Урок русского яыка в 7 классе № 63-64
Тема: Степени сравнения наречий.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели:
1. Познавательный аспект.
ü обеспечить усвоение способов образования степеней сравнений наречий;
ü сформировать умение образовывать возможные формы степеней сравнения наречий;
ü обеспечить усвоение способов отличия омонимичных форм прилагательных и наречий;
ü сформировать умение находить в тексте омонимичные формы прилагательных и наречий, определять их синтаксическую роль.
· Развитие умений, которые были сформированы ранее:
ü развивать умение работать с предложением;
Ø определять структуру предложения, расставлять знаки препинания.
· Развивать умение работать со словом:
Ø находить орфограммы в словах;
Ø соотносить состав слова с его принадлежностью к одной из частей речи
Ø образовывать разные формы слова.
· Формирование общих умений, которые формируются на межпредметной основе:
ü умение контролировать ход своей деятельности при выполнении самостоятельных заданий;
ü умение работать во времени на всех этапах урока;
ü умение планировать работу и контролировать ход своей деятельности.
2. Развивающий аспект цели:
· Развитие речи:
ü продолжать развивать устную и письменную речь ребенка, добиваясь полных развернутых ответов;
ü использовать в ответах тип речи «рассуждение», стиль речи «научный».
· Развитие мышления:
ü развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы на основе собственных наблюдений при выполнении заданий на уроке;
ü развивать умение высказывать и доказывать суждения.
3. Воспитательный аспект цели:
· формирование нравственных отношений в процессе совместной деятельности учитель-ученик, ученик-ученик;
· формирование сознательной дисциплины;
· формирование научного мировоззрения;
· формирование целеустремленности, трудолюбия, аккуратности;
воспитание любви к родному языку, его красоте, образности
Ход урока
Актуализация опорных знаний.
Подготовка к усвоению новых знаний.
Самопроверка
|
На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение такой интересной части речи, как наречие. Что с вами мы уже знаем о наречии? - Какие слова являются наречиями. - Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. - Как определить, к какой смысловой группе относится наречие. На сегодняшнем уроке мы с вами узнаем одно необычное свойство наречий, правда не всех, а только одной смысловой группы. Какое это свойство пока тайна, но эту тайну мы сегодня обязательно раскроем.
Задание 1 Прочитайте выразительно текст. Поставьте недостающий знак препинания, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы во 2-ом предложении. Хорошо здесь: и шелест и хруст. С каждым утром сильнее мороз В белом плам…ни клонит( )ся куст Лед…ных осл…пительных роз. (Анна Ахматова)
Какое выразительное средство используется поэтом? - Метафора.(В БЕЛОМ ПЛАМЕНИ) 1. Поставьте недостающий знак препинания 2. Вставьте пропущенные буквы 3. Подчеркните грамматические основы во 2-ом предложении. Чем выражено сказуемое в первой части сложного предложения? - Прилагательным в сравнительной степени.
Какие степени сравнения прилагательных вы знаете? - Мы знаем, что прилагательные могут иметь сравнительную и превосходную степень. Каждая из них имеет простую и составную форму.
А для чего в языке существуют степени сравнения? - Чтобы можно было сравнивать предметы по какому-либо признаку.
Задание 2 К каждой форме степени сравнения прилагательных подберите подходящий пример из правого столбика. Соедините стрелочками.
Сравните выполнение задания с данными в таблице.
Как же образуются степени сравнения прилагательных? Отвечают несколько обучающихся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Переход к теме урока |
Задание 3 Прочитайте выразительно строки стиха И.А. Бунина. Найдите выделенные слова. Поставьте к ним вопросы. К какой части речи они относятся. Выпишите данные слова вместе с теми словами, от которых они зависят.
Не пугай меня грозою: Весел грохот вешних бурь! После бури над землею Светит радостней лазурь, После бури, молодея В блеске новой красоты, Ароматней и пышнее Распускаются цветы!
К какой части речи относятся данные слова? - Это наречия, т.к. отвечают на вопрос «как?» и относятся к глаголу. На какие формы прилагательных похожи данные слова? - Похожи на сравнительную степень прилагательных. Итак, наречия, как и прилагательные могут иметь степени сравнения. Запишите тему урока. Степени сравнения наречий. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объяснение нового материала
|
Что мы должны сегодня узнать на уроке? - От всех ли наречий образуются степени сравнения? - Сколько форм сравнений имеет наречие? - Как они образуются?
Выпишите данные слова вместе с теми словами, от которых они зависят (задание 3). Выполняем письменно на доске и в тетрадях Светит (как?) радостно; распускается (как?) ароматнее; распускаются (как?) пышнее. От каких наречий образованы данные слова? - Радостно, ароматно, пышно. К какой смысловой группе относятся данные наречия? - Эти наречия относятся к наречиям образа действия Итак, степени сравнения наречий образуются только от наречий образа действия на –о (можно сравнить с выводом в учебнике). Для чего в языке служат степени сравнения наречий? - Чтобы сравнивать предметы по какому-либо признаку действия Правильно, чтобы показать меру проявления признака. Что мы с вами уже выяснили? - От каких наречий образуются степени сравнения. - Для чего служат степени сравнения. Что мы должны теперь выяснить? - Как образуются степени сравнения.
Задание 4 Материал для наблюдения: Спишите предложения. Сын поет громко. Сын поет громче, чем обычно. Сын поет более громко, чем его друг. Сын поет громче всех.
Аналитическая работа с материалом 1. Запишите названия степеней и их форм в соответствующие разделы таблицы. 2. Впишите примеры из предложений в нужные разделы таблицы. 3. Выпишите формообразующие суффиксы и слова
На экране появляется таблица.
Проверьте выполнение задания по таблице. Как образуются степени сравнения наречий? Прокомментируйте записанные примеры и другие примеры из таблицы. Обобщим наши наблюдения. 1. Какие степени сравнения имеют наречия? - Наречия имеют сравнительную и превосходную степени сравнения. 2. Какие формы сравнительной степени наречия вы знаете? - Простую и составную. 3. Какие формы превосходной степени вы знаете? - Наречие имеет только составную форму превосходной степени.
Давайте сравним, что общего и различного в образовании форм сравнений у прилагательных и наречий. (Ответы обучающихся) Работая с дидактическим материалом, вы заметили, что у наречий и прилагательных совпадает в произношении и написании одна форма. Какая? - Форма простой сравнительной степени. Чему мы еще должны научиться на сегодняшнем уроке? - Различать наречия в простой сравнительной степени и прилагательное в простой сравнительной степени. Задание 5 (работа в парах)
Материал для наблюдений: 1.Проведите самостоятельное исследование. В данных примерах найдите слова в сравнительной степени. Определите, к какой части речи они принадлежат. · Нынешняя осень щедрее на грибы, чем предыдущая. По сравнению с апрелем, в мае солнце дарило свои лучи щедрее.
Обучающиеся заполняют таблицу. На экране появляется заполненная таблица
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Подведение итогов урока Оцените свою деятельность на уроке, насколько хорошо вы усвоили данную тему.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.