Статья на тему "Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы"
Оценка 4.8

Статья на тему "Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы"

Оценка 4.8
Карточки-задания
docx
история +1
5 кл—9 кл
27.04.2018
Статья на тему "Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы"
Статья содержит материалы для самостоятельной работы обучающихся пятых - девятых классов на уроках истории и обществознания. Выполнение заданий, которые предложены в карточках предполагает самостоятельную работу учеников с текстом учебника, документа, исторической картой. Задания соответствуют возрастным особенностям обучающихся, имеют дифференцированный характер.
Статья.docx
Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы  Стремительные   перемены,   происходящие   во   всех   сферах   жизни современного   общества,  влияют   на   поведение   человека,  меняют   его   жизненные ориентиры и ценности. Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В   настоящее   время   мы   наблюдаем   стремительные   перемены   в   экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни. Это не может не отразиться на поведении,   жизненных   ориентирах   и   внутреннем   мире   современного   человека. Пришло   время   смены   педагогических   ориентиров,   содержания   и   технологий образовательного процесса. Современное   информационное   общество   требует   от   нас   подготовить человека   обучаемого,   способного   самостоятельно   учиться   и   многократно переучиваться   в   течение   постоянно   меняющейся   жизни,   готового   к самостоятельным   действиям   и   принятию   решений.   Для   жизни,   деятельности человека   важно   не   наличие   у   него   накоплений   впрок,   запаса   какого   –   то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть, важны не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Школа должна «научить учиться». Именно поэтому перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.  Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках   истории   и  обществознания   сегодня   приобретает   особую  актуальность   в связи   с   непрерывным   увеличением   объёма   научной   информации   и   процессом быстрого «старения» знаний. Остро встаёт сегодня необходимость формирования умения   и   навыков   самообразования   учащихся,   развития   их   способностей самостоятельного   приобретения   знаний,   быстрого   реагирования   на   всё   новые «вызовы»   жизни,   а   этого   невозможно   достичь   без   умения   обучающихся самостоятельно работать с различными источниками информации. Самостоятельная   работа   на   уроках   истории   и   обществознания представляет собой особый вид учебной деятельности ­ она осуществляется под руководством учителя, но без моего непосредственного вмешательства; потому что именно такая работа наиболее отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что­то самим. Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной   ситуации,   созданной   учителем.   Можно   предложить   учащимся   на основе анализа содержания учебного материала  самостоятельно обобщить  его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться   собственным   мнением   в   устной   или   письменной   форме;   составить таблицу; выполнить практическое задание. Одним   из   составляющих   элементов   развития   умений   и   навыков самостоятельной работы, использованных в опыте, является постановка и решение проблемы.   Проблема   ­   сложная   познавательная   задача,   решение   которой представляет   существенный   практический   или   теоретический   интерес. Формулируя проблему, учащиеся затем начинают самостоятельно искать пути её решения, работая с текстами учебника или дополнительной литературы. При использовании элементов проблемного обучения деятельность учителя состоит   в   том,   что   он,   давая   в   необходимых   случаях   объяснение   содержания наиболее   сложных   понятий,   систематически   создает   проблемные   ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно – познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют  (с помощью   учителя)  определение  понятий, правила,  законы  или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации. Итак, элементы проблемного обучения позволяют на основе создаваемых в ходе  занятия проблемных ситуаций активизировать познавательную деятельность  учащихся, состоящую в поиске и решении сложных вопросов, требующих  актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. К тому же проблемные задания «заставляют» обучающихся постоянно  обращаться к дополнительной литературе, другим источникам знаний. В своей практике самостоятельную работу с применением элементов проблемного  обучения чаще использую на этапе изучения нового материала (открытия нового  знания). Это работа с учебником (выделение главного, определение понятий, отбор материала по проблеме, проведение сравнительного анализа, поиск ответов на  вопросы учителя); работа с использованием дополнительных источников: статей,  репродукций, схем, таблиц, документов. Работая в парах (группах 3­4 человека) и  индивидуально, обучающиеся получают карточки с заданиями, выполняя которые  они отвечают на проблемные вопросы или разрешают аналогичную ситуацию.    Например: I. Урок истории в 7 классе по теме      «Экономическое развитие России в XVII веке»  Цель самостоятельной работы: Охарактеризовать новые черты в экономике  России.  Форма работы: парная, групповая Проблемный вопрос «Можно ли считать XVII век началом нового времени в  экономическом развитии России?» Карточка №1.  Развитие сельского хозяйства. Задание:  1. Прочитать текст учебника с. 34, рассмотреть карту на с. 39 2. Найти и охарактеризовать новые явления в развитии сельского хозяйства. 3. Заполнить таблицу Район Характер специализации 4. Ответить на вопрос «Можно ли считать XVII век началом нового времени в  сельском хозяйстве России?» Карточка №2.  Ремесленное и мелкотоварное производство. Задание: 1. Прочитать текст учебника на с. 36, рассмотреть карту на с. 39. 2. Составить таблицу 3. Специализация районов России в мелкотоварном производстве Район Специализация Карточка №3  Мануфактурное производство Задание: 1. Прочитать текст учебника на с. 36, рассмотреть карту на с. 39. 2. Составить таблицу Специализация районов России в мануфактурном производстве Район Специализация мануфактур 3. Ответить на вопрос «Можно ли считать XVII век началом нового времени в  промышленности России?» Карточка №4.  Внутренняя и внешняя торговля. Задание: 1. Прочитать текст учебника на с. 38, рассмотреть карту на с. 39. 2. Составить таблицу Основные центры торговли в России в XVII в. Товар Центры торговли 3. Ответить на вопрос «Можно ли считать XVII век началом нового времени в  торговле России?» II. Уро обществознания в 9 классе по теме «Правонарушения и юридическая ответственность» Цель самостоятельной работы: познакомить обучающихся с видами  правонарушений и видами юридической ответственности за различные виды  правонарушений. Форма работы: парная, групповая  Карточка № 1 Задание: Прочитать текст учебника на с. 89 ­ 90 и определить к какому виду юридической  ответственности относятся приведенные ниже примеры. 1. Иванова опоздала на работу 2. Петров решил покататься на машине, но не смог пригнать его обратно, оставив в придорожной канаве. 3. Сидоров нагрубил учителю во время урока. 4. Сидоров в нетрезвом состоянии приставал к прохожим, просил деньги на  выпивку и ругался нецензурной бранью Карточка № 2 Задание: Прочитать текст учебника на с. 89 ­ 90 определить к какому виду юридической  ответственности относятся приведенные ниже примеры. 1. Павлова нарисовала на стене библиотеки огромную картину неприличного  содержания. 2. Сидоренко в нетрезвом состоянии приставал к прохожим, просил деньги на  выпивку и ругался нецензурной бранью. 3. Жуков не вернул долг в срок. 4. Буйнова перебежала через дорогу на красный свет светофора, что создало  аварийную обстановку. Карточка № 3 Задание: Прочитать текст учебника на с. 89 ­ 90 определить к какому виду юридической  ответственности относятся приведенные ниже примеры. 1. Иванова перебежала через дорогу на красный свет светофора, что создало  аварийную обстановку. 2. Рыбин, спасая утопающего, угнал и сломал чужой катер. 3. Петренко не уследила за своей козой, которая проникла в соседний огород и  съела всю капусту. 4. Кусков не вернул долг в срок. Карточка № 4 Задание: Прочитать текст учебника на с. 89 ­ 90 определить к какому виду юридической  ответственности относятся приведенные ниже примеры. 1. Иванов решил покататься на мотоцикле, но не смог пригнать его обратно,  оставив в придорожной канаве. 2. Боброва перебежала через дорогу на красный свет светофора, что создало  аварийную обстановку. 3. Серов самовольно ушел из воинской части в городской магазин. 4. Сидоров нагрубил учителю во время урока. III. Урок обществознания в 8 классе по теме «Главные вопросы экономики»  Цель самостоятельной работы: познакомить обучающихся с видами  экономических систем. Форма работы: парная, групповая  Карточка № 1 Задание: 1. Прочитать текст учебника на с. 95 ­ 96  2. Определить какие из приведенных примеров относятся к традиционной  экономике.   экономическая   самостоятельность Господство   натурального   хозяйства, производителей,   контроль   за   распределением   благ   со   стороны   государства, преобладание   государственной   собственности,   равные   права   для   всех   форм   обязательных   для собственности,   принятие   государственных   планов, производителей,   производство   продукции   преимущественно   для   собственного потребления,   поддержка   государством   стабильного   уровня   цен,   замкнутость хозяйства,   централизованное   перераспределение   хозяйственных   ресурсов, использование производственных ресурсов на основе обычаев Карточка № 2 Задание: 1. Прочитать текст учебника на с. 96 ­ 97  2. Определить   какие   из   приведенных   примеров   относятся   к   рыночной экономике. Господство   натурального   хозяйства,   экономическая   самостоятельность производителей,   контроль   за   распределением   благ   со   стороны   государства, преобладание   государственной   собственности,   равные   права   для   всех   форм собственности,   обязательных   для   принятие   государственных   планов, производителей,   производство   продукции   преимущественно   для   собственного потребления,   поддержка   государством   стабильного   уровня   цен,   замкнутость хозяйства,   централизованное   перераспределение   хозяйственных   ресурсов, использование производственных ресурсов на основе обычаев. Карточка № 3 Задание: 1. Прочитать текст учебника на с. 97 ­ 98  2. Определить   какие   из   приведенных   примеров   относятся   к   командной экономике. Господство   натурального   хозяйства,   экономическая   самостоятельность производителей,   контроль   за   распределением   благ   со   стороны   государства, преобладание   государственной   собственности,   равные   права   для   всех   форм собственности,   обязательных   для   принятие   государственных   планов, производителей,   производство   продукции   преимущественно   для   собственного потребления,   поддержка   государством   стабильного   уровня   цен,   замкнутость хозяйства,   централизованное   перераспределение   хозяйственных   ресурсов, использование производственных ресурсов на основе обычаев. IV. Урок обществознания в 6 классе по теме «Человек и его деятельность» Цель самостоятельной работы: познакомить обучающихся со структурой  деятельности человека, дать ее характеристику. Форма работы: парная, групповая  Карточка № 1 Задание: 1. 2. Прочитать текст учебника на с. 27 ­ 28  Записать структуру деятельности в виде схемы. 3.      Дать характеристику первого звена схемы. 1    ­­­­­­­­­­­­­     2   ­­­­­­­­­­­­­­    3    ­­­­­­­­­­­­­­­­     4         Карточка № 2 Задание: 1. 2. Прочитать текст учебника на с. 27 ­ 28  Записать структуру деятельности в виде схемы. 3.      Дать характеристику второго звена схемы. 1    ­­­­­­­­­­­­­     2   ­­­­­­­­­­­­­­    3    ­­­­­­­­­­­­­­­­     4 Согласны ли вы с мнением, что деятельность характерна только для людей?  Почему?    Карточка № 3 Задание: 1. 2. Прочитать текст учебника на с. 27 ­ 28  Записать структуру деятельности в виде схемы. 3.      Дать характеристику третьего звена схемы. 1    ­­­­­­­­­­­­­     2   ­­­­­­­­­­­­­­    3    ­­­­­­­­­­­­­­­­     4        Согласны ли вы с мнением, что деятельность характерна только для людей?  Почему? Карточка № 4 Задание: 1. 2. Прочитать текст учебника на с. 27 ­ 28  Записать структуру деятельности в виде схемы. 3.      Дать характеристику четвертого звена схемы. 1    ­­­­­­­­­­­­­     2   ­­­­­­­­­­­­­­    3    ­­­­­­­­­­­­­­­­     4        Согласны ли вы с мнением, что деятельность характерна только для людей?  Почему? Использование элементов проблемного обучения при организации  самостоятельной работы обучающихся на уроках истории и обществознания  способствует: ­ появлению у школьников уверенности в себе, в своих возможностях, ­ формированию привычки к свободному самовыражению и самостоятельному  мышлению, ­ развитию способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и  применять на практике. ­ развитию такой формы самосознания, которая приводит к переходу от  интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении  учебных задач, а также к поиску их решения.

Статья на тему "Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы"

Статья на тему "Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы"

Статья на тему "Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы"

Статья на тему "Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы"

Статья на тему "Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы"

Статья на тему "Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы"

Статья на тему "Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы"

Статья на тему "Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы"

Статья на тему "Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы"

Статья на тему "Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы"

Статья на тему "Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы"

Статья на тему "Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы"

Статья на тему "Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы"

Статья на тему "Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы"

Статья на тему "Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы"

Статья на тему "Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы"

Статья на тему "Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы"

Статья на тему "Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы"

Статья на тему "Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы"

Статья на тему "Использование на уроках истории и обществознания заданий проблемного характера с целью формирования навыков самостоятельной работы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2018