Статья"Процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Оценка 4.9

Статья"Процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"

Оценка 4.9
docx
14.05.2020
Статья"Процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Защитное слово Зимина 2.docx

Процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

(слайд2) Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития.

Одним из средств развития как личности, так и литературного творчества, творческих способностей  является литература для детей. Характер и сила влияния произведений на людей зависит не только от идейных художественных качеств самого произведения, но и от особенностей читателя.

Развитие литературных творческих возможностей является одной из важных задач образования в целом и начального в частности.

( слайд с фотографиями некоторых исследователей) По проблеме развития воображения в творчестве младших школьников работали психологи и педагоги: Л.С. Выготский, Р.В. Овчарова, В.А. Скоробогатова, Л.И. Коновалова, М.Г. Львов, Т.А. Ладыженская, М.С. Соловейчик, В.А. Левин, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова.

Активизировать творчество младших школьников можно практически на любом уроке: на математике, музыке, рисовании, природоведении. Мы же остановимся на уроках  литературного чтения. Именно они, на наш взгляд, способствуют формированию творческих задатков.

Чем раньше мы научим юного читателя глубоко чувствовать, образно мыслить, живо и непосредственно откликаться на все, что происходит вокруг, тем богаче, интереснее станут в дальнейшем его произведения. По мнению опытных учителей, без эмоционального сопереживания не мыслим успешный урок литературного  чтения.

Всё вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.

(слайд4)Объектом  исследования выбран: процесс развития творческих способностей младших школьников.

Предметом  исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

 В ходе исследования решалась следующая проблема: каковы особенности процесса развития творческих способностей на уроках литературного чтения?

(слайд5) Поэтому целью исследования стало: выявить и научно обосновать организационно - педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Для этого были поставлены задачи, представленные на слайде

 (слайд 6) «Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее». Новизна, возникающая в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер

Итак, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное.

      Творческие способности - это интегративное, динамическое образование, включающее когнитивный, эмоциональный и мотивационный компоненты, формирующееся на основе творческих задатков и определяющее успешность осуществления любой деятельности, носящей творческий характер.

   ( Слайд 7) Творческие способности характеризуются:

ü     изменчивостью,

ü      индивидуальной степенью выраженности,

ü      высокой степенью овладения человеком знаниями, умениями и навыками.

Условиями успешного развития творческих способностей младших школьников является:

ü     открытость их всему новому,

ü     любознательность,

ü     положительное отношение к учителю и стремление ему подражать,

ü     эмоциональная окрашенность творческой деятельности

Этапы «Протекания» процесса творческой деятельности

( по Я.А.Понамареву)

№п/п

 этапа

Название этапа

Характеристика процесса творчечской деятельности

1

Cознательная работа

Подготовка – особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи.

2

Бессознательная работа

Созревание – бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи.

3

Переход бессознательного в сознательное

Вдохновение – в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия, вначале в гипотетическом виде.

4

Сознательная работа

Развитие идеи, её окончательное оформление и проверка

 

(слайд8)Литературное творчество – литературная деятельность человека, заключающаяся в создании новых имеющих общественное значение, духовных ценностей литературных произведений с помощью устного и письменного слова.

Творческим работам на уроках литературного чтения традиционно отводится значительное место. И это вполне оправданно. Предметом изучения на таких уроках является художественное произведение – продукт литературного творчества.

(слайд9) В современной методике литературного чтения накоплено большое количество видов и разновидностей творческих работ. Основные из них – это иллюстрирование, драматизация (инсценирование), пересказ (рассказывание).

(слайд) Литературные попытки детей чаще всего выходят за рамки уроков, они связаны с внеклассными занятиями, кружковой работой, с клубами. В современной системе образования известны следующие формы организации творческих работ типа сочинения или близких к этому:

Таблица 2.1. Формы организации творческих работ типа сочинения

 

 

Самостоятельное творчество дома, иногда скрываемое

Дневники, записи событий или чего-то интересного, важного для школьников, сочинение стихов и пр. Это все делается без заданий учителя, и бывает, что учитель узнает о скрытой творческой деятельности ученика спустя годы. На этом основании эта форма творческой жизни личности не только недооценивается, но даже подвергается осуждению. Это несправедливо: ребенок еще в большей степени, чем взрослый, имеет право на свою тайну, на нестандартное поведение;

Кружки, организуемые школой и другими учреждениями

Литературно-творческие, кружки изучения родного языка, театральные, детские клубы, литературные объединения, школьный театр, различные праздники, утренники, встречи, совместные поездки; они дают возможность общения в свободных условиях.

Различные конкурсы, олимпиады, соревнования

Конкурс загадок, стихотворных поздравлений к Новому году, к 1 сентября. Конкурсы объявляются в рамках школы, всего города, даже в рамках всей страны. Победителям присуждаются звания лауреатов, как у взрослых

Выпуск газет и журналов детского творчества

Эти издания теперь стали популярны, нередко для начальных классов выходит самостоятельный журнал.

Для всех видов творческих работ, используемых на уроках литературного чтения и во внеурочное время, характерно то, что они выполняются в связи с изучением художественного произведения, и само произведение выступает в качестве основы творческой работы. Оно питает творческую работу яркими образами, выразительным языком, стройностью композиции.

Творческие работы на уроках литературного чтения – это в основном устные (или письменные) словесные высказывания.

(слайд10)Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

ü создание благоприятной обстановки, стимулирующей развитие ребенка;

ü предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом;

ü максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей;

ü доброжелательная помощь (а не подсказка) педагога;

ü тесное взаимодействие ребенка, педагогов и родителей;

ü комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Этому способствует технология творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения, включающая несколько этапов и  требующая формирования следующих основных умений:

1.Выделение концепта (мыслей текста), внимание к слову.

2. Прогнозирование.

3.Диалог с текстом.

4.Включение воображения.

Каждый урок литературного чтения- это особая встреча с автором произведения. Эта встреча должна быть интересной, неожиданной, полезной. Поэтому нужно организовать ее так. Чтобы дети стали собеседниками, сотворцами, открывателями

Все это решается через анализ художественных произведений учениками-читателями на уроках литературного чтения, через осмысление и освоение детьми в процессе этой работы нравственных ценностей, заключенных в произведениях. Поэтому учителю необходимо актуализировать процесс их личностного освоения с соблюдением меры трудности.

(Слайд11)Для организации творческой деятельности младших школьников для развития творческих способностей на уроках литературного  чтения были проанализированы три УМК по литературному чтению  с целью сравнения подходов к формированию УУД  через творческие задания в разных методических системах

Таким образом, можно сделать вывод, что в разных методических системах для формирования разных групп УУД соблюдается единый подход к подбору методов и приемов, выдвигаются единые требования к структуре уроков литературного чтения, но решаются поставленные задачи по развитию творческих способностей  младших школьников на уникальном содержании конкретного УМК по литературному чтению и творческих «находках» авторов.

В рамках производственной практики по ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования был проведен урок литературного чтения   с соблюдением всех требований, предъявляемых к современному уроку литературного чтения в соответствии с ФГОС НОО и организована творческая деятельность учащихся  на данном уроке.

База практики: МБОУ СШ №4

Класс: 4 «Б»

данная творческая деятельность - создание синквейна дает возможность понять, как учащиеся усвоили учебный  материал, авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел, позволяет провести рефлексию в интересной и необычной форме для учащихся.

В данном случае, синквейн- это средство обобщения изученного материала. Для ученика - это возможность письменного высказывания о собственном понимании, дает возможность высказаться о собственном понимании- интерпретации художественного образа; для учителя- возможность установить обратную связь и увидеть, какие признаки нового понятия оказались наиболее значимыми.

 

(слайд) Всё это позволяет говорить о едином процессе обучения младших школьников основным видам творческих работ.

В перспективе планируется   продолжить работу над темой, разработав опытно - практическую часть

 


 

Процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения (слайд2)

Процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения (слайд2)

Объектом исследования выбран: процесс развития творческих способностей младших школьников

Объектом исследования выбран: процесс развития творческих способностей младших школьников

Условиями успешного развития творческих способностей младших школьников является: ü открытость их всему новому, ü любознательность, ü положительное отношение к учителю и стремление ему подражать, ü…

Условиями успешного развития творческих способностей младших школьников является: ü открытость их всему новому, ü любознательность, ü положительное отношение к учителю и стремление ему подражать, ü…

Литературные попытки детей чаще всего выходят за рамки уроков, они связаны с внеклассными занятиями, кружковой работой, с клубами

Литературные попытки детей чаще всего выходят за рамки уроков, они связаны с внеклассными занятиями, кружковой работой, с клубами

Этому способствует технология творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения, включающая несколько этапов и требующая формирования следующих основных умений: 1

Этому способствует технология творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения, включающая несколько этапов и требующая формирования следующих основных умений: 1

УУД через творческие задания в разных методических системах

УУД через творческие задания в разных методических системах

Статья"Процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"

Статья"Процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020