Статья "Устный счет в начальной школе"
Оценка 4.9

Статья "Устный счет в начальной школе"

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
математика
1 кл—4 кл
31.03.2019
Статья "Устный счет в начальной школе"
В статье описывается необходимость включения на уроках математики устного счета. Хорошо развитые навыки устного счета – одно из условий успешного обучения учеников в старших классов. что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию крепких вычислительных навыков и умений, он также играет важную роль в повышении у детей познавательного интереса к уроку математики, как одного из наиважнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления.
статья Устный счет в начальной школе.doc
Миронюк Ольга Александровна, учитель начальных классов,  МБОУ «СОШ №7» г. Читы Устный счет в начальной школе                                                                                 « Математику уже затем учить надо, что она ум   в порядок приводит» М.В.Ломоносов                                       В   системе   учебных   предметов   математике   принадлежит   особая   роль.   Она обеспечивает   учеников   необходимыми   знаниями,   умениями   и   навыками,   которые   они используют при изучении других школьных дисциплин. При изучении этого предмета от учеников   требуется   много   волевых   и   умственных   усилий,   развитие   воображения, концентрации внимания. Математика развивает личность учеников, логическое мышление и расширяет их кругозор. Учитель должен развивать интерес к этому предмету. На мой взгляд, развивать познавательный интерес к математике можно с помощью использования различных видов устного счета, и поощрения учеников к подготовке и проведению данного этапа урока и урока в целом. Урок математики для детей считается одним из тяжелых предметов и поэтому важно, чтобы урок с самого начала прошел в нужном русле. Для математики начало урока – это устный счет. Я не один год работаю над этой проблемой и могу сказать, что если хорошо, интересно проведен устный счет, то и дальше урок будет успешным,   дети   будут   активны.   А   чтобы   заинтересовать   детей,   нужно   подбирать разнообразные задания, рассчитанные как  на слабых детей, так и на сильных. Хорошо   развитые   навыки   устного   счета   –   одно   из   условий   успешного   обучения учеников в старших классов. Начинать развивать эти навыки необходимо. Ведь в начальных классах   закладываются   основы   математики.   Если   не   научить   считать  в   этот   период,   в будущем появятся трудности в работе.. Устный счет есть обязательным этапом урока. Развитие   у   учеников   навыков   быстро   совершать   в   уме   арифметические   действия необходимо для успешного усвоения ими программы основного общего образования по математике. Их развитию необходимо уделять внимание с момента перехода учащихся в среднее  звено, так  как  упущенное время  вызовет  проблемы   с  изучением  математики  в старших классах. Тем более, что практический опыт показывает, что даже при решении заданий   Единого   государственного   экзамена   выпускники   зачастую   совершают вычислительные ошибки, либо тратят на вычисления слишком много времени, не успевая выполнить все задания. Математика  ­ точная  наука, применение  аппарата которой при решении практических задач, невозможно без правильных вычислений.       Каждый учитель знает, что усвоение математических знаний, умений и навыков зависит как от содержания используемых упражнений, так и от их количества. Но если учащиеся выполняют каждое упражнение письменно, то на это уходит много времени, т.к. дети медленно пишут, и интенсивность урока снижается. Кроме того, возрастает нагрузка на зрение, что отрицательно отражается на здоровье учащихся.            Поэтому, целесообразно увеличить количество устных упражнений на уроке, используя   их   для   повторения   и   закрепления   материала,   для   формирования   прочных умений и навыков. Важное место в курсе математики начальных классов  занимают арифметические действия.   Это   объясняется   не   только   значимостью   вычислительных   навыков   для дальнейшего   облучения   в   средней   школе,   но   и   практической   необходимостью   в   жизни людей. Таким образом, повышение качества обучения математике в начальных классах в значительной   мере   зависит   от   прочных   вычислительных   навыков,   сформированных   у младших школьников. При выборе приемов устных вычислений необходимо опираться на сознательность выбора, а не механическое их применение. К числу основных приемов устного счета относятся приемы сложения и вычитания, умножения и деления,  основанные на представлении  числа в виде разрядных единиц  и произведении вычислений, начиная с единиц высшего разряда.  Во   время   занятий   устным   счетом   задания   ученикам   чаще   всего   предлагаются   в устной   форме.   Эта   форма   организации   занятий   является   наиболее   ценной,   т.к.   она развивает внимание и память учащихся, а главное, подготавливает их к жизни, где часто приходится выполнять устно действия над числами, воспринимаемыми на слух (например, действия с деньгами). Нельзя чрезмерно злоупотреблять этой формой, т.к. она требует от детей большого умственного   напряжения,   и   поэтому   сравнительно   быстро   их   утомляет.   Такого   рода задания   представляют   особые   затруднения   для   учащихся,   у   которых   преобладает зрительная память, и поэтому они плохо воспринимают числовые данные на слух. Чтобы свести к минимуму пассивность таких учеников, необходимо, наряду с чисто слуховыми упражнениями, практиковать упражнения, которые рассчитаны на зрительное восприятие   учащихся.   Но   количество   таких   упражнений   должно   быть   ограничено,   т.к. привыкнув, дети могут встретить затруднения при решении примеров, воспринимаемых на слух. Слуховой   формой   задания   следует   пользоваться   при   закреплении   освоенных приемов, а также при решении примеров, нетрудных для запоминания. Зрительную форму задания   полезно   применять   тогда,   когда   изученный   прием   еще   недостаточно   усвоен учениками, а также когда задание содержит числа, которые трудно удержать в памяти. Устный   счет   можно   проводить   и   с   индивидуальными   заданиями   (раздаточным материалом), и с фронтальными. В практике учителей чаще используется фронтальный опрос. Его можно организовать с использованием разного рода "сигналов", позволяющих учителю проследить за правильностью выполнения задания каждым учеником.            Широко используется в практике полуписьменная форма проверки знаний, в форме математических диктантов, взаимопроверка и так далее. Цель таких диктантов может быть различна.  Если речь идет о проверке таблиц сложения, вычитания, умножения или о проверке прочности   навыков   счета,   то   учитель   "диктуя"   задания   (примеры)   старается   не злоупотреблять   математическими   терминами   (названиями   компонентов   действий, выражениями "увеличить", "уменьшить" и т.д.) Если же учитель ставит своей целью развитие математической речи учащихся, то задания   подбираются   с   использованием   различных   терминов.   В   этом   случае   дети записывают либо соответствующее выражение, либо знак действия, которое должно быть выполнено в данном случае. С помощью такого же диктанта может быть проверено и умение детей выбирать нужное действие при решении текстовых задач. Несколько лет назад я столкнулась с проблемой решения задач. Пока мы работали над простыми задачами, ошибок было немного, но стоило перейти  к решению составных задач, число ошибок возрастало. С тех пор я включаю несколько задач в ежедневный устный счет. Обычно   подбираю   задачи,   которые   смогут   помочь   в   решении   письменных   задач   этого урока. Часто даю задачи с одинаковым условием, но с разными вопросами. Такие задачи заставляют вслушиваться в вопрос задачи, вдумываться в способ решения. Числа в условии не отвлекают лишним запоминанием. Поэтому условие предлагаю учащимся только 1 раз. Ответы   дети   либо   показывают   числовым   веером,   либо   записывают   в   тетради.   Форм проведения устного счета огромное количество. Все их можно изучить и ознакомиться. Но мне   хотелось   показать   именно   необходимость   проведения   устного   счета   на   уроках математики. Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает мне, во­первых, переключить обучающегося с одной деятельности на другую, во­ вторых,   подготовить   обучающихся   к   изучению   новой   темы, в­третьих,   в   устный   счет включаю   задания   на   повторение   и   обобщение   пройденного   материала, в­четвертых,   он повышает интеллект обучающихся. Во время работы над темой, я сделала вывод, что кроме того, что устный счет на уроках   математики   способствует   развитию   и   формированию   крепких   вычислительных навыков и умений, он также играет важную роль в   повышении у детей познавательного интереса   к   уроку   математики,   как   одного   из   наиважнейших   мотивов   начально­ познавательной деятельности, развития логического мышления.

Статья "Устный счет в начальной школе"

Статья "Устный счет в начальной школе"

Статья "Устный счет в начальной школе"

Статья "Устный счет в начальной школе"

Статья "Устный счет в начальной школе"

Статья "Устный счет в начальной школе"

Статья "Устный счет в начальной школе"

Статья "Устный счет в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2019