Статья по географии на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ и ЕГЭ"
Оценка 4.8

Статья по географии на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ и ЕГЭ"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
география
7 кл—11 кл
14.02.2018
Статья по географии на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ  СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ  ДЛЯ  ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ и ЕГЭ"
В статье рассматриваются вопросы применения технологии смыслового чтения. Проблемы с которыми сталкивается учитель-предметник в своей работе. Даны рекомендации по применению технологии на уроках географии на различных этапах уроках и методы, которые я использую в своей практике при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Кроль доклад.doc
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ  СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ  ДЛЯ  ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ и ЕГЭ Ю.П. Кроль, учитель  географии  бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска  « Школа­интернат среднего общего образования № 9 имени  Маршала Советского Союза Дмитрия Тимофеевича Язова»  Аннотация:        В   настоящее   время   педагог   сам   создает   определенные ситуации, предлагает своим воспитанникам новые задания, которые направлены на   применение   и   обобщение   навыков   и   знаний.   Именно   текст   является   той связующей   нитью,   без   которой   невозможно   получить   желаемый   результат. Предлагается не просто знакомство с каким­то текстом, а осмысленное чтение, в ходе которого ребятами находится, извлекается, анализируется определённая информация. Учащиеся получают навыки адекватного оценивания и осознания текста. Ключевые   слова:   образовательные   стандарты, предтекстовая   деятельность,   текстовая   деятельность.   смысловое   чтение,   деятельность,   послетекстовая   Введение   ФГОС   ООО   является   фактором   реализации   нового   подхода   к современной школе.  Задачей каждого учителя сегодня является обучение детей грамотному смысловому чтению на всех предметах учебного плана и в процессе внеурочной деятельности. Прочные и осознанные навыки смыслового чтения во многом   содействуют   принятию   и   освоению   школьниками   социальной   роли обучающихся,   развитию   мотивов   учебной   деятельности   и   формированию личностного   смысла   учения.   Координирование   работы   учеников   с   текстом является одной из самых важных задач учителя и образования в целом. Решение ее   будет   способствовать   достижению   результатов,   указанных   в   стандарте. Учащиеся   работают   с   текстом   под   наблюдением   учителя,   который   задает направление, учит самостоятельно разбираться, указывает, на что надо обратить особое внимание, помогает найти и   выделить самое существенное, объясняет неясное и сложное.[2]  Новые федеральные образовательные стандарты, вводимые на начальной и средней ступени обучения, основываются на принципе метапредметных связей. Смысловое   чтение   позволяет   вносить   существенные   изменения   в   содержание преподаваемых предметов, достигать высокого качества образования.   И для начала необходимо определить, что из себя представляет смысловое чтение?  Смысловое (продуктивное) чтение  —  вид   чтения,  которое   нацелено   на понимание   читающим   смыслового   содержания   текста.   Для   смыслового понимания   недостаточно   просто   прочесть   текст,   необходимо   дать   оценку информации,   откликнуться   на   содержание.   Смысловое   чтение   является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Смысловое   чтение   не   может   существовать   без   познавательной   деятельности. Качественное   и   регулярное   применение   технологии   смыслового   чтения позволяет получать высокие образовательные результаты.   Формированием   стратегии   смыслового   чтения     является   организация систематической работы с учебником на каждом уроке и дома. Ориентирами направлений   формирования   умений   работы   с   текстом   служат   следующие основы: ­   5­6   классы   ­   выделение   главного   в   тексте,   составление   примеров, аналогичных   приведенным   в   тексте,   умение   найти   в   тексте   ответ   на поставленный вопрос, грамотно пересказывать прочитанный текст. ­ 7­8 классы ­ умение составить план прочитанного, воспроизводить текст по предложенному   плану,   умение   пользоваться   образцами   решения   задач, запоминание определений, формул  ­   9­11   классы   ­   работа   с   иллюстрациями   (рисунки,   схемы   и   др). использование   теории   в   различных   нестандартных   ситуациях.   подтверждение научных фактов. конспектирование новой темы  Для   смыслового   понимания   недостаточно   просто   прочесть   текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.[4]  Инновационные  приемы работы с текстом          В технологии смыслового чтения заложено применение различных приемов нахождения, сохранения и использования информации, для получения полезных результатов   обучения.   В   ее   основе   заложены   стратегии   предтекстовой, текстовой   и   послетекстовой   деятельности,   которые   предполагают формирование читательской осведомленности обучающихся и   использование различных способов работы с текстом через возможности учебника и других источников. 1. Предтекстовая  деятельность Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование технологии смыслового     чтения,   учитель   настраивает   систему   заданий,   которая трансформирует   самостоятельное   чтение   текста   учебника   в   увлекательное   и познавательное дело. Для этого необходимо из возможных вариантов выбрать необходимые   для   реализации   поставленных   целей   стратегии,   практические методы и приемы. Например, на стадии вызова, актуализации   знаний  по теме, пробуждения познавательной активности, создания мотивации к чтению  и для приучения   школьников   к   углубленной   самостоятельной   работе,   возможно применение нескольких педагогических приемов. «Батарея вопросов» и  «Кластер».   Рассмотрим их применение на примере урока по теме «Земля и ее внутреннее строение». Начинается   урок с чтения учителем  незнакомого ребятам параграфа: «Человечеству давно хотелось знать, что находится в глубине Земли. Но выяснить это не так­то легко».  После паузы педагог обращается к детям: «Какие вопросы в связи с этим у вас возникают?» Возможные   варианты   вопросов   –   «Что   мешает   людям   узнать   больше   о внутреннем   строении     Земли?»,   «Что   на   сегодня   известно   о   внутреннем строении нашей планеты» или   «Как мы получили информацию о внутреннем строении   Земли».  В   завершении   проделанной   работы   предложите   ребятам ответить     на   вопрос:   «А   что   вам   известно   о   внутреннем   строении   планеты Земля?». Этот вопрос станем мостиком к созданию  «Кластера» по новой теме или использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.    «Мозговой   штурм»  ­  это   совместная   работа   по   решению   проблемы.  На уроке по теме  «Подземные воды», данный прием можно применить  следующим образом:   учитель   предлагает   ребятам   внимательно   прочитать     название параграфа  и сформулировать свои ассоциации по теме в виде вопроса. Главное, не мешать ребятам комментариями и не останавливать их пока ассоциации не иссякнут.   Все   возникающие   вопросы   лучше   записать.     Последующее просмотровое   чтение   текста (наложение   вопросов  на  текст),  выявит   глубину знания темы обучающихся.  2.  Текстовая  деятельность Иной алгоритм применяется  на  следующем этапе урока – стадии текстовой деятельности     или     непосредственной   работы   с   текстом,   предполагающей организацию активной работы ребят с информацией. Рассмотрим их применение на примере урока по теме «Возникновение и развитие хозяйства». Перед классом ставиться проблема: Какими видами деятельности занимался Робинзон Крузо на острове? Опираясь на текст учебника и   дополнительные знания   по   вопросу,   учащиеся   по   очереди   высказывает   свои   предположения Важно в совместной работе найти верное решение. Прием   «Чтение   с   остановками»  позволит   не   просто   ознакомиться   с содержанием текста параграфа, но в сочетании с другими приемами технологии смыслового чтения, усвоить, структурировать и воспроизвести его содержание. Учитель   просит   вслух   прочитать   первый   абзац   текста       1­го   пункта параграфа     и  ответить на вопрос. Затем ребятам предлагается найти в тексте авторский вариант ответа на поставленный вопрос.  На   этапе   закрепления   целесообразно   использовать  прием   «Логическая цепочка»  и предложить ребятам выполнить следующее задание: «Составьте из выделенных понятий цепочку, найдите ей логическое объяснение».   Наиболее   важным   приёмом   для   понимания   и   запоминания   содержания текста является нахождение главных мыслей в тексте, который применяется как во   время   чтения,   так   и   после   него.   Выделяя   основное,   значимое,   учащиеся отвечают на вопросы учителя: «О чём говорится в тексте?» или  «С какой фразы эта мысль начинается и с какой заканчивается?» В этом случае рекомендуется использовать   короткий   текст,   например,     один   из   пунктов   или   абзацев параграфа.   Данный приём хорошо сочетается на уроке с  составлением плана текста. В результате работы  ученики   получают навыки устной географической речи, простраивая её логично и последовательно.    3. Послетекстовая деятельность. На   данной   работе   с  учебным   текстом   используемые   педагогом   методы   и приемы позволяют  применить содержание   освоенного  текстового   материала в разных интеллектуальных ситуациях, формах применения, областях социально значимого   знания.  Прием   «Изучение   приведённых   в   тексте   примеров   и придумывание   своих»  помогает   учащимся   понять,   как   проявляются   в действительности   изучаемые   факты,  как   надо   применять   полученные   знания. Учащимся   можно   предложить   найти   примеры   в   тексте   учебника,   а   затем привести   собственные   примеры.   Организуя   работу   на   этапе   обобщения   и систематизации   основного   учебного   материала   предложите   ребятам   после анализа   текста   выбрать   сведения   необходимые   для   заполнения   недостающих звеньев   таблицы,   то   есть   используем  прием  «Сворачивание   текста».  Для точности выполнения задания, обучающимся  можно  предложить  памятку «Как заполнить   таблицу?».  Возможны     и   другие     варианты   работы   с   текстом   на завершающей   стадия   урока     –   стадии   рефлексии,   самостоятельной систематизация   нового   материала.  Например,  прием  «Синквейн».  Синквейн  ­ это стихотворение, состоящее из 5 строк, составляя которое ребята повторно  и вдумчиво работают с текстом по заданию. [3]    Виды работы с текстом, используемые мною на уроках в 9­11 классах и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ: 1.  Восстановление или  заполнение пропусков– приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено какое­то слово. Задача учащихся –   восстановить   деформированный   текст,   подобрать   пропущенные   слова   по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Например:  В Центральной России выделяют 3 экономических района: ________,  _______ и  _________. Центральная Россия находится в центре _____________  равнины. Отсюда берут начало    крупные реки ___,____, ____,___ . Здесь  расположены природные зоны: ____ , ____, ___, ___. Регион находится на  пересечении крупных ____. Единственным недостатком является отсутствие  выхода к _____. Центральная Россия _______ полезными ископаемыми. Из значимых запасов  выделяются  огромные запасы _______ . 2. Определение объекта по описанию  Текст.  Предприятия   этой   отрасли   слабо   представлены   в   высокоразвитых странах, территориально предприятия этой отрасли все больше ориентируются на развивающиеся страны. Однако узкоспециализированные предприятия есть в некоторых странах с высоким уровнем развития и лидерство в этой отрасли не собираются   никому   уступать.   Назовите   страну   и   промышленную   отрасль, назовите причины такого территориального размещения и функционирования. 3.Множественный   выбор  –   выбор   правильного   ответа   из   предложенных вариантов;  определение   вариантов   утверждений,   соответствующих   и   не соответствующих   содержанию   текста   или   не   имеющих   отношения   к   тексту; установление   истинности   или   ложности   информации   по   отношению   к содержанию текста.  Пример   задания:    Прочитайте   внимательно   текст   о   географическом положении Европейского Севера , выявите и подчеркните ошибки. Район   занимает   северо­восточную   часть   Русской   равнины.   На   севере омывается водами Балтийского, Баренцева и Белого морей. Это значительно улучшает ЭГП района. Крупные порты Мурманск и Калининград обеспечивают внешнеторговые связи России. Европейский север граничит с экономическими развитыми   странами   (Норвегией   и   Швецией)   и   районами   России   (Уралом   и Европейским   Северо­Западом).   Небольшую   часть   севернее   Полярного   круга относят   к   Зоне   Севера.   Суровые   природные   условия   удорожают   всю хозяйственную деятельность в районе. 4. Верные или неверные утверждения – содержательный и смысловой  выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения  предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного  текста.  1. Большинство стран Африки добились независимости во второй половине 20в  2. Африка – район самой высокой рождаемости и самой высокой смертности  3.Для стран Африки характерны самые высокие темпы урбанизации   4. Главное полезное ископаемое Нигерии – железная руда  5 Для вывоза промышленной продукции из медного пояса используется река Конго. [1]  Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение способов смыслового   чтения   необходимо     при   чтении   любой   информации.   Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Описанные  приемы чтения помогут ученику   не   только   научиться   читать   и   воспринимать   информацию,   но   и избавиться от иллюзии умения читать.   Задача учителя – руководить процессом чтения,   формировать   и   закреплять   глубокие   стержневые   интересы   детей, добиваясь   одновременно   разностороннего   чтения.   Если   у   обучающегося появляются эмоции интереса к чтению литературы любой тематики, то и будет желание   исследовать,   расширять   свой   опыт   путем   включения   новых   знаний, сопереживать и тем самым получать удовлетворение от реализации намеченной цели, от обогащения новыми знаниями и новым взглядом на мир. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК   Большаков А.П. Основы смыслового чтения и работа с текстом. Биология  География.­ Волгоград: Учитель,2016  Королева Г.В. Технология эффективного чтения. – Ростов­на­Дону: 2009. – 307 с.   Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5­9 классах: как  реализовать ФГОС. Пособие для учителя. ­  М.: Баласс, 2011   Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от  действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией  А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 2010. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего  образования

Статья по географии на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ и ЕГЭ"

Статья по географии на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ  СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ  ДЛЯ  ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ и ЕГЭ"

Статья по географии на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ и ЕГЭ"

Статья по географии на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ  СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ  ДЛЯ  ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ и ЕГЭ"

Статья по географии на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ и ЕГЭ"

Статья по географии на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ  СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ  ДЛЯ  ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ и ЕГЭ"

Статья по географии на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ и ЕГЭ"

Статья по географии на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ  СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ  ДЛЯ  ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ и ЕГЭ"

Статья по географии на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ и ЕГЭ"

Статья по географии на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ  СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ  ДЛЯ  ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ и ЕГЭ"

Статья по географии на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ и ЕГЭ"

Статья по географии на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ  СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ  ДЛЯ  ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ и ЕГЭ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018