Статья "Современный урок литературного чтения в начальной школе"
Оценка 5

Статья "Современный урок литературного чтения в начальной школе"

Оценка 5
docx
14.05.2020
Статья "Современный урок литературного чтения в начальной школе"
Лестовкина защитное слово готовое.docx

 (слайд №1)Здравствуйте, уважаемая комиссия. Разрешите представить вашему вниманию курсовую работу, на тему :"Современный урок литературного чтения в начальной школе"

(слайд 2) Объектом исследования является современный урок литературного чтения, предметом исследования является современный урок литературного чтения.  Проблема исследования: каковы особенности современного урока литературного чтения? Цель исследования – изучение особенностей  урока литературного чтения

(3 слайд).Для реализации цели решались следующие задачи- представлены на слайде:

ü  Рассмотреть сущность понятия современный урок;

ü Изучить особенности современного урока литературного чтения (требования к урокам чтения, типологию уроков);

ü Раскрыть особенности урока литературного чтения в УМК «Планета знаний»;

ü Разработать и провести уроки  литературного чтения в начальной школе в УМК «Планета знаний».  

(слайд 4).В современной педагогической литературе встречается различные определения понятия «урок». Но самое полное и верное, по-нашему мнению, определение, предложенное В.А. Сластёниным: «Урок – это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников». Щуркова Н.Е. даёт такое определение: «Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится»

 (слайд 5) К современному уроку выдвигается ряд общих требований. Требования, предъявляемые  к традиционному уроку и уроку, соответствующего ФГОС НОО.

ФГОС нового поколения

Ученики сами формулируют тему

Учащиеся, определив границы знания и незнания, формулируют цели и задачи

Учащиеся самостоятельно осуществляют планирование способов достижения цели

Учащиеся выполняют учебные действия по намеченному плану (использование группового и индивидуальных методов)

Контроль осуществляется учащимися самостоятельно (самоконтроль, взаимоконтроль)

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Учащиеся оценивают свою работу по достигнутым результатам

Проводится рефлексия

Учителем предлагается ряд заданий, из которых учащиеся сами могут выбрать задание с учётом индивидуальных способностей

 (6 слайд).В педагогике рассматривается следующая типология уроков по ФГОС:

1.                     Урок открытия нового знания (ОНЗ) 

2.                     Урок отработки умений и рефлексии.

3.                     Урок построения системы знаний (уроки общеметодоло-гической направленности)

4.                     Уроки развивающего контроля.

5.                     Урок – исследования (урок творчества)

(7 слайд).Современный урок литературного чтения направлен на формирование основ читательской культуры младшего школьника и его литературное развитие. Литературное развитие – это один из компонентов в общей системе обучения, развития и воспитания младших школьников. Основными компонентами литературного развития являются:

- начитанность ученика,

-высокий устойчивый интерес к чтению,

-специальные умения самостоятельного читателя.

 (слайд 8)Содержание литературного материала позволяет развивать креативные способности учащихся, используя такие методы работы с текстом, как чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). В учебниках также представлен материал по организации самостоятельной работы учащихся с текстом

(9 слайд).  Рассмотрим особенности урока литературного чтения  в УМК «Планета знаний»

Можно выделить основные типы уроков по литературному чтению: урок знакомства с произведением - строится на  модели «идеального читателя»,  лежащей в основе обучения понимания текста.

урок осмысления произведения - построен на идеограмме содержания анализа художественного произведения.

Основная цель уроков развития речи - формирование развитой устной и письменной речи младших школьников.

Основная цель уроков внеклассного чтения - сформировать умение осознанно выбирать и осмысленно читать книги, соответствующие индивидуальны потребностям ребенка.

Слайд 10 В курс литературного чтения включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

Благодаря широкому включению в учебники разнообразного дополнительного материала ( рубрик «Читальный зал», «Картинная галерея», «Наш конкурс», «Словарь») развиваются познавательные интересы, любознательность, а следовательно формируются познавательные универсальные учебные действия.

(слайд 11 )На уроках литературного чтения проводится работа с  типовыми заданиями курса УМК «Планета знаний», способствующими формированию универсальных учебных действий.

Информационный поиск — задания, требующие обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, Интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.

Дифференцированные задания — это задания,  предоставляющие возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы.

Сложный вопрос — задания, ориентированные на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации.

Творческие задания,  которые  направлены на развитие у учащихся познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность.

Работа в паре — задания, ориентированные на использование групповых форм обучения.

         Проекты – задания, расположенные специальных разворотах учебника, где представлены возможные варианты творческих проектов.

В любой школе, в любом классе все дети разные по уровню и темпу развития.  

(слайд 12 )Интересным нововведением в УМК "Планета знаний" является цветовое разграничение содержания на инвариантную и вариативную части. Это позволяет учителю более успешно работать с детьми разных способностей и возможностей и достигать максимального уровня освоения материала.

Инвариантная часть (выделена жёлтым цветом) содержит новый материал, обязательный для усвоения всеми учащимися. Эта часть обеспечивает усвоение материала на уровне требований стандарта начального образования, обязательного для всех учащихся.

Вариативная часть (выделена голубым цветом) включает материал на расширение знаний по изучаемой теме, задания, которые развивают интеллект, творческие способности, нацеливают ребят на поиск новой информации.

Наиболее сложные задания включены в «Интеллектуальный марафон». Они ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации.

Слайд 13 Мной в рамках производственной практики апробировано проведение уроков литературного чтения двух разновидностей: урока открытия новых знаний и урока развития речи из рубрики «Картинная галерея». Необычным для меня было проведение урока развития речи, в рамках которого был организован мини-проект по созданию образа князя Дмитрия Донского.

 (слайд 14) В дальнейшем планируется продолжить работу над темой исследования, разработав опытно-практическую часть. Спасибо за внимание. Готова ответить на ваши вопросы.

 

 

 

 


 

Здравствуйте, уважаемая комиссия

Здравствуйте, уважаемая комиссия

К современному уроку выдвигается ряд общих требований

К современному уроку выдвигается ряд общих требований

В учебниках также представлен материал по организации самостоятельной работы учащихся с текстом (9 слайд)

В учебниках также представлен материал по организации самостоятельной работы учащихся с текстом (9 слайд)

Информационный поиск — задания, требующие обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям,

Информационный поиск — задания, требующие обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям,

Вариативная часть (выделена голубым цветом) включает материал на расширение знаний по изучаемой теме, задания, которые развивают интеллект, творческие способности, нацеливают ребят на поиск новой информации

Вариативная часть (выделена голубым цветом) включает материал на расширение знаний по изучаемой теме, задания, которые развивают интеллект, творческие способности, нацеливают ребят на поиск новой информации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020