Работа с родителями – начало всех начал.
(Из опыта работы учителя начальных классов Яковлевой Светланы Валентиновны МАОУ СОШ п. Волгино Боровичского района Новгородской области.)
Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал. Свои родительские собрания часто начинаю со слов Роберта Рождественского:
Хотите ли Вы, не хотите ли.
Но дело товарищи, в том,
Что, прежде всего мы – родители,
А всё остальное потом.
После таких простых строчек, родители начинают разговаривать о своих проблемах, не отказываются участвовать в разных мониторингах на собрании, заполняют анкеты по оцениванию своего ребёнка, а самое главное понимают, что они тоже виноваты в неудачах своих детей. На родительских собраниях я никогда не говорю родителям плохо об их детях. Просто сообщаю, какие проблемы возникли в работе с детьми, а как с ними справиться решаем сообща. Если родители хотят узнать более подробно о своём чаде, то после собрания подходят ко мне, садятся рядом и начинается индивидуальная беседа.
Часто меня спрашивают, что самое сложное в работе с детьми, я отвечаю – работа с родителями. Ведь классный руководитель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Общение с родителями должно позволять им выразить все желания, знания о своих детях. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребёнка, - это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей. Опираясь на опыт признанных педагогов – В.И.Сухомлинского и А.С.Макаренко я использую в своей педагогической практике несколько направлений работы с родителями:
Установление и поддержание постоянной связи с родителями.
Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребёнка.
Привлечение родителей к организации работы с классом.
Третий год в моём классе работает клуб «Семейное чтение». Помогает в работе клуба наш библиотекарь Рябова Ирина Петровна. Некоторые задания в течение года детям помогают выполнять родители. А последнее заседание проводим вместе дети – родители. Задания, которые мы предлагаем с Ириной Петровной, родители выполняют вместе со своими детьми. Очень интересно и весело прошло последнее заседание клуба во втором классе, которое было посвящено боровичскому местному поэту Евдокиму Русакову. Из презентации родители узнали о жизни поэта, дети читали стихи Е.Русакова, рисовали рисунки. А в последнем задании нужно было составить и записать четверостишие. Далее родители читали свои строфы, а Ирина Петровна читала оригинал. Родители показали себя на высоте. А как дети были горды!
В своём классе я работаю по превентивной программе «Полезные привычки». Очень интересно прошло занятие, посвящённое профилактике курения. Смотрели видео «Разрушительная сила табака». Некоторые ученики тихо хлюпали носом, а другие попросили показать ролик на родительском собрании. Просьба была выполнена. После просмотра были слышны только вздохи. Дальше я провела агитационную акцию «Сок-шоу», где родители сочиняли четверостишия о пользе сока, определяли название сока по запаху, сочиняли слоганы о пользе сока (например, пей сок фруктовый – будешь как новый), а в конце акции был проведён аукцион. На подносе два пакета сока, перевязанных ленточками. Кто купит сок? (желающих было много), но продан он будет не за деньги, а на обмен. Что Вам не жаль отдать за пакет сока? Предлагали всё, что было у родителей. Сок получили двое родителей: один в обмен на пачку сигарет, другой – на зажигалку. Эти родители выбрали пять минут здорового образа жизни.
Я считаю, что если так работать с родителями, то будет меньше учеников, совершающих правонарушения, равнодушных ко всему окружающему.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.