Статья по черчению. "Создание проблемных ситуаций на уроках черчения " ( 9 класс)
Оценка 4.7

Статья по черчению. "Создание проблемных ситуаций на уроках черчения " ( 9 класс)

Оценка 4.7
Лекции
doc
черчение
9 кл
02.09.2017
Статья по черчению. "Создание проблемных ситуаций на уроках черчения " ( 9 класс)
Рассматривается особенность преподавания черчения в 9 классах по новой (одногодичной) программе , значимость предмета для дальнейшего образования учащихся в технических вузах. Достижение поставленных целей и задач при обучении данного курса, организация уроков и методы обучения, организационные принципы уроков, которые сведены к трем подпрограммам с составляющими их элементами, разделение творческих задач на категории.
Цекот Светлана Андреевна.doc
Цекот Светлана Андреевна учитель черчения первой категории муниципального автономного общеобразовательного  учреждения «Общеобразовательная средняя школа №1 г.Белоярский» ХМАО­Югра Тюменской области                            Создание проблемных ситуаций на уроках черчения.          Особенность курса черчения в средней общеобразовательной  школе по одногодичной программе для 9 класса – его чрезмерная сжатость.  Необходимо уложить знания и навыки начального курса черчения в той мере, в какой они могут быть использованы в дальнейшем учащимися, особенно при продолжении обучения в технических вузах или профессиональной деятельности.                  Это касается официальной программы. В некоторых учебных заведениях   в сетке учебных предметов отводят несколько дополнительных часов на черчение (курсы по выбору, факультативы).   Особенно   это   практикуется   в   средних   школах   при   промышленных предприятиях, которые заинтересованы в притоке молодых, технически грамотных рабочих, на которые в нынешнее время наблюдается большой «спрос».               Такая необходимость возникает   еще   и   потому   что   не   только   учащиеся,   но   и   молодые   учителя   встречаются   с производственными   чертежами,   а   такие   чертежи   несут   сведения   технического   и технологического характера. Поэтому естественный вопрос: «А что это такое?» не должен остаться без аргументированного  по форме и краткого по содержанию ответа.        Цели и задачи обучения черчению.         Курс черчения  в средней школе носит общеобразовательный характер и ставит своей целью дать учащимся знания основ теории изображения предметов на плоскости, а также научить навыкам чтения и выполнения эскизов, чертежей, схем и наглядных изображений, с использованием   условностей,   установленных   стандартами   ЕСКД.   Программа   ставит следующие учебные задачи: ­   дать   учащимся   знания   основ   метода   прямоугольных   проекций   и   построения аксонометрических изображений; ­ ознакомить с важнейшими правилами выполнения чертежей, условными изображениями и обозначениями, установленными государственными стандартами; ­   уметь   сохранять   на   основе   рассмотрения   наглядного   чертежа     представление   о   форме предмета и найти его среди других изображений;  ­   умение   находить   соответствие   между   моделью   и   комплексным   чертежом,   наглядным изображением и чертежом. Ясно представлять нарушения видимой связи между элементами реального объекта при переводе его в графическое изображение; ­   уметь   оперировать   одним   комплексным   чертежом,   отчетливо   представляя,   в   каком изображении представлен объект на каждой проекции; ­   уметь воссоздать по проекциям цельный образ предмета и его форму, прочитать чертеж. При   необходимости   продемонстрировать   понимание   чертежа   выполнением   технического рисунка или модели объекта, либо словесным описанием.        Приведенные условно шесть ступеней можно уточнить, исправить, дополнить. Не следует понимать их как ряд четко и последовательно сменяющих друг друга этапов в графическом развитии учащегося. Между ступенями нет резко очерченных границ: овладение знаниями и навыками в одно и то же время может затрагивать объем нескольких ступеней. Но общий путь формирования знаний и навыков, будет наиболее доступным, методически обоснованным.          Организация уроков черчения и методы  обучения           Обучение черчению в 9 классе имеет свою специфику по ряду признаков, к которым относятся   возрастные   особенности   учащихся.   Поэтому   учитель   для   каждого   урока продумывает его структуру проведения и ставит цели. Урок в большей степени зависит от уже   проведенных   занятий   в   течение   учебного   года,   от   достигнутого   уровня   знаний   и практических   навыков,   от   характера   и   объема   знаний.   При   этом   учитель   опирается   на достаточно   широкий   кругозор   учащихся,   на   возможности   самостоятельного   приобретения ими знаний по учебнику или дополнительной  технической литературе.                   В педагогике  рассматриваются  различные  типы  уроков  и  различные  формы     их изложения:  урок изучения нового материала,  урок закрепления знаний умений и навыков, повторительно – обобщающий, комбинированный.                К урокам черчения   наиболее применяемой формой проведения – комбинированный урок, где наряду с объяснением учителя, в качестве важной составной части выступает и проведение практической, графической работы, как формы закрепления полученных знаний.        В тесной взаимосвязи со структурой урока находятся вопросы выбора метода обучения – способа   сообщения   знаний,   обеспечивающие   высокие   результаты   учебно­воспитательного процесса.               Наиболее  простая классификация  различает  словесные,  наглядные  и  практические методы. На уроках черчения – словесный метод – устное изложение учебного материала в форме   лекции­ беседы, объяснение, сопровождающее построения на классной доске или с использованием   компьютерной   технологии,   а   также   самостоятельную   работу   учащихся   с учебным пособием и справочной литературой, ­ наглядный метод ­   демонстрация по ходу урока учебно­наглядных пособий в виде плакатов, учебных таблиц, моделей, натуральных объектов,   слайд­презентаций,   видеофильмов;   ­   практические   методы   ­   чтение   и самостоятельное   выполнение   учащимися   эскизов   и   чертежей,   графических   упражнений, способствующих   прочному   закреплению   полученных   знаний   и   выработке   практических навыков.       Первое предполагает установление взаимопонимания в системе ''учитель­ученик'', второе ­ наличие относительно широкого круга проблем и конкретно­практических геометрических и технических задач, требующих ориентации учащихся в содержательных способах их решения.                Чтобы внимание учащихся не ослабевало при изучении нового материала в форме лекция­беседа, учитель прерывает изложение его вопросами к ним, касающимися только что изложенных им сведений.         Не следует задавать вопрос «Все поняли?», потому что редко кто отважится признаться в своей некомпетентности, лучше задавать конкретные вопросы, например «Как расположены плоскости относительно друг друга в трехгранном угле?» или «Какие размерные величины необходимы для построения горизонтальной проекции?» и т.д.  В процессе построения лучше задать   вопрос:   «Как   нужно   строить   дальше?»   или   «Какое   количество   изображений необходимо для построения чертежа этой детали?». При такой постановке вопроса учащимся придется задуматься и выбрать из своих предположений наиболее правильное. В этом случае прослеживаются   контуры   проблемно­поисковых   ситуаций   на   уроке.   Такое   ведение   урока способно обеспечить внимание учащихся  и понимание нового материала. Оно не позволяет отвлечься от содержания урока, но поощряет активное участие учеников.                   В   процессе   урока   учитель   не   должен   увлекаться   собственным   рассказом   или объяснением,   так   как   его   задачей     является   непрестанный,   систематический   контроль внимания  класса  путем возбуждения  ответных  реакций,  свидетельствующих  о восприятии учащимися излагаемого, степени сознательности в его понимании, словом, учитель должен поддерживать обратную связь.           Практические задания учащихся  включают: работу над заданиями, которые  даются не только   в   учебнике,   но   и   по   индивидуальным   карточкам­заданиям,   упражнений   из дополнительной   технической   литературы.   Кроме   того,   они     должны   выполнять   работы обязательного   минимума   (графические   и   практические   работы),   предусмотренные программой.           Организационные принципы уроков черчения                     Организационные   принципы   уроков   черчения   можно   условно   свести   к   трем подпрограммам с составляющими их элементами: 1. Оптимальная программа по учебному курсу. В приложении к учебной программе принцип оптимизации означает выбор наилучшего из возможных   вариантов   управления   процессом   обучения.   Всегда   существовал   сложнейший вопрос   учебного   процесса   –   определение   действительно   необходимого   объема   знаний, который должен приобрести ученик в процессе обучения. Противоречие учебного процесса, который   заключается   в   противоречии   между   объемом   информации   и   действительными требованиями подготовки к дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, носит эмпирический характер. Возможность передачи как можно большего объема информации за ограниченное   время   требует   от   учителя   постоянного   совершенствования   методики преподавания.                  Нельзя с достаточной достоверностью сказать, сколько времени учащимся данного класса, каждому ученику,  нужно на решение  того или иного задания, на  изучение страницы учебника, выполнении графических заданий и т.п.          Без накопления данных, характеризующих производительность учебного процесса, без выявления   факторов,   позволяющих   управлять     ею,   не   могут   быть   определены   исходные данные для совершенствования учебного процесса. 2. Программа графических действий и операций.          Эта программа предусматривает систему развития знаний умений и навыков в работе с различными   типами   современных   чертежных   средств   для   эффективного   выполнения чертежно­технической документации – взаимозависимость содержания учебной программы и насыщенности ее графическими практическими заданиями.                  Качество   оформления    учебных графических  и практических заданий и время, отводимое на их выполнение, во многом зависит от:  повышения   производительности   труда   учащихся   за   счет   рационально   выбранных чертежных средств и закрепленных навыков работы с ними;    системного подхода в выборе методов и способов оформления чертежно­графических и практических работ: способности   творчески   подходить   к   своей   деятельности,   умения   исключить подготовительные и повторяющиеся операции; способность   спланировать   свои   действия   над   чертежом   в   зависимости   от   умения разделить и затем последовательно выполнить их с учетом сложности чертежа. 3. Программа обучающей деятельности.          Обучаемость – эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей учащихся усвоения учебной информации, их способности к выполнению  учебных заданий, в том числе к запоминанию   учебного   материала,   решению   графических   задач,   выполнению     различных графических работ и тестов. Обучаемость выступает как общая возможность психического развития,   достижения   наиболее   обобщенных   систем   знаний,   общих   способов   действий. Технические приемы в традиционном учебном процессе – это средства обучения и контроля. Применение технических средств в обучении учащихся призваны повысить эффективность учебного процесса за счет своевременной адаптации процесса обучения к индивидуальным особенностям учащихся.       Создание проблемных ситуаций на уроках черчения. В своей работе я использую элементы технологии проблемного обучения На уроках сочетаю традиционную форму изложения материала с включением проблемных ситуаций       Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение, которое возникает у человека из­за недостаточности имеющихся знаний для решения возникшей или предложенной задачи. Ситуация   будет   проблемной,   если   при   выполнении   практического   или   теоретического задания,   ранее   усвоенных   знаний   будет   недостаточно   и   поэтому   возникает   субъективная потребность   в   новых   знаниях,   возникающая   познавательная   потребность   вызывает   и определяет соответствующую активность учащихся в обучении.         При формулировке задания, вызывающего проблемную ситуацию, необходимо соблюдать следующие условия:  задание     основывается   на   тех   знаниях   и   умениях,   которыми   владеет   учащийся.   Они должны быть достаточно для понимания условий задания, достигаемой конечной цели и путей его выполнения;   задание   должно   включать   один   неизвестный   элемент,   потребность   в   котором   лоджна вызываться в процессе выполнения задания; выполнение проблемн ого задания  должно вызывать у ученика потребность в усваиваемом знании.    Следует   отметить,   что   проблемное   обучение   формирует   учебно­познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.       Проблемное обучение является основным звеном, из которого в дальнейшем развиваются познавательные   и   профессиональные   интересы,   а   процесс   усвоения   новых   знаний   идет   с помощью учителя, который использует систему  учебных заданий.         В процессе выполнения заданий конструктивно­технического характера меняется образ мышления   учащихся.   Так,   изменение   характера   работы   над   графическим   изображением   у учащихся может вызвать трудности и опасения в собственной несостоятельности, поэтому выполнение   тренировочных   заданий,   рассмотрение   ряда   примеров   по   выбранной   теме помогут избежать этих трудностей.  Подбирая задания  нужно исходить из того, что учащиеся подготовлены к восприятию подобных заданий, а потому можно опираться на следующие качества, знания и навыки: ­ развитое пространственное представление; ­   умение   выполнять   чертежи,   используя   упрощения   и   условности,   предусмотренными стандартами ЕСКД; ­ умение ориентироваться в ассортименте типовых  деталей и знание способов их соединения; ­   понятие   о   средствах   передачи   и   преобразовании   движения   в   механизмах     и   деталях, используемых для этой цели. ­   представление   о   важнейших   технологических   процессах,   применяемых   в   современном машиностроении, о его оборудовании и инструментах.              Творческая деятельность по решению задач учащимися, как одним из сложных видов труда, по сути является продуктивной мыслительной деятельностью, представляющей собой процесс   решения   проблемных   задач.   Результатом   их   решения   есть   получение     нового   и оригинального для учащихся продукта деятельности, овладение новыми способами работы или достижение ими того и другого результата вместе.        Творческие задачи подразделяются на две категории.          К первой относятся пропедевтические задачи, развивающие общую готовность учащихся к выполнению работ с техническим содержанием, которые используются на ранних этапах обучения; ко второй – задачи с элементами проектной деятельности, моделирующие в рамках логики черчения работу специалистов творческих профессий.             Предлагаемая   система   задач   является   основным   средством   развития   творческой графической деятельности школьников. Литература: Безрукова В.С. все о современном уроке в школе: проблемы и решения М.:Сентябрь, 2004. Бычков А.В. метод проетов в современной школе

Статья по черчению. "Создание проблемных ситуаций на уроках черчения " ( 9 класс)

Статья по черчению. "Создание проблемных ситуаций на уроках черчения " ( 9 класс)

Статья по черчению. "Создание проблемных ситуаций на уроках черчения " ( 9 класс)

Статья по черчению. "Создание проблемных ситуаций на уроках черчения " ( 9 класс)

Статья по черчению. "Создание проблемных ситуаций на уроках черчения " ( 9 класс)

Статья по черчению. "Создание проблемных ситуаций на уроках черчения " ( 9 класс)

Статья по черчению. "Создание проблемных ситуаций на уроках черчения " ( 9 класс)

Статья по черчению. "Создание проблемных ситуаций на уроках черчения " ( 9 класс)

Статья по черчению. "Создание проблемных ситуаций на уроках черчения " ( 9 класс)

Статья по черчению. "Создание проблемных ситуаций на уроках черчения " ( 9 класс)

Статья по черчению. "Создание проблемных ситуаций на уроках черчения " ( 9 класс)

Статья по черчению. "Создание проблемных ситуаций на уроках черчения " ( 9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2017