Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современные уроки. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности  применения  информационных технологий. Я полагаю, что такой подход необоснован. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для студента, и для преподавателя. 
Задачи, стоящие перед преподавателем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других преподавателей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Преподавателю  русского  языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас студентов, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.
            
        
        
        
                    
                
                    Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Костина Светлана Ивановна
преподаватель ГБ ПОУ «ВПТ»
Без процесса информатизации образования уже невозможно представить
современные уроки. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных
дисциплин сомневаются в целесообразности   применения   информационных
технологий.   Я   полагаю,   что   такой   подход   необоснован.   При   удачном   и
правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков,
такие   уроки   оказываются   очень   интересными   и   для   студента,   и   для
преподавателя. 
  русского  
Задачи,   стоящие   перед   преподавателем      словесником   при   применении
информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других
преподавателейпредметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с
художественным   словом,   с   книгой.   Преподавателю  
  языка
необходимо   сформировать   прочные   орфографические   и   пунктуационные
умения и навыки, обогатить словарный запас студентов, научить их владеть
нормами   литературного   языка,   дать   детям   знание   лингвистических   и
литературоведческих терминов. 
Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.
Я работаю по следующим направлениям:
 использование готовых программных продуктов,
 работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher)
 работа с ресурсами Интернет,
  В своей работе я
использую готовые
программные
продукты
Интернетресурсы,
текстовые
материалы,   тесты,
презентации
учебного
материала,
разработанные
мной для уроков.Использование   ИКТ   на   уроках   литературы   и   русского   языка   можно
представить схемой:
Создание проектов, презентаций, работа в программе Microsoft Publisher
требуют   от   учителя   творческого   подхода,   применения   исследовательских
методов, владения компьютерными технологиями.
Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте,
решает несколько задач:
 повышает производительность труда преподавателя и студентов на
уроке;
 увеличивает объем использования наглядности на уроке;
 экономит время преподавателя при подготовке к уроку.В последние годы я активно
внедряю   в   обучение  метод
проектов, который позволяет
формировать
исследовательские   навыки
студентов, активизировать их
деятельность,
  использовать
полученные   ими   знания   на
практике.   Примером   такой
деятельности может служить
проект   по   творчеству
И.С.Тургенева.
 Необычайно
интересна
с
работа
использованием  программы
PowerPoint.  Она  приводит к
целому   ряду   положительных
эффектов: 
 
 
обогащает урок эмоциональной окрашенностью; 
психологически облегчает процесс усвоения; 
возбуждает живой интерес к предмету познания; 
расширяет общий кругозор студентов; 
повышает производительность труда преподавателя и студентов на уроке. 
информацию,   появляющуюся   на экране,   по   необходимости   сопровождаю
ее дополнительными объяснениями и примерами.
Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении прподавателем
различных   форм   урока:   мультимедийной  
  школьной   лекции,   урока   
наблюдения,   урока      семинара,   урока   –   практикума,   урока      виртуальной
экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в   музей, на
родину писателя.
Применение компьютерных технологий позволяет мне:
 наполнить уроки новым содержанием;
развивать   творческий   подход   к   окружающему  Работа   с   программой
  позволяет   получить   реальный   продукт   своей
Microsoft  Publisher 
деятельности в виде газеты, журнала, буклета и т.д. Она используется для  
 оформления результатов групповой работы
 выпуска газеты, информационного листка 
Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что
позволяет   создать   банк   наглядных   и   дидактических   материалов,
критических статей, рефератов и т.д.Прослушивание   художественной  литературы в электронном варианте
выручает   тогда,   когда   студенты   не   могут   найти   нужные   произведения   в
библиотеках или просто им легче слушать, чем читать. 
Электронные  словари   и  энциклопедии  позволяют   мобильно   получить
дополнительные знания и использовать их на уроке. 
Каждый   преподаватель   знает,   как   оживляет   урок  использование
видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Применение ИКТ
на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:
 создание   учителем   и   учащимися     медиатеки,   включающей   в   себя
презентации   по   биографиям   и   творчеству   писателей  XIX  и  XX
веков;
 повышает качество обучения; 
 усиливает интерес к изучению предмета;
 рационально распределять время урока; 
  доходчиво объяснять материал, делать его интересным.
 При объяснении нового материала на уроке  я использую предметные
коллекции   (иллюстрации,   фотографии,   портреты,   видеофрагменты,
видеоэкскурсии), таблицы и схемы. При этом существенно меняется
технология объяснения – я комментирую миру, любознательность        
студентов, формировать элементы информационной культуры; 
 прививать   навыки   рациональной   работы   с   компьютерными
программами;
   поддерживать   самостоятельность   в   освоении   компьютерных
технологий; 
 идти в ногу со временем.