Статья «Возможности использования произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения в начальных классах»
Оценка 4.8

Статья «Возможности использования произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения в начальных классах»

Оценка 4.8
docx
05.05.2020
Статья «Возможности использования произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения в начальных классах»
Защитное слово Кочнева.docx

Защитное слово

СЛАЙД 1. Разрешите представить вашему вниманию работу на тему: «Возможности использования произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения в начальных классах».

СЛАЙД 2. Актуальность данной работы состоит в том, что проблема изучения произведений УНТ в русской детской литературе имеет огромное теоретическое и практическое значение, заслуживает глубокого и всестороннего исследования. В каждом классе на уроках литературного чтения  происходит знакомство с произведениями УНТ, но для составления целостной картины жизни наших предков, постижения всего богатства русского фольклора необходимо более глубоко знакомиться с ним.

СЛАЙД 3. Представляю вашему вниманию понятийный аппарат, он состоит из:

Объект исследования: урок литературного чтения.

Предмет исследования: возможности использования произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения в начальных классах

Проблема исследования: каковы возможности использования произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения в начальных классах?

Были применены следующие методы исследования:

Практические методы: шкалирование.

Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение и анкетирование.

Цель исследования: изучение возможностей использований произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения в начальных классах

СЛАЙД 4. Для реализации цели решались следующие задачи, они представлены на слайде:

1.Раскрыть сущность урока литературного чтения в начальных классах;

2. Охарактеризовать разновидности произведений устного народного твор

чества, изучаемые на уроках литературного чтения в начальных классах;

3.Изучить возможности применения произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения в начальных классах;

4.Проанализировать программу  по литературному чтению с точки зрения представленности произведений устного народного творчества;

5.Организовать практическую работу по использованию произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения в начальных классах;

6.Разработать рекомендации для учителя по использованию произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения в начальных классах.

СЛАЙД 5.На уроках литературного чтения в начальной школе изучаются произведения разных жанров УНТ: считалки, потешки, обрядовые песни, былины, сказки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки.

СЛАЙД 6. В ходе преддипломной практики была организована опытно – практическая работа по использованию произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения в начальных классах.

Была проведена диагностика «Насколько хорошо я знаком с устным народным творчеством», планирование и проведение серии уроков литературного чтения с использованием произведений устного народного творчества, разработка рекомендаций для учителя.

 СЛАЙД 7. Проанализировав  программу  и тематическое планирование литературного чтения УМК «Планета знаний», автора Э.Э. Кац, выявлено, что  из 439 часов, отводимых на изучение курса, учащиеся посвящают  изучению устного народного творчества 84 часа, что составляет всего лишь 20 % изучаемого материала. Мы видим, что на изучение произведений УНТ отводится небольшое количество часов, поэтому учителю необходимо изыскивать возможности на уроках литературного чтения для дополнительного знакомства с фольклорными произведениями.

СЛАЙД 8. Проанализировав программу и учебники «Литературное чтение» Э.Э.Кац, можно сказать, что произведения устного народного творчества разных жанров активно  изучаются с 1 по 4 класс. Представлены основные малые и крупные жанры, поэтические и прозаические. Содержащиеся в них нравственные понятия доступны детям. Кроме того, эти понятия легко усваиваются благодаря образности и занимательности произведений устного народного творчества.

СЛАЙД 9. В рамках опытно практической работы с обучающимися проведена диагностика «Насколько хорошо я знаком с устным народным творчеством». Где было выявлено с высоким уровнем знаний о фольклорных произведениях в классе выявлено 5 человек, что составляет 19,5%, с хорошим  – 17 человек  - это 65%, с удовлетворительным – 4 человека, что составляет 15, 5% респондентов, с низким уровнем знаний произведений УНТ нет. Результаты диагностики представлены на диаграмме

Анализ полученных результатов показывает, что больше всего учащихся имеют средний уровень знаний  фольклорных произведений.

Таким образом, перед учителем стоит проблема найти эффективные средства и формы работы для повышения уровня знаний о фольклорных произведениях на уроках литературного чтения в начальной школе.

СЛАЙД 10. Для расширения кругозора учащихся и их литературного развития было разработано 12 конспектов  уроков литературного чтения с использованием произведений устного народного творчества. На каждом  уроке на разных этапах урока использовались фольклорные жанры: пословицы, загадки, потешки, частушки, которые способствовали расширению кругозора учащихся в области фольклора. Один из уроков был открытым уроком по литературному чтению на тему «Устное народное творчество». Его цель - создание условия для обобщения знаний детей по теме «Устное народное творчество», воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу.

СЛАЙД 11. Этот урок был в виде реализации проекта, где ребятам предстояло создать: 1 группе – книжку с загадками, 2 группе – свиток с пословицами, 3 группе –  нужно было инсценировать русскую народную сказку «Колобок».

СЛАЙД 12.Фрагмент урока представлен на слайде.

СЛАЙД 13.Таким образом, основная цель использования устного народного творчества, как например небылицы, частушки, поговорки, скороговорки, пестушки, загадки - позабавить учащихся, поднять им настроение, привлечь внимание к произведениям УНТ и к изучаемому материалу, расширить читательский кругозор. Способствовать литературному развитию учащихся. Пословицы, загадки, поговорки, песенки использованы учителем для закрепления темы урока, выявления основной мысли урока, знакомства с фактами из прошлого.

Данная исследовательская работа представляет интерес для обучающихся педагогических специальностей, а также для учителей начальных классов, она демонстрирует возможности использования произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения в начальных классах.

СЛАЙД 14. Спасибо за внимание, а теперь готова ответить на ваши вопросы…


 

Защитное слово СЛАЙД 1. Разрешите представить вашему вниманию работу на тему: «Возможности использования произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения в начальных классах»

Защитное слово СЛАЙД 1. Разрешите представить вашему вниманию работу на тему: «Возможности использования произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения в начальных классах»

Охарактеризовать разновидности произведений устного народного твор чества, изучаемые на уроках литературного чтения в начальных классах; 3

Охарактеризовать разновидности произведений устного народного твор чества, изучаемые на уроках литературного чтения в начальных классах; 3

СЛАЙД 8. Проанализировав программу и учебники «Литературное чтение»

СЛАЙД 8. Проанализировав программу и учебники «Литературное чтение»

Устное народное творчество», воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу

Устное народное творчество», воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2020