Стретчинг - как средство развития гибкости волейболистов
Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы развития гибкости как особого качества тела у юных волейболистов 12-14 лет, поскольку игра в волейбол характеризуется движениями с большой амплитудой, что предъявляет очень высокие требования. (гибкость связок и мышц, подвижность суставов). Из всех эффективных способов повышения гибкости мы выбрали аэробику, поскольку упражнения выполняются под музыку и выполняются в высоком темпе, что способствует повышению мотивации к занятиям, хорошему самочувствию спортсменов и отличной атмосфере. Предпринята попытка ввести в программу тренировок аэробику, что способствует эффективному развитию гибкости у волейболисток.
Ключевые слова: качество тела, гибкость, физическая активность, физические упражнения, диапазон движений.
Современный волейбол характеризуется высокими характеристиками мышц волейболистов. Эффективное выполнение прыжковых игровых действий, стратегий и многих комбинаций стратегий в течение одной игры или нескольких игровых дней базируется на высоком уровне развития физических качеств (3; 250).
По мнению Савина В.П.. Гибкость волейболиста проявляется при выполнении им всех приемов, поэтому хорошая подвижность в лучезапястных, локтевых, лучевых, плечевых суставах, крестцово-позвоночном суставе, тазобедренных, коленных и голеностопных суставах способствует успешному выполнению игры. Для развития особой гибкости применяют упругие тесты, аналогичные конструкции средств в технической технике или их частей. Амплитуда движений в таких упражнениях должна быть больше, чем при выполнении самой процедуры(3; 140). Движения в суставах, обеспечивающие движение с большей амплитудой, называют гибкостью.
Гибкость спортсмена зависит от гибкости позвоночного столба, положения суставных поверхностей, эластичности мышц и сухожилий, эластичности связок, состояния центральной нервной системы, что влияет на мышечный тонус. Если связки и мышцы слишком растянуты, движение менее чем ограничено. Гибкость в волейболе совершенствуют упражнениями на растяжку, выполняемыми пружинисто, небольшими сериями с постепенным увеличением амплитуды и темпа. Достигнутый уровень гибкости сохраняется длительное время и легко поддерживается при небольшом количестве повторений (3129).
Специальная, а главное систематическая работа влияет на развитие этой структуры мышечно-связочного аппарата. Гибкость волейболиста проявляется, когда он выполняет все технические аспекты игры.. Наибольшие требования к концентрации гибкости предъявляются у волейболистов, выполняющих оборонительные задачи – этим игрокам выпадает роль «Либеро». Основные задачи, выполняемые либеро в игре, — найти ресурсы соперника и атаковать удар, собрать подборы от блока и сброса, что требует постоянного движения, падения и движения с большой амплитудой для успешной доставки мяча к сеттеру. Подвижность суставов развивается неравномерно в разном возрасте.
Положительное влияние на развитие гибкости у юных волейболистов достигается за счет соответствующих тренировок как мальчиков, так и девочек в период от 9 до 13 лет. В 14 лет и старше, если своевременно не использовать экологические требования, связанные с возрастом, движение в суставах развивается с большим затруднением. В период 9-13 лет подвижность суставов развивается в два раза эффективнее, чем во взрослом возрасте. Это объясняется высоким усилением мышечно-связочных механизмов в этом возрасте (119).
В ходе подготовки юных волейболистов обучение гибкости можно разделить на три этапа:
Задача первого этапа – не только повысить общий уровень освоения движений в суставах, но и укрепить сами суставы, а также тренировать мышечно-связочный аппарат для повышения эластичности структур и создания жесткости суставов.
Задача второго этапа – усовершенствовать необходимую амплитуду тех движений, которые способствуют быстрому управлению игровым процессом в волейболе, совершать движения с нужной амплитудой.
Задача третьего этапа – сохранить достигнутую ранее подвижность в суставах. Основу упражнений для улучшения гибкости составляют упражнения на растяжку мышц. Существует два типа таких упражнений.
1. Баллистические упражнения представляют собой повторяющиеся движения махов, движений рук и ног, сгибаний, разгибаний и скручиваний туловища, выполняемые с большой амплитудой и разной скоростью. В баллистических упражнениях скорость и величина удлинения мышц зависят от амплитуды и скорости маховых и скручивающих движений. Эти упражнения можно выполнять · активными движениями (различные вращения, повороты, смахивания и наклоны), выполняемыми с полной амплитудой без предметов и предметов; движения, выполняемые с помощью партнера; · движение осуществляется с помощью резиновых подрамников или амортизатора. (имитационные упражнения отдельных элементов технических приемов).
2. Статические упражнения – это различные ситуации, в которых определенные мышцы или группы мышц находятся в растянутом положении в течение определенного периода времени. В результате усиливаются обменные процессы в мышцах, что положительно сказывается на их тонусе. Интенсивность обменных процессов зависит от времени нахождения мышцы в растянутом состоянии. С этой точки зрения эффективность баллистических упражнений ниже, чем эффективность статических упражнений (2; 145).
Стретчинг – направление аэробики, представляющее собой комплекс упражнений, помогающих растянуть мышцы и мышцы тела. Следует отметить, что такая аэробика является эффективным средством для растяжки мышц, нормализации биологических процессов и омоложения всего организма.
С целью подтверждения эффективности аэробики в физической подготовке юных волейболистов 12-14 лет было проведено педагогическое исследование с 14 учащимися-волейболистками МБУ ДО СШОР Молодость. В ходе эксперимента была исследована эффективность предлагаемого метода и изучен уровень влияния занятий аэробикой на развитие гибкости у девочек 12-14 лет, занимающихся волейболом. В начале и в конце эксперимента у испытуемых двух групп определяли показатели гибкости. Для оценки подготовленности волейболисток был использован тест, представляющий собой комбинированное задание, позволяющее оценить уровень гибкости детей, играющих в волейбол. Анализ всех показателей в начале и конце эксперимента выявил существенные различия в контрольной и опытной группах по всем показателям экспериментальных данных. Повышение уровня развития физических качеств, таких как гибкость, у волейболистов 12-14 лет в ходе испытания подтвердило положительный эффект от применяемой аэробики, и, таким образом, разработанный нами метод эффективен и позволяет расти.
Список литературы:
1. Краснова Г.О. Пармузина Ю.В. Методика преподавания оздоровительной аэробики. Волгоград, 20010.
2. Сапожникова О.В. Фитнес( учеб. пособие)/ О. В. Сапожникова; МОНРФ, Урал. федер. ун- т. – Екатеринбург Изд- во Урал. ун- та, 2015.
3. Савин В. П. Спортивные игры техника, тактика, методика
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.