СТАТЬЯ: ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Оценка 4.9

СТАТЬЯ: ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Оценка 4.9
docx
27.03.2024
СТАТЬЯ: ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.docx

 

 

 

СТАТЬЯ: ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

 

 

Аннотация. В данной статье мы рассмотрим влияние сказок на развитие речи у младших школьников, рассмотрим различные аспекты расширения словарного запаса, развитие речевых навыков. Основные методы и подходы учителя при работе со сказками, как инструментом развития речи.

 

Ключевые слова: сказка, коммуникативные способности, язык, словарный запас, речевые навыки, младший школьник

 

THE INFLUENCE OF A FAIRY TALE ON THE DEVELOPMENT OF A YOUNGER STUDENT'S SPEECH

 

Perevalova Natalya Ruslanovna

 

Annotation.In this article, we will consider the influence of fairy tales on the development of speech in younger schoolchildren, consider various aspects of vocabulary expansion, and the development of speech skills. The main methods and approaches of the teacher when working with fairy tales as a tool for speech development.

 

Keywords: fairy tale, communication skills, language, vocabulary, speech skills, junior high school student

 

В младшем возрасте у ребенка очень активно развивается воображение, и ребенок разнообразно проявляет себя во время игр, и при восприятии какого-либо художественного произведения. В процессе подготовки к школьной программе дети овладевают разными литературными жанрами, например, стихами, рассказами, баснями, былинами, и запоминающимися сказками[3].

Сказка – это прекрасное произведение русского народа, каждый человек с детства помнит сказки. Сказка – это художественное повествование фантастических истории, приключений и бытовой природы. Русские народные сказки – это устно-поэтический рассказ, с фантастическим замыслом, с живыми существами, с красочным оформлением, с увлекательной историей и размытой реальностью. Все это очень нравится детям в связи с их психологическими особенностями в данном возрасте.

В настоящее время изучение проблемы речи младшего школьника является актуальной проблемой, этому посвящено огромное количество научных исследований. Речевая активность и коммуникативные навыки играю немаловажную роль в развитии ребенка [5].

Исследователи отмечают то, что развитие творческих навыков в младшем школьном возрасте, непрерывное совершенствование речи, овладение литературным языков это необходимые компоненты образования, также дошкольный и школьный возраст они считают «возрастом сказок».

По словам К.Д. Ушинского: «Народные сказки помогают освоить все формы языка, что позволяет выработать у детей собственные речевые навыки при разговоре».

Сказки влияют на все виды активности детей, но главное влияние сказки оказывают на его художественно-речевую деятельность. Благодаря сказкам, у ребенка пополняется словарный запас, так как сказки – это богатый источник новых слов и выражений. Ребенок более выражено может показывать свои мысли и чувства, ведь в сказках происходит волшебство, сказки дарят эмоции.  Чтение сказок позволяет детям развивать и усовершенствовать навыки чтения и письма, развивается фантазия и дети могут придумывать сами истории, сказки и играть в ролевые игры [1].

В процессе чтения сказок, младшие школьники могут анализировать к чему приводит какое-либо поведение героев, искать причинно-следственные связи, развивать навыки мышления и формулировать выводы.

Благодаря сказкам у детей формируются и развиваются эмпатия. Школьники проявляют эмоции: сопереживают, радуются, злятся, проявляют желание помочь. Из сказок дети получают первые взгляды на временное пространство, взаимосвязь человека с природой и осознание настоящего окружающего мира. В сказках присутствует добро и зло.

Сказки – это не только выдумка и фантастическая история, но и специфическая реальность в мире ощущений, правильно подобранные сказки пробуждают у детей яркие лучшие ощущения. Возможность использования сказки в речевом развитии у младших школьников предлагали такие авторы как: Г.М. Лямина, Н. Пастернак, П.И.Яничем, С.В. Юртаевыми другие.

Т.А. Казарева считает, что младшие школьники, посредством сказок и сказочных персонажей, могут знакомиться и активнее использовать повествовательные наклонения глагола и смысловые оттенки слов. Также они могут объяснить содержательную сторону высказывания и обобщать собственную речь[3].

Успешное восприятие художественного произведения, происходит тогда, когда школьники проводят предварительные работы, например, рассмотрение иллюстраций, беседа с объяснение каких-либо слов или описанием героев. Далее начинается прямое знакомство со сказкой, речь рассказчика играет большую роль.  Для того чтобы глубже воспринять произведение, необходимо произвести его анализ после прочтения, кратко пересказать, написать сочинение, либо изобразить на рисунке сцену из произведения [3].

По мнению многих авторов, чтобы эффективнее воспринять информацию, нужно сопровождать текс сюжетными картинками, чтобы также развивалась зрительная память и фантазия. Когда младшие школьники рассказывают сказку по иллюстрациям, они формируют самостоятельный состав описательных и повествовательных историй по их произведениям. Выстраивать рассказ в цепочку рисунков помогает развивать у учащихся навыки развития сюжетных линий и продумывания возможных вариантов [5].

Придумать название для определенного события и сказки, это помогает детям без помощи других объединять рассказ с собственными мыслями.

Таким образом, можно сделать вывод, что обращение к сказкам, помогает развивать устную речь школьников, и имеет ряд специфических особенностей выражения и реализации.

 

Список литературы

 

1.                 Бушуева Л.С. Развитие связной монологической речи у младших школьников при изучении сказки // Начальная школа. – 2017. – №7. – С. 36–39.

2.                 Ивановская О.Г. Сказка как средство развития речи младших школьников с речевыми нарушениями // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2016. – Т. 2. – №19. – С. 101–105.

3.                 Казарева Т.А. Развитие речи младших школьников // Начальная школа. – 2017.– № 6. – С. 76-79.

4.                 Кастюшина Л.А. Сказка как средство развития устной речи старших дошкольников и младших школьников // Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей II Международной научно-практической конференции / отв. ред. Г.Ю. Гуляев. – 2018. – С. 148–151.

5.                 Стрекалова, С. М. Речевое развитие детей в начальной школе посредством волшебных сказок / С. М. Стрекалова, И. Ш. Ибрагимова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020.– № 22 (312). –  С. 561-563. – URL: https://moluch.ru/archive/312/70954/ (дата обращения: 26.02.2024).

6.                 Юртаев С.В. Основы совершенствования речевой деятельности младших школьников: учебное пособие / С.В. Юртаев. – 4-е изд. испр. – М.: Флинта; Наука, 2016. – 320 с.

© Н.Р. Перевалова, 2024


 

СТАТЬЯ: ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ

СТАТЬЯ: ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ

В младшем возрасте у ребенка очень активно развивается воображение, и ребенок разнообразно проявляет себя во время игр, и при восприятии какого-либо художественного произведения

В младшем возрасте у ребенка очень активно развивается воображение, и ребенок разнообразно проявляет себя во время игр, и при восприятии какого-либо художественного произведения

В процессе чтения сказок, младшие школьники могут анализировать к чему приводит какое-либо поведение героев, искать причинно-следственные связи, развивать навыки мышления и формулировать выводы

В процессе чтения сказок, младшие школьники могут анализировать к чему приводит какое-либо поведение героев, искать причинно-следственные связи, развивать навыки мышления и формулировать выводы

Когда младшие школьники рассказывают сказку по иллюстрациям, они формируют самостоятельный состав описательных и повествовательных историй по их произведениям

Когда младшие школьники рассказывают сказку по иллюстрациям, они формируют самостоятельный состав описательных и повествовательных историй по их произведениям

Текст: непосредственный // Молодой ученый

Текст: непосредственный // Молодой ученый
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2024