Статья «Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха, разумный баланс традиций и инноваций».
Оценка 4.8

Статья «Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха, разумный баланс традиций и инноваций».

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
классное руководство
11 кл
19.12.2018
Статья «Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха, разумный баланс традиций и инноваций».
В статье «Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха, разумный баланс традиций и инноваций» описан опыт воспитательной работы учителя вечерней школы закрытого типа, строящийся с опорой на привлечение общественных организаций города. Такие партнерские отношения при организации воспитательного процесса вносят заметный вклад в достижение хороших результатов в процесс ресоциализации учащихся-осужденных, помогают многим из них найти новые ориентиры в жизни и позитивно планировать свое будущее.
Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха....docx
Статья «Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха, разумный баланс традиций и инноваций». Учитель химии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ерасова Ольга Викторовна города Ульяновска «Вечерняя (сменная) школа № 9» Муниципальное   бюджетное   образовательное   учреждение   города   Ульяновска «Вечерняя (сменная) школа № 9» ­ особый тип учебного заведения. Это образовательное учреждение для тех, кому по тем или иным причинам не удалось получить образование в дневной школе, кто получает образование в местах лишения свободы. За   время   своего   существования   школа   стала   важным   звеном   в   цепи   непрерывного образования осужденных. Следует   отметить,   что   в   нашу   школу   приходят   учащиеся,   как   правило,   с   негативным опытом различного характера: учебным, психологическим, социальным. Ситуационный   анализ   выделяет   в   учебно­воспитательной   работе   школы   несколько проблем: 1. В   школе   обучаются   лица   в   возрасте   от   18   до   30   лет.   За   истекший   период наблюдается изменение контингента учащихся ­ осужденных за счет постоянного омоложения преступности.  2. Как   правило,   обучающиеся   нашей   школы   ­   это   бывшие   учащиеся   дневных   и вечерних   школ,   в   свое   время   по   разным   причинам   оставившие   обучение   в общеобразовательных   учреждениях   (систематическая   неуспеваемость,   нарушение дисциплины,   безнадзорность,   совершение   правонарушений   и   преступлений, необходимость поиска работы, чтобы помочь семьям выжить). 3. Кроме   них   обучаются   лица,   ранее   учившиеся   в   вечерних   (сменных) общеобразовательных школах при исправительных учреждениях и не завершившие свое образование по причине убытия за пределы исправительных учреждений.  4. Низкий культурный уровень вновь поступивших в школу учащихся, порой с трудом подбирающих нормативную лексику для выражения своих мыслей и не умеющих четко и грамотно построить свою засоренную жаргоном речь. Главной функцией школы закрытого типа является ресоциализация личности учащегося средствами   образования   и   воспитания.   В   то   же   время   именно   в   ней   с   максимальной полнотой   обеспечиваются   права   граждан   на   выбор   содержания,   формы,   способа образования   и   образовательной   деятельности,   обеспечивая   конституционные   права граждан на образование.      Основным назначением учебно ­ воспитательной работы МБОУ «В(С)Ш № 9» является развитие   личности   учащегося,   которая   приобрела   бы   в   процессе   развития   способность самостоятельно   строить   свой   вариант   жизни,   дать   возможность   создать   условия   для индивидуального выбора образа жизни, научить делать этот выбор и находить способность ее реализации.       Каждый   человек   по   своей   природе   стремится   быть   успешным,   принятым   в   социуме, самореализоваться, но в результате низкой культуры и высокой конкуренции в обществе многие получают большое количество негативного опыта, накладывающего отрицательную роль   на   самооценку,   которая   в   свою   очередь   очень   сильно   влияет   на   всю жизнедеятельность человека в целом и на общее мировоззрение.                Учащийся   ­   осужденный   как   личность   обладает   особыми   типообразующими признаками, которых нет у других социальных групп. К ним, прежде всего, относится сам факт   осуждения,   причем   не   только   государством   в   лице   судебных   органов,   но   и обществом. Следующий признак ­ это применение к личности уголовно­правовых санкций в виде лишения свободы, что ведет к изменению социального статуса, социальных ролей. Специфические   условия   мест   лишения   свободы   влияют   на   личность   осужденного,   на процессы   адаптации   и   ресоциализации.   Положение   осужденного   приводит   его   к вступлению в новые общественные отношения и к исключению из ряда отношений, которые характеризовали его как личность ранее.       Исходя из вышесказанного воспитательная работа классного руководителя направлена на   развитие   общечеловеческих   норм,   гуманистической   морали,   культуры   общения, воспитание   в   процессе   обучения,   воспитание   толерантности,   гражданственности   и патриотизма,   развитие   и   восприятие   на   основе   развития   познавательного   потенциала, успешности. Приоритетными направлениями в формировании личности учащихся являются воспитание культуры жизненного самоопределения, семейных отношений, экономических отношений и культуры труда, гражданственности, правовой и нравственной культуры.       На сегодняшний день ни для кого не секрет, что вечерняя школа при исправительном учреждении является культурным центром и,  конечно, берёт на себя всю ответственность за   образование   и   воспитание   обучающихся.   Поэтому   воспитательный   процесс   в   нашей школе     направлен   на   адаптацию   учащегося   и   восполнения   и   восстановления психологического и социального компонента так необходимого для связи его с обществом. Исходя из этого, в воспитательной работе школы выделены три основные  цели:  1. Продолжение развития   способностей к успешной ресоциализации и адаптации в обществе. 2. Продолжение   развития   правового   самосознания,   правой   культуры,   гражданской позиции. 3. Продолжение развития  мотивации к здоровому образу жизни. Но   решать   поставленные   задачи,   без   поддержки   и   верных   союзников   в   условиях исправительного   учреждения   просто   невозможно.   И   поэтому   наша   школа   имеет социальных партнёров, помогающих в осуществлении воспитательного процесса.           Территория   нашего   партнерского   взаимодействия   начинается   с   исправительного учреждения.   Работа   педагогического   коллектива   школы   не   была   бы   успешной   без поддержки и верных союзников в лице сотрудников ФКУ ИК ­ 4.  Сотрудники исправительного учреждения: ­ведут   учет   осужденных,   подлежащих   обязательному   обучению,   а   также   желающих повысить свой общеобразовательный уровень; ­обеспечивают условия для проведения образовательного процесса; ­оказывают   помощь   работникам   школы   в   изучении   документов,   регламентирующих деятельность органа, исполняющего уголовное наказание в виде лишения свободы; ­обеспечивают безопасность работников школы во время нахождения их на территории исправительного учреждения; ­ставят   в   известность   директора   школы   и   классных   руководителей   о   предстоящем переводе учащегося ­ осужденного из одного учреждения в другое, из одного отряда в другой.           Отдел   психологического   обеспечения     осужденных   исправительного   учреждения помогает учителям школы при организации воспитательного процесса в создание условий для   ценностной   ориентации   учащихся­осужденных,   их   ресоциализации.   Целью   такой совместной   работы   является:   психологическое   обеспечение   учебно­воспитательного процесса,   направленное   на   всестороннее     изучение   индивидуально­психологических особенностей   учащихся­осужденных,   прогнозирование   их   поведения,   стимулирование позитивного развития личности, устранение деформации в системе взглядов.           Воспитательная   работа   проводилась   и   проводится     при   тесном   сотрудничестве   с начальниками   отрядов   воспитательного   отдела   учреждения.   В   течение   учебного   года совместно   с   начальниками   отрядов   осуществляется   контроль   посещаемости   занятий учащимися,   выясняются   причины   их   отсутствия   или   опозданий.   Также   проводятся заседания   СВО,   где   рассматриваются   вопросы   успеваемости,   посещаемости   занятий учащимися. В результате совместно принимаемых мер посещаемость учащимися учебных занятий улучшается. Также на заседаниях совета воспитателей отряда рассматриваются вопросы нравственного воспитания учащихся, обсуждаются недостатки в воспитательной работе и намечаются пути к их устранения.      В рамках социального партнерства, наша школа в течение нескольких лет продуктивно сотрудничает   с   различными     общественными   организациями.   Данное   сотрудничество позволяет   успешно   реализовать   нашу   главную   задачу:   организация   воспитательного процесса, способствующего развитию личности учащегося.     Одной из таких организаций является Ульяновское Региональное Симбирское Отделение Международного   Фонда   «Славянской   письменности   и   культуры»,   сотрудничество   с которым началось в 2010 году. Цель сотрудничества: повышение уровня общей информационной и эстетической культуры учащихся ­ осужденных через организацию и проведение выставок и лекций. Совместная партнерская деятельность школы и УРСО МФ «Славянской письменности и культуры»   стала   доброй   традицией   для   учащихся.   В   среднем   проводится   по   шесть мероприятий в учебном году. Мероприятия,   организованные   совместно   с     УРСО   МФ   «Славянской   письменности   и культуры»   направлены   на   формирование   пространства   для   духовно­нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям   семьи,   социальной   группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.   Совместная деятельность школы и Фонда строится по пяти основным направлениям:          1. Продолжение формирования способностей к успешной ресоциализации в обществе.                   2.   Продолжение   развития   духовности   и   культуры,   самостоятельности   и толерантности.          3. Продолжение формирования чувства патриотизма и гражданственности.                  4.  Продолжение развития  потребности  к самообразованию, воспитанию  своих морально­волевых качеств.          5. Продолжение развития мотивации к здоровому образу жизни.                                     При  организации  работы  по данным  направлениям,  например,  были подготовлены и проведены следующие мероприятия с участием методиста Ульяновского Регионального   Симбирского   отделения   Международного   Фонда   «Славянской письменности и культуры» Сабанова Игоря Михайловича:   своей   этнической,   конфессиональной, 1. День матери. Круглый стол «Только в сердце матери всегда найдется прощение» (просмотр   документального   фильма   «Письмо   к   матери»   с   последующим обсуждением). Цель   мероприятия:   продолжить   развитие   нравственности   и   духовности,   чуткости, глубокого уважения к матери, великой благодарности ей.  2. Международный   день   инвалида.   Круглый   стол   «Прикоснись   ко   мне   добротой» (просмотр и обсуждение документального фильма «Семья слепых»).   Цель мероприятия: развитие   критического отношения к себе и факторам окружающего мира, активной гражданской позиции, нравственности и духовности.  3. Круглый стол «Покровители града Симбирска. Святой блаженный Андрей» (просмотр документального фильма «Святой блаженный Андрей, Христа ради юродивый, Симбирский чудотворец»). Цель мероприятия:   развивать уважение к нравственным формам христианской морали, учить   различать   добро   и   зло,   любить   добро,   творить   добро,   расширить     знания обучающихся   о   жизни   знаменитого   человека,   нашего   земляка   ­     блаженного   Андрея Огородникова,   повышать     интерес   к   историческому   и   культурному   наследию   своего народа. 4. Круглый стол «Афганистан: героизм и трагедии ХХ века»  (просмотр документального фильма «Афганские письма»  режиссеров К. Ковригина и  Е. Платоновой). Цель мероприятия:  продолжить развитие  целостного представления об истории России; военно­патриотических ценностей, любви и уважения к Родине; чувства сопричастности, уважения к воинам­защитникам, ветеранам военных действий. 5. Круглый   стол   «Жизнь   слишком   коротка,   чтобы   впадать   в   длинную   депрессию» (просмотр документального фильма режиссер И. Шевцова «Пленники страстей»). Цель мероприятия: привлечь внимание обучающихся к проблемам современной России: алкоголизма,   игровой   зависимости,   наркомании,   продолжить   развивать   у   обучающихся убеждение о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности.  6. Круглый   стол  «Кирилл   и  Мефодий   –  основоположники   русской   письменности». (просмотр документального фильма режиссера А. Бруньковского «Код Кирилла. Рождение цивилизации»).  Цель   мероприятия:   расширить   знания   учащихся   о  зарождении   и     истоках   русской письменности, о славянской  азбуке, о жизни создателей славянской письменности Святых братьях Кирилле и Мефодия, повышать  интерес к историческому и культурному наследию своего народа;          Мероприятия, организованные совместно с УРСО МФ «Славянской письменности и культуры» способствовали развитию у учащихся ­ осужденных культуры межэтнического общения,   самостоятельности,   толерантности,   развитию   потребности   в   расширении собственного   духовного   потенциала,   основанного   на   общечеловеческих   ценностях, развитию способностей к успешной ресоциализации в обществе.              Например,   круглый   стол     «Прикоснись   ко   мне   добротой»,   посвященный Международному   дню   инвалида,   способствовал  развитию   у   учащихся  нравственности, активной   гражданской   позиции,  расширению  представления  о   том,   что   есть   такая категория соотечественников, как люди с ограниченными возможностями, познакомило с проблемами, с которыми они сталкиваются, и, конечно, учило состраданию и доброте.               Вниманию   обучающихся   были   предложены   презентация   «Прикоснись   ко   мне добротой»   и документальный фильм  кинорежиссера Н. Макарова «Семья слепых».          Гость мероприятия, методист Фонда «Славянской письменности и культуры» Сабанов И. М. познакомил обучающихся с   историей создания документального фильма  «Семья слепых»  и  его    героями.  В основу  сюжета  фильма  легла  история   о супругах  Ирине  и Алексее,   которые  имеют   проблемы   со  зрением.  Молодая  семья   ждёт  первого   ребёнка. Каким   он   родится?   Будет   ли   видеть?   Ирина   и   Алексей   инвалиды   первой   группы,   но нарушение   зрения   не   стало   преградой   для   встречи   друг   с   другом,   заключения   брака, построения семейного счастье и воспитания первого малыша.              После   просмотра   и   обсуждения   фильма  учащиеся  пришли   к   выводу:  люди   с ограниченными возможностями не просят проявлять к ним жалость. Они считают себя равноправными   членами   общества,   хотя   и   нуждаются   иногда   в   помощи   окружающих людей.  Мероприятие  заставило задуматься обучающихся о  том, что жизнь и здоровье – очень   хрупкие   вещи.   Надо   беречь   себя   и   близких,   и,   конечно,   быть   милосердными   к больным людям.         Совместная работа школы и Фонда направлена также на продолжение формирования чувства патриотизма и гражданственности у учащихся. Например,   на   мероприятии,   посвященном    Дню   памяти   воинов­интернационалистов «Афганистан: героизм и  трагедии   ХХ века», вниманию обучающихся были предложены компьютерная презентация «Афганистан: героизм и трагедии ХХ века» и  документальный фильм «Афганские письма».       Методист Фонда «Славянской письменности и культуры» Сабанов Игорь Михайлович, познакомил учащихся  с  историей создания фильма и его  героях.  Документальный фильм режиссеров Константина Ковригина и Елены Платонова вышел в прокат в 2009 году. В основу его сюжета положены   письма и записи дневников воинов­ интернационалистов и их близких. Ведь переписка с семьей и близкими для всех солдат являлась   единственным   напоминанием   о   мире   без   обстрелов,   засад,   крови,   взрывов   и подстерегающей   отовсюду   смерти.   Это   было   тепло   их   родного   дома.   А   дома,   родные солдат с таким же нетерпением ждали письмо, на конверте которого нет обратного адреса, а есть только один штамп «Полевая почта» и зашифрованный номером военной части. Для   всех   участников   тех   событий   эта   переписка   была   единственным   светом   в   окне   и спасала от отчаяния и страха, давала надежду на жизнь без войны, а их близким надежду на возвращение домой сыновей, отцов, братьев, друзей. Семьи погибших выразили согласие на участие в этом фильме и предоставили авторам письма своих братьев, мужей, сыновей.  Сюжет фильма помогает еще раз понять, что, сколько бы ни прошло лет, афганская война будет болью многих семей, где так и не дождались возвращения своих мужей, сыновей, братьев, отцов…            Мероприятие     о   воинах   –   интернационалистах,   принимавших   участие   в   боевых действиях в Афганистане, заставило задуматься обучающихся над сложными вопросами: о жизненном подвиге, о мужестве и героизме воинов, отстаивающих интересы своей страны.                Подводя итог, можно констатировать тот факт, что воспитательная деятельность МБОУ «В(С)Ш № 9» строящаяся с опорой на привлечение сотрудников, администрации ФКУ   ИК­4   и   общественных   организаций     в   учебно­воспитательный   процесс   вносила   и вносит   заметный   вклад   в   достижение   хороших   результатов   в   процесс   ресоциализации осужденных.     Только   при   совместной   деятельности   и   разумном   балансе   традиций   и инноваций,   возможно,   достичь   успеха   в   воспитании   и   ресоциализации   учащихся   – осужденных.  Роль   таких   партнерских   отношений   для   учащихся   как   неотъемлемой   части воспитательного процесса и важнейшего элемента социальной адаптации и реабилитации осужденных после их освобождения велика. Проводимая в школе воспитательная работа помогает   многим   учащимся   найти   новые   ориентиры   в   жизни,   по­новому   осмыслить ценности жизни, обрести уверенность в себе, становится  добрее, отзывчивее, повышать свою общую культуру, позитивно планировать свое будущее. Необходимо подчеркнуть важность взаимодействия школы, отделов и служб учреждения, а также взаимодействие со сторонними общественными организациями. Ведь доброе слово, вовремя оказанный знак внимания убедят человека, что он не забыт, о нем кто­то думает, что   есть   люди,   которым   не   безразличны   судьбы   оказавшихся   по   ту   сторону   колючей проволоки.   И   ощущение   этой   поддержки   обязательно   заставит   многих   из   осужденных взглянуть на себя иначе, даст силы начать жизнь заново.

Статья «Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха, разумный баланс традиций и инноваций».

Статья «Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха, разумный баланс традиций и инноваций».

Статья «Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха, разумный баланс традиций и инноваций».

Статья «Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха, разумный баланс традиций и инноваций».

Статья «Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха, разумный баланс традиций и инноваций».

Статья «Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха, разумный баланс традиций и инноваций».

Статья «Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха, разумный баланс традиций и инноваций».

Статья «Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха, разумный баланс традиций и инноваций».

Статья «Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха, разумный баланс традиций и инноваций».

Статья «Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха, разумный баланс традиций и инноваций».
Скачать файл