Защитное слово
(слайд1) Здравствуйте, разрешите представить вашему вниманию юработу на тему «Возможности использования ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе».
(слайд 2)С изобретением компьютера человеческая жизнь очень существенно изменилась. Изменения коснулись также и образования. Процесс подготовки уроков в школах осуществляется с помощью информационных технологий. В наше время компьютерные технологии являются незаменимыми во время проведения занятий в школах, так как дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предметам, способствуют улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве. Применение информационных технологий на уроках литературного чтения способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал.
(слайд3) Объект исследования: использование ИКТ в учебном процессе в начальной школе.
Предмет исследования: использование ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе.
Проблема исследования: каковы возможности использования ИКТ на уроках литературного чтения?
Цель исследования: изучение возможностей использования ИКТ на уроках литературного чтения.
(слайд4) Задачи представлены на слайде
(слайд5) Существует несколько определений ИКТ (они представлены на слайде):
(слайд 6) Наиболее точным определением информационно-коммуникационных технологий является определение Селевко Г.К.
Информационно-коммуникационные технологии - это педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств. К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи.
(слайд 7) Информационные технологии разделяют на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие (творческие).
Сберегающие информационные технологии экономят труд, время и материальные ресурсы (принтер, сканер, ксерокс).
Рационализирующие информационные технологии – это автоматические системы поиска и заказов (системы поиска книг в библиотеках).
Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в процесс работы с информацией (текстовый редактор).
( слайд 8) Рассмотрим подробнее классификацию образовательных средств ИКТ
I.По решаемым педагогическим задачам.
|
1.Средства, обеспечивающие базовую подготовку. |
2.Средства практической подготовки. |
|
3.Вспомогательные средства |
|
4.Комплексные средства |
|
II. По функциям в организации образовательного процесса. |
1.Информационно-обучающие |
2.Интерактивные |
|
3.Поисковые |
|
III. По типу информации. |
1.Электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией |
2.Электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией |
|
3.Электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией. |
|
4.Электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией |
|
5.Электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией |
|
IV. По формам применения. |
1. Урочные 2. Внеурочные |
(Слайд 9) В настоящее время развиваются следующие направления новых информационно-технических средств обучения:
1)универсальные информационные технологии;
2)компьютерные средства;
3)компьютерные обучающие и контролирующие программы;
4)мультимедийные программные продукты.
Поэтому выделяют несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе: мотивационный, содержательный, учебно-методический, организационный, контрольно-оценочный.
(слайд 10) Для работы со средствами ИКТ на уроках следует соблюдать некоторое требования. На одном уроке применение ИКТ на всех этапах нецелесообразно и даже вредно с точки зрения СанПиНов. Так как нужно соблюдать следующие нормы при непрерывной работе за компьютером:
-для учащихся 1-х классов - 10 мин, 2-4-х классов - 15 мин;
- рабочее место учащегося должно быть организовано рационально;
-компьютер должен стоять так, чтобы свет на экран падал слева;
-для снятия напряжения с глаз рекомендуется зрительная гимнастики, которая проводится в середине занятия с компьютером и в конце занятия с использованием компьютера в течение 1 минуты.
(слайд 11) Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power Point, которую продуктивно и творчески используют в преподавании литературного чтения, что позволяет повысить интерес к изучению предмета.
Презентации – это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов.
Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ красочными картинами, фотографиями, диаграммами, видеофрагментами и, конечно же, звуковыми фрагментами. Возможно добавление записи дикторского текста учителя.
(слайд 12) При подготовке к уроку с использованием ИКТ необходимо учитывать педагогические функции и возможности ИКТ: мотивирующую, информационную, функцию управления учебной деятельностью, формирующую навыки и контролирующее-корректирующую.
(слайд 13) Урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога. Выделяют следующие этапы подготовки урока с использованием ИКТ (они представлены на слайде)
(слайд 14) Трудно представить современный урок без использования компьютерных технологий. Они могут быть включены в любой этап урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков.
(слайд 15) В течение преддипломной практики было проведено 8 уроков литературного чтения с использованием мультимедийной презентации. На данных уроках слайды презентации использовались при знакомстве с творчеством авторов произведений, для актуализации знаний при работе с иллюстрациями произведений, использовались различные задания и речевые разминки, для осуществления здоровосберегающей функции проводились видеофизкультминутки. Использовалась презентация для знакомства с автором произведения и контроля знаний по прочитанному произведению. Я считаю, что мне удалось реализовать все возможности мультимедийной презентации на проведенных уроках.
(слайд 16) На слайде представлен фрагмент урока литературного чтения
Тема урока: Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить...», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня»
Цель урока: познакомить с произведениями: Р. Сефа «Совет», В. Берестова «В магазине игрушек», В. Орлова «Если дружбой дорожить...», И. Пивоваровой «Вежливый ослик», Я. Акима «Моя родня»; обучать правильному, выразительному чтению; развивать умения прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям
(слайд 17) Все вышесказанное дает возможность утверждать, что использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет реализовывать принцип наглядности в обучении, способствует формированию высокого уровня мотивации, предоставляет возможности в осуществлении индивидуального подхода к каждому из учащихся, повышает интерес к учебе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.