню делил:
Дольку – Диме, дольку Дине.
Водовоз
вез воду из водопровода.
У осы не усы, не усища, а усики.
Лежит ежик у елки, а у ежа иголки.
Волки рыщут – пищу ищут.
Игры- импровизации по текстам коротких сказок, рассказов и стихов (З.
Александрова «Елочка»;
К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова « На машине»; В.Чарушин
«Утка с
утятами» )
Пальчиковые игры со словами
Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую
моторику
рук, внимание, воображение и память.
Как живешь?
Ход игры.
- Как живешь? — Вот так! С настроением показать
большой палец.
- А плывешь? — Вот так! Любым стилем.
- Как бежишь? — Вот так! Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно
ногами.
- Вдаль глядишь? — Вот так! Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.
- Ждешь обед? — Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку рукой.
-Машешь вслед? — Вот так! Жест понятен.
- Утром спишь? — Вот так! Ручки под щечку.
- А шалишь? — Вот так! Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.
Пантомимические этюды и упражнения
Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей
и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов,
потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых
наблюдений.
Игра—имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись —
потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека
(выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши,
запрыгали
на месте).
Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной и
содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А
самое
главное
— навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в
повседневной жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.