Савушкина Ирина Владимировна, учитель начальных классов, ГБОУ лицей №179 Калининского района г. Санкт-Петербурга
Учитель – это судьба
Я, Савушкина Ирина Владимировна, представитель учительской династии Савушкиных. Вернее, династия Кравцова - Савушкины. Конечно, наша династия не отличается известностью, но в городе Новоалтайске фамилию Савушкин знает почти каждый.
Основателем педагогической династии стала Кравцова Анна Алексеевна – учитель начальных классов. А далее династия продолжилась под фамилией Савушкины. Началась она с семейной пары Савушкина Виталия Васильевича и дочери Кравцовой А.А. Лидии Ивановны.
Савушкина Виталия Васильевича знают как прямого, честного человека, который всю свою жизнь без остатка отдавал работе. Ребёнок, его знания, нравственное и физическое развитие всегда были смыслом его труда. Виталия Васильевича всегда отличает огромная ответственность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Савушкин В.В. родился 6 мая 1938 г. Детство и юность провёл в трудное военное и послевоенное время. Окончив 8 классов дневной общеобразовательной школы, пошёл работать на АВЗ. Затем была служба в Советской Армии. После Армии продолжил работать на АВЗ и учился в школе рабочей молодёжи. Учась в школе, увлёкся физикой и математикой. Особенно привлекали атомная и ядерная физики. Полноценные знания в этой области можно было получить в г. Томске. В 1963 г. Виталий Васильевич поступил в этот институт. За время учёбы в институте получил хорошие знания. Хотел дальше развивать эти знания и передавать другим людям. Поэтому, в 1967 г. поступил на работу в школу №3 учителем физики и математики. В 1974 был переведён в школу № 12 на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. А затем вернулся в школу №3 уже директором. Однако, много поработать в школе не пришлось. В июне 1979 г. решением горисполкома Савушкин В.В. был назначен заведующим отделом народного образования.
В городе Новоалтайске планировалось строительство школ в 8-ом , в 10-ом микрорайоне, в п.Укладочный, строительство бассейна, детских садов. Всё это было согласовано в соответствующих министерствах. И всё это было бы реализовано, если бы не 1990г… Все планы нарушились. Из задуманного построили только школу в 8-ом микрорайоне, позднее - школу №1. В эту школу и вернулся Виталий Васильевич директором. В 1992 г. школа открыла свои двери.
1
Несмотря на то, что Виталий Васильевич завершил свою педагогическую деятельность в 1996 г., он и по сей день интересуется проблемами школы, вопросами образования.
Кравцова Лидия Ивановна родилась в 1948 г. После окончания школы в 1966 г. пошла работать старшей пионерской вожатой в школу №3, где и повстречала свою судьбу – Савушкина В.В. С тех пор Лидия Ивановна является верной спутницей жизни Виталия Васильевича не только в быту, но и в педагогическом творчестве. В школу №3 Лидию Ивановну пригласила работать завуч подруга и коллега матери Лидии Ивановны. Мама – Кравцова А.А. , учительница начальных классов, работала в школе №10. В детстве Лидия Ивановна часто бывала с мамой в школе, наблюдала за её работой с детским коллективом, и маленькой Лиде тоже хотелось стать учительницей.
В 1968 г. поступила в Барнаульский педагогический институт на факультет иностранных языков по специальности учитель немецкого языка. Окончила его в 1974г. Проработала в школе №3 до 1978г. учителем немецкого языка. После постройки школы№1 в 1992г. Лидия Ивановна перешла в школу №1. Здесь работает по сей день уже 18-ый год. В 2010 г. исполнится 44года педагогической деятельности Лидии Ивановны. За время своего педагогического труда Лидия Ивановна выпустила в «большую жизнь» более 10 выпусков.
Несмотря на полную отдачу себя работе, Виталий Васильевич и Лидия Ивановна воспитали двух сыновей. Сыновья не пошли по стопам своих родителей. Но какая-то неведомая сила свыше, видимо, не могла допустить того, чтобы учительство этой семьи не нашло своего продолжения. Эстафету педагогической династии подхватила я – жена одного из сыновей, которой досталась ответственность за фамилию. Разве это не судьба?!
Учитель – вообще, не столько призвание, не столько талант, одарённость, сколько – судьба. Одному человеку эта судьба дана, другому нет. Наверное, в этой судьбе многое можно объяснить, но что-то в ней необъяснимо, ибо судьба человека несёт в себе некую тайну. Хотя, конечно, судьба выбирает тех людей, у которых есть сочетание определённых качеств для самореализации в той деятельности, с которой связана жизнь человека.
Допустим, сочетание определённых личностных качеств есть, но надо же пройти подготовку, чтобы стать учителем-просветителем. Конечно, в ВУЗе ты приобретаешь огромный методический багаж (огромное спасибо преподавателям), но это капля в море тех приобретений, которыми необходимо овладеть! Подготовка на этом не заканчивается. Нет предела этой подготовки. Моя судьба подарила мне возможность оказаться плечом к плечу в строю нашей династии, чтобы ежедневно, постоянно совершенствоваться, глядя на основателей династии.
2
Их профессиональная деятельность, их опыт внушают мне, проникают в меня, подсказывают то, что наша профессия очень важная и сложная. Сложность состоит в том, что для любого ученика, которого ты воспитываешь, ты должен выглядеть «идеальным человеком». Это очень трудно, эту роль ты должен сыграть. Потом она станет твоей сутью, но на каком-то этапе это та роль, которую ты должен принять на себя, «влюбив» в себя ребёнка. Понимание этой важности я подхватила как эстафетную палочку и несу теперь уже в своей деятельности.
Девизом династии всегда было самозабвенное, преданное служение своему делу, творческое вдохновение. Наша династия служит для меня примером верности избранной профессии.
Если человек стал учителем он должен делать всё возможное, чтобы постоянно духовно расти, обогащать своё сердце и свой ум. Если человек способен на это, он станет настоящим, большим учителем и незабываемым для ученика.
Вот я и стремлюсь, быть человеком, который ищет, как учитель во все времена, во многом сомневаюсь. Знаю, что педагога-мастера отличают постоянное самосовершенствование, самокритичность. Стараюсь представлять из себя сплав творчества и ума. Хочу помочь каждому ученику сформировать свой взгляд на мир. Знаю, что учитель не может быть учителем, если он является несчастным и неуспешным в данной жизни – тогда он только сделает своих учеников несчастными. Я обязана быть ещё и счастливой!
И только, сочетая всё вышеперечисленное в себе, хотя, и это ещё не всё, я смогу стать, подготовиться и стать учителем-просветителем, достойным продолжателем своей педагогической династии, которая, надеюсь, найдёт своё продолжение и после меня. А, если «увы!»- нет, тогда мне предстоит поставить заметную достойную точку. Такую точку, чтобы в любой аудитории находились бы люди, которые могли бы оценить труд династии Савушкиных. Громко?! А, вдруг, получится?!
Желаю каждому из учителей либо стать исходной точкой новой, значимой для всех, педагогической династии, либо достойным её продолжателем! Ведь мы – учителя, это наша судьба…
3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.