Статья «Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха, разумный баланс традиций и инноваций».
Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
классное руководство
11 кл
19.12.2018
В статье «Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха, разумный баланс традиций и инноваций» описан опыт воспитательной работы учителя вечерней школы закрытого типа, строящийся с опорой на привлечение общественных организаций города. Такие партнерские отношения при организации воспитательного процесса вносят заметный вклад в достижение хороших результатов в процесс ресоциализации учащихся-осужденных, помогают многим из них найти новые ориентиры в жизни и позитивно планировать свое будущее.
Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха....docx
Статья «Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха,
разумный баланс традиций и инноваций».
Учитель химии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Ерасова Ольга Викторовна
города Ульяновска «Вечерняя (сменная) школа № 9»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Ульяновска
«Вечерняя (сменная) школа № 9» особый тип учебного заведения. Это образовательное
учреждение для тех, кому по тем или иным причинам не удалось получить образование в
дневной школе, кто получает образование в местах лишения свободы.
За время своего существования школа стала важным звеном в цепи непрерывного
образования осужденных.
Следует отметить, что в нашу школу приходят учащиеся, как правило, с негативным
опытом различного характера: учебным, психологическим, социальным.
Ситуационный анализ выделяет в учебновоспитательной работе школы несколько
проблем:
1. В школе обучаются лица в возрасте от 18 до 30 лет. За истекший период
наблюдается изменение контингента учащихся осужденных за счет постоянного
омоложения преступности.
2. Как правило, обучающиеся нашей школы это бывшие учащиеся дневных и
вечерних школ, в свое время по разным причинам оставившие обучение в
общеобразовательных учреждениях (систематическая неуспеваемость, нарушение
дисциплины, безнадзорность, совершение правонарушений и преступлений,
необходимость поиска работы, чтобы помочь семьям выжить).
3. Кроме них обучаются лица, ранее учившиеся в вечерних (сменных)
общеобразовательных школах при исправительных учреждениях и не завершившие
свое образование по причине убытия за пределы исправительных учреждений.
4. Низкий культурный уровень вновь поступивших в школу учащихся, порой с трудом
подбирающих нормативную лексику для выражения своих мыслей и не умеющих
четко и грамотно построить свою засоренную жаргоном речь.
Главной функцией школы закрытого типа является ресоциализация личности учащегося
средствами образования и воспитания. В то же время именно в ней с максимальной
полнотой обеспечиваются права граждан на выбор содержания, формы, способа
образования и образовательной деятельности, обеспечивая конституционные права
граждан на образование.
Основным назначением учебно воспитательной работы МБОУ «В(С)Ш № 9» является
развитие личности учащегося, которая приобрела бы в процессе развития способность
самостоятельно строить свой вариант жизни, дать возможность создать условия для
индивидуального выбора образа жизни, научить делать этот выбор и находить способность
ее реализации.
Каждый человек по своей природе стремится быть успешным, принятым в социуме,
самореализоваться, но в результате низкой культуры и высокой конкуренции в обществе
многие получают большое количество негативного опыта, накладывающего отрицательную
роль на самооценку, которая в свою очередь очень сильно влияет на всю
жизнедеятельность человека в целом и на общее мировоззрение.
Учащийся осужденный как личность обладает особыми типообразующими
признаками, которых нет у других социальных групп. К ним, прежде всего, относится сам
факт осуждения, причем не только государством в лице судебных органов, но и
обществом. Следующий признак это применение к личности уголовноправовых санкций в виде лишения свободы, что ведет к изменению социального статуса, социальных ролей.
Специфические условия мест лишения свободы влияют на личность осужденного, на
процессы адаптации и ресоциализации. Положение осужденного приводит его к
вступлению в новые общественные отношения и к исключению из ряда отношений, которые
характеризовали его как личность ранее.
Исходя из вышесказанного воспитательная работа классного руководителя направлена
на развитие общечеловеческих норм, гуманистической морали, культуры общения,
воспитание в процессе обучения, воспитание толерантности, гражданственности и
патриотизма, развитие и восприятие на основе развития познавательного потенциала,
успешности.
Приоритетными направлениями в формировании личности учащихся являются воспитание
культуры жизненного самоопределения, семейных отношений, экономических отношений и
культуры труда, гражданственности, правовой и нравственной культуры.
На сегодняшний день ни для кого не секрет, что вечерняя школа при исправительном
учреждении является культурным центром и, конечно, берёт на себя всю ответственность
за образование и воспитание обучающихся. Поэтому воспитательный процесс в нашей
школе
направлен на адаптацию учащегося и восполнения и восстановления
психологического и социального компонента так необходимого для связи его с обществом.
Исходя из этого, в воспитательной работе школы выделены три основные цели:
1. Продолжение развития способностей к успешной ресоциализации и адаптации в
обществе.
2. Продолжение развития правового самосознания, правой культуры, гражданской
позиции.
3. Продолжение развития мотивации к здоровому образу жизни.
Но решать поставленные задачи, без поддержки и верных союзников в условиях
исправительного учреждения просто невозможно. И поэтому наша школа имеет
социальных партнёров, помогающих в осуществлении воспитательного процесса.
Территория нашего партнерского взаимодействия начинается с исправительного
учреждения. Работа педагогического коллектива школы не была бы успешной без
поддержки и верных союзников в лице сотрудников ФКУ ИК 4.
Сотрудники исправительного учреждения:
ведут учет осужденных, подлежащих обязательному обучению, а также желающих
повысить свой общеобразовательный уровень;
обеспечивают условия для проведения образовательного процесса;
оказывают помощь работникам школы в изучении документов, регламентирующих
деятельность органа, исполняющего уголовное наказание в виде лишения свободы;
обеспечивают безопасность работников школы во время нахождения их на территории
исправительного учреждения;
ставят в известность директора школы и классных руководителей о предстоящем
переводе учащегося осужденного из одного учреждения в другое, из одного отряда в
другой.
Отдел психологического обеспечения осужденных исправительного учреждения
помогает учителям школы при организации воспитательного процесса в создание условий
для ценностной ориентации учащихсяосужденных, их ресоциализации. Целью такой
совместной работы является: психологическое обеспечение учебновоспитательного
процесса, направленное на всестороннее
изучение индивидуальнопсихологических
особенностей учащихсяосужденных, прогнозирование их поведения, стимулирование
позитивного развития личности, устранение деформации в системе взглядов.
Воспитательная работа проводилась и проводится при тесном сотрудничестве с
начальниками отрядов воспитательного отдела учреждения. В течение учебного года совместно с начальниками отрядов осуществляется контроль посещаемости занятий
учащимися, выясняются причины их отсутствия или опозданий. Также проводятся
заседания СВО, где рассматриваются вопросы успеваемости, посещаемости занятий
учащимися. В результате совместно принимаемых мер посещаемость учащимися учебных
занятий улучшается. Также на заседаниях совета воспитателей отряда рассматриваются
вопросы нравственного воспитания учащихся, обсуждаются недостатки в воспитательной
работе и намечаются пути к их устранения.
В рамках социального партнерства, наша школа в течение нескольких лет продуктивно
сотрудничает с различными общественными организациями. Данное сотрудничество
позволяет успешно реализовать нашу главную задачу: организация воспитательного
процесса, способствующего развитию личности учащегося.
Одной из таких организаций является Ульяновское Региональное Симбирское Отделение
Международного Фонда «Славянской письменности и культуры», сотрудничество с
которым началось в 2010 году.
Цель сотрудничества: повышение уровня общей информационной и эстетической культуры
учащихся осужденных через организацию и проведение выставок и лекций.
Совместная партнерская деятельность школы и УРСО МФ «Славянской письменности и
культуры» стала доброй традицией для учащихся. В среднем проводится по шесть
мероприятий в учебном году.
Мероприятия, организованные совместно с УРСО МФ «Славянской письменности и
культуры» направлены на формирование пространства для духовнонравственного
развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям,
ценностям семьи,
социальной группы,
общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина
России.
Совместная деятельность школы и Фонда строится по пяти основным направлениям:
1. Продолжение формирования способностей к успешной ресоциализации в обществе.
2. Продолжение развития духовности и культуры, самостоятельности и
толерантности.
3. Продолжение формирования чувства патриотизма и гражданственности.
4. Продолжение развития потребности к самообразованию, воспитанию своих
моральноволевых качеств.
5. Продолжение развития мотивации к здоровому образу жизни.
При организации работы по данным направлениям, например, были
подготовлены и проведены следующие мероприятия с участием методиста Ульяновского
Регионального Симбирского отделения Международного Фонда «Славянской
письменности и культуры» Сабанова Игоря Михайловича:
своей этнической,
конфессиональной,
1. День матери. Круглый стол «Только в сердце матери всегда найдется прощение»
(просмотр документального фильма «Письмо к матери» с последующим
обсуждением).
Цель мероприятия: продолжить развитие нравственности и духовности, чуткости,
глубокого уважения к матери, великой благодарности ей.
2. Международный день инвалида. Круглый стол «Прикоснись ко мне добротой»
(просмотр и обсуждение документального фильма «Семья слепых»).
Цель мероприятия: развитие критического отношения к себе и факторам окружающего
мира, активной гражданской позиции, нравственности и духовности.
3. Круглый стол «Покровители града Симбирска. Святой блаженный Андрей»
(просмотр документального фильма «Святой блаженный Андрей, Христа ради юродивый,
Симбирский чудотворец»). Цель мероприятия: развивать уважение к нравственным формам христианской морали,
учить различать добро и зло, любить добро, творить добро, расширить
знания
обучающихся о жизни знаменитого человека, нашего земляка блаженного Андрея
Огородникова, повышать интерес к историческому и культурному наследию своего
народа.
4. Круглый стол «Афганистан: героизм и трагедии ХХ века»
(просмотр документального фильма «Афганские письма» режиссеров К. Ковригина и Е.
Платоновой).
Цель мероприятия: продолжить развитие целостного представления об истории России;
военнопатриотических ценностей, любви и уважения к Родине; чувства сопричастности,
уважения к воинамзащитникам, ветеранам военных действий.
5. Круглый стол «Жизнь слишком коротка, чтобы впадать в длинную депрессию»
(просмотр документального фильма режиссер И. Шевцова «Пленники страстей»).
Цель мероприятия: привлечь внимание обучающихся к проблемам современной России:
алкоголизма, игровой зависимости, наркомании, продолжить развивать у обучающихся
убеждение о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности.
6. Круглый стол «Кирилл и Мефодий – основоположники русской письменности».
(просмотр документального фильма режиссера А. Бруньковского «Код Кирилла.
Рождение цивилизации»).
Цель мероприятия: расширить знания учащихся о зарождении и истоках русской
письменности, о славянской азбуке, о жизни создателей славянской письменности Святых
братьях Кирилле и Мефодия, повышать интерес к историческому и культурному наследию
своего народа;
Мероприятия, организованные совместно с УРСО МФ «Славянской письменности и
культуры» способствовали развитию у учащихся осужденных культуры межэтнического
общения, самостоятельности, толерантности, развитию потребности в расширении
собственного духовного потенциала, основанного на общечеловеческих ценностях,
развитию способностей к успешной ресоциализации в обществе.
Например, круглый стол «Прикоснись ко мне добротой», посвященный
Международному дню инвалида, способствовал развитию у учащихся нравственности,
активной гражданской позиции, расширению представления о том, что есть такая
категория соотечественников, как люди с ограниченными возможностями, познакомило с
проблемами, с которыми они сталкиваются, и, конечно, учило состраданию и доброте.
Вниманию обучающихся были предложены презентация «Прикоснись ко мне
добротой» и документальный фильм кинорежиссера Н. Макарова «Семья слепых».
Гость мероприятия, методист Фонда «Славянской письменности и культуры» Сабанов
И. М. познакомил обучающихся с историей создания документального фильма «Семья
слепых» и его героями. В основу сюжета фильма легла история о супругах Ирине и
Алексее, которые имеют проблемы со зрением. Молодая семья ждёт первого ребёнка.
Каким он родится? Будет ли видеть? Ирина и Алексей инвалиды первой группы, но
нарушение зрения не стало преградой для встречи друг с другом, заключения брака,
построения семейного счастье и воспитания первого малыша.
После просмотра и обсуждения фильма учащиеся пришли к выводу: люди с
ограниченными возможностями не просят проявлять к ним жалость. Они считают себя
равноправными членами общества, хотя и нуждаются иногда в помощи окружающих
людей. Мероприятие заставило задуматься обучающихся о том, что жизнь и здоровье –
очень хрупкие вещи. Надо беречь себя и близких, и, конечно, быть милосердными к
больным людям.
Совместная работа школы и Фонда направлена также на продолжение формирования
чувства патриотизма и гражданственности у учащихся. Например, на мероприятии, посвященном
Дню памяти воиновинтернационалистов
«Афганистан: героизм и трагедии ХХ века», вниманию обучающихся были предложены
компьютерная презентация «Афганистан: героизм и трагедии ХХ века» и документальный
фильм «Афганские письма».
Методист Фонда «Славянской письменности и культуры» Сабанов Игорь Михайлович,
познакомил учащихся с историей создания фильма и его героях.
Документальный фильм режиссеров Константина Ковригина и Елены Платонова вышел в
прокат в 2009 году. В основу его сюжета положены письма и записи дневников воинов
интернационалистов и их близких. Ведь переписка с семьей и близкими для всех солдат
являлась единственным напоминанием о мире без обстрелов, засад, крови, взрывов и
подстерегающей отовсюду смерти. Это было тепло их родного дома. А дома, родные
солдат с таким же нетерпением ждали письмо, на конверте которого нет обратного адреса,
а есть только один штамп «Полевая почта» и зашифрованный номером военной части.
Для всех участников тех событий эта переписка была единственным светом в окне и
спасала от отчаяния и страха, давала надежду на жизнь без войны, а их близким надежду на
возвращение домой сыновей, отцов, братьев, друзей. Семьи погибших выразили согласие на
участие в этом фильме и предоставили авторам письма своих братьев, мужей, сыновей.
Сюжет фильма помогает еще раз понять, что, сколько бы ни прошло лет, афганская война
будет болью многих семей, где так и не дождались возвращения своих мужей, сыновей,
братьев, отцов…
Мероприятие о воинах – интернационалистах, принимавших участие в боевых
действиях в Афганистане, заставило задуматься обучающихся над сложными вопросами: о
жизненном подвиге, о мужестве и героизме воинов, отстаивающих интересы своей страны.
Подводя итог, можно констатировать тот факт, что воспитательная деятельность
МБОУ «В(С)Ш № 9» строящаяся с опорой на привлечение сотрудников, администрации
ФКУ ИК4 и общественных организаций в учебновоспитательный процесс вносила и
вносит заметный вклад в достижение хороших результатов в процесс ресоциализации
осужденных. Только при совместной деятельности и разумном балансе традиций и
инноваций, возможно, достичь успеха в воспитании и ресоциализации учащихся –
осужденных.
Роль таких партнерских отношений для учащихся как неотъемлемой части
воспитательного процесса и важнейшего элемента социальной адаптации и реабилитации
осужденных после их освобождения велика. Проводимая в школе воспитательная работа
помогает многим учащимся найти новые ориентиры в жизни, поновому осмыслить
ценности жизни, обрести уверенность в себе, становится добрее, отзывчивее, повышать
свою общую культуру, позитивно планировать свое будущее.
Необходимо подчеркнуть важность взаимодействия школы, отделов и служб учреждения, а
также взаимодействие со сторонними общественными организациями. Ведь доброе слово,
вовремя оказанный знак внимания убедят человека, что он не забыт, о нем ктото думает,
что есть люди, которым не безразличны судьбы оказавшихся по ту сторону колючей
проволоки. И ощущение этой поддержки обязательно заставит многих из осужденных
взглянуть на себя иначе, даст силы начать жизнь заново.
Статья «Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха, разумный баланс традиций и инноваций».
Статья «Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха, разумный баланс традиций и инноваций».
Статья «Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха, разумный баланс традиций и инноваций».
Статья «Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха, разумный баланс традиций и инноваций».
Статья «Воспитательный процесс – территория партнерства, синергия успеха, разумный баланс традиций и инноваций».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.