Степени сравнения наречий.

  • docx
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 63-64.Степени сравнения наречий..docx

Урок русского яыка в 7 классе № 63-64

Тема: Степени сравнения наречий.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

1.    Познавательный аспект.

ü обеспечить усвоение способов образования степеней сравнений наречий;

ü сформировать умение образовывать возможные формы степеней сравнения наречий;

ü обеспечить усвоение способов отличия омонимичных форм прилагательных и наречий;

ü сформировать умение находить в тексте омонимичные формы прилагательных и наречий, определять их синтаксическую роль.

· Развитие умений, которые были сформированы ранее:

ü развивать умение работать с предложением;

Ø определять структуру предложения, расставлять знаки препинания.

· Развивать умение работать со словом:

Ø находить орфограммы в словах;

Ø соотносить состав слова с его принадлежностью к одной из частей речи

Ø образовывать разные формы слова.

· Формирование общих умений, которые формируются на межпредметной основе:

ü умение контролировать ход своей деятельности при выполнении самостоятельных заданий;

ü умение работать во времени на всех этапах урока;

ü умение планировать работу и контролировать ход своей деятельности.

2.    Развивающий аспект цели:

· Развитие речи:

ü продолжать развивать устную и письменную речь ребенка, добиваясь полных развернутых ответов;

ü использовать в ответах тип речи «рассуждение», стиль речи «научный».

· Развитие мышления:

ü развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы на основе собственных наблюдений при выполнении заданий на уроке;

ü развивать умение высказывать и доказывать суждения.

3.    Воспитательный аспект цели:

· формирование нравственных отношений в процессе совместной деятельности учитель-ученик, ученик-ученик;

· формирование сознательной дисциплины;

· формирование научного мировоззрения;

· формирование целеустремленности, трудолюбия, аккуратности;

воспитание любви к родному языку, его красоте, образности

Ход урока

Актуализация опорных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка к усвоению новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка

 

 

 

 

 

 

 

 

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение такой интересной части речи, как наречие. Что с вами мы уже знаем о наречии?

- Какие слова являются наречиями.

- Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи.

- Как определить, к какой смысловой группе относится наречие.

На сегодняшнем уроке мы с вами узнаем одно необычное свойство наречий, правда не всех, а только одной смысловой группы. Какое это свойство пока тайна, но эту тайну мы сегодня обязательно раскроем.

 

Задание 1

Прочитайте выразительно текст. Поставьте недостающий знак препинания, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы во 2-ом предложении.

Хорошо здесь: и шелест и хруст.

С каждым утром сильнее мороз

В белом плам…ни клонит( )ся куст

Лед…ных осл…пительных роз.

(Анна Ахматова)

 

Какое выразительное средство используется поэтом?

- Метафора.(В БЕЛОМ ПЛАМЕНИ)

1. Поставьте недостающий знак препинания

2. Вставьте пропущенные буквы

3. Подчеркните грамматические основы во 2-ом предложении.

Чем выражено сказуемое в первой части сложного предложения?

- Прилагательным в сравнительной степени.

 

Какие степени сравнения прилагательных вы знаете?

- Мы знаем, что прилагательные могут иметь сравнительную и превосходную степень. Каждая из них имеет простую и составную форму.

 

А для чего в языке существуют степени сравнения?

- Чтобы можно было сравнивать предметы по какому-либо признаку.

 

Задание 2

К каждой форме степени сравнения прилагательных подберите подходящий пример из правого столбика. Соедините стрелочками.

 

Простая сравнительная степень

Наиболее чистый, самый длинный

Составная сравнительная степень

Длиннейший, чистейший, тончайший

Простая превосходная степень

Длиннее, чище, тоньше.

 

Составная превосходная степень

Более чистый, менее длинный, более чистый

 

Сравните выполнение задания с данными в таблице.

Сравнительная степень

Превосходная степень

простая

составная

простая

составная

-ее, -ей

длинный-длиннее

чистый-чище

-ше

тонкий-тоньше

более чистый

менее длинный

-ейш

чистейший

-айш

тончайший

наиболее чистый

самый длинный

Как же образуются степени сравнения прилагательных?

Отвечают несколько обучающихся.

Переход к теме урока

Задание 3

Прочитайте выразительно строки стиха И.А. Бунина. Найдите выделенные слова. Поставьте к ним вопросы. К какой части речи они относятся. Выпишите данные слова вместе с теми словами, от которых они зависят.

 

Не пугай меня грозою:

Весел грохот вешних бурь!

После бури над землею

Светит радостней лазурь,

После бури, молодея

В блеске новой красоты,

Ароматней и пышнее

Распускаются цветы!

 

К какой части речи относятся данные слова?

- Это наречия, т.к. отвечают на вопрос «как?» и относятся к глаголу.

На какие формы прилагательных похожи данные слова?

- Похожи на сравнительную степень прилагательных.

Итак, наречия, как и прилагательные могут иметь степени сравнения.

Запишите тему урока. Степени сравнения наречий.

Объяснение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что мы должны сегодня узнать на уроке?

- От всех ли наречий образуются степени сравнения?

- Сколько форм сравнений имеет наречие?

- Как они образуются?

 

Выпишите данные слова вместе с теми словами, от которых они зависят (задание 3). Выполняем письменно на доске и в тетрадях

Светит (как?) радостно;

распускается (как?) ароматнее;

распускаются (как?) пышнее.

От каких наречий образованы данные слова?

- Радостно, ароматно, пышно.

К какой смысловой группе относятся данные наречия?

- Эти наречия относятся к наречиям образа действия

Итак, степени сравнения наречий образуются только от наречий образа действия на –о (можно сравнить с выводом в учебнике).

Для чего в языке служат степени сравнения наречий?

- Чтобы сравнивать предметы по какому-либо признаку действия

Правильно, чтобы показать меру проявления признака.

Что мы с вами уже выяснили?

- От каких наречий образуются степени сравнения.

- Для чего служат степени сравнения.

Что мы должны теперь выяснить?

- Как образуются степени сравнения.

 

Задание 4

Материал для наблюдения:

Спишите предложения.

Сын поет громко.

Сын поет громче, чем обычно.

Сын поет более громко, чем его друг.

Сын поет громче всех.

 

Аналитическая работа с материалом

1. Запишите названия степеней и их форм в соответствующие разделы таблицы.

2. Впишите примеры из предложений в нужные разделы таблицы.

3. Выпишите формообразующие суффиксы и слова

 

……………………………степень

……………..степень

……..форма

…….форма

……….форма

-ее, -ей

-ше

Более, менее

+

Наречие в нач.ф.

Наречие в сравнительной степени

+

всех, всего

 

На экране появляется таблица.

 

Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая форма

Составная форма

Составная форма

-ее, -ей

быстрее

громче

-ше

тоньше

 

Более, менее

+

Наречие в нач.ф.

 

Более громко

Наречие в сравнительной степени

+

всех, всего

 

Громче всех

 

Проверьте выполнение задания по таблице.

Как образуются степени сравнения наречий? Прокомментируйте записанные примеры и другие примеры из таблицы.

Обобщим наши наблюдения.

1.  Какие степени сравнения имеют наречия?

- Наречия имеют сравнительную и превосходную степени сравнения.

2. Какие формы сравнительной степени наречия вы знаете?

- Простую и составную.

3. Какие формы превосходной степени вы знаете?

- Наречие имеет только составную форму превосходной степени.

 

Давайте сравним, что общего и различного в образовании форм сравнений у прилагательных и наречий.

(Ответы обучающихся)

Работая с дидактическим материалом, вы заметили, что у наречий и прилагательных совпадает в произношении и написании одна форма. Какая?

- Форма простой сравнительной степени.

Чему мы еще должны научиться на сегодняшнем уроке?

- Различать наречия в простой сравнительной степени и прилагательное в простой сравнительной степени.

Задание 5 (работа в парах)

 

Материал для наблюдений:

1.Проведите самостоятельное исследование. В данных примерах найдите слова в сравнительной степени. Определите, к какой части речи они принадлежат.

·  Нынешняя осень щедрее на грибы, чем предыдущая. По сравнению с апрелем, в мае солнце дарило свои лучи щедрее.

 

Имя прилагательное

Наречие

Обозначает

 

 

Относится

 

 

Отвечает на вопрос

 

 

В предложении является

 

 

Пример

 

 

 

Обучающиеся заполняют таблицу.

На экране появляется заполненная таблица

 

Имя прилагательное

Наречие

Обозначает

Признак предмета

Признак действия

Относится

К имени существительному

К глаголу

Отвечает на вопрос

Какой? Какая? Какое?

Как? каким образом?

В предложении является

Сказуемым

Обстоятельством

Пример

 

 

Рефлексия

Подведение итогов урока

Оцените свою деятельность на уроке, насколько хорошо вы усвоили данную тему.

 

Домашнее задание