Урок литературы в 7 классе
Тема: Край ты мой родимый. Стихотворения о родной природе. В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин.
Цель урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе.
Задачи урока:
Образовательная:закрепить навыки анализа поэтического текста, повторить основные изобразительные и выразительные средства.
Воспитательная: способствовать воспитанию любви к русской природе;
воспитание умения работать в команде.
Развивающие- развитие навыка связной речи
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя.
Учитель читает стихотворение А.К.Толстого « Край ты мой»
Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
Природа – это неисчерпаемый источник искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Эти чувства, ощущения ,переживания трудно, порой невозможно высказать, но можно передать и услышать в поэзии, живописи, в музыкальных произведениях. Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть её красоту. Людей искусства –художников, поэтов и писателей, музыкантов отличает умение видеть в привычном прекрасное, новое и необычайное. И мы сегодня с вами попробуем приблизиться к высокому миру искусства
3.Проверка домашней работы.
-Ребята ,дома вы должны были выучить стихотворение, давайте проверим вашу готовность к уроку.
4. Основной этап.
Как вы думаете, почему художники ,писатели, музыканты, поэты посвящают природе свои произведения? Ведь их очень много. Это происходит потому, что природа связана с жизнью человека, и в литературе, писатели сопровождают различные состояния души природными явлениями, и явления природы очень часто находят отклик в душе .
Художники пользуются красками, композиторы, музыканты – звуками, писатели и поэты используют слова. Но творчество мастеров искусства объединяет общая цель. Какая? (Наблюдая за явлениями природы, передать своё мироощущение, настроение, отношение к миру и людям).
- Как же подобное происходит в поэзии? Мы сегодня с вами и попытаемся в этом разобраться.
А теперь, ребята, давайте перейдём к работе в группах.
Мы сегодня будем говорить с Вами о пейзажной лирике. Но перед тем как перейти к подробному разбору (анализу)стихотворении мы с вами должны вспомнить что помогает авторам стихотворений о природе создать яркую и зримую картину природы.
Что это ребята? (изобразительно-выразительные средства) - тропы. А сейчас давайте вспомним, что это такое?
Работа в группах.
А сейчас вам предстоит выполнить задание вместе. Оно называется поиск соответствий. Перед вами названия тропов и определения и примеры их использования в стихотворениях. Подберите верное определение к каждому термину. Вы можете обсуждать вместе, советоваться друг с другом. (5 минут)
Проверка задания и обсуждение ответов.
Изобразительно-выразительные средства
Эпитет - художественное, образное определение, слово, определяющее предмет или явление, подчёркивающее какие – либо его свойства, качества, признаки.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!... (М. Лермонтов)
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой; (М.Ю.Лермонтов)
Сравнение -это изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит. (А.Пушкин)
(У Пушкина выпавший снег похож на великолепные ковры)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет
То заплачет, как дитя (А.С.Пушкин)
Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть. (С.Есенин)
Олицетворение – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, присущими живым существам.
Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, они оживляют природу, усиливают передаваемые мысли и чувства.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром (С.Есенин)
Молодцы, ребята, а как вы думаете, для чего нужны эти изобразительно-выразительные средства?
Роль изобразительно-выразительных средств (тропов):
-усиливают выразительность, образность языка произведения;
-придают художественную, поэтическую яркость речи;
-обогащают содержание высказывания;
-создают живое представление о предмете;
-вызывают определённое эмоциональное отношение;
-помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
А теперь, ребята, перейдём к более подробному разбору стихотворений. Перед вами схема анализа. Но она разделена на несколько частей. Каждый выбирает какой-то 1 пункт разбора (который по его мнению у него получится лучше, чем у других), потом вы обсуждаете результаты. И вы через 5-минут должны представить нам полный ответ по схеме (но можете добавить и что-то своё-это только приветствуется).
Примерная схема анализа стихотворения.
1. Что привлекает в стихотворении, о чём оно?
2. Какое настроение оно выражает?
3. На основании каких образов развивается художественный смысл стихотворения?
4. Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор?
5. Чем необычно стихотворение? В чём его неповторимость?
В. А. Жуковский «Приход весны»
О чём это стихотворение?
1. Какое настроение передаёт это стихотворение? Передаёт лёгкое, радостное настроение. Его поэтическая тема – приход весны – выражена в заголовке.
2. На основании каких образов развивается эта тема? В качестве ключевых для выражения прихода весны В. Жуковский выбирает образы нивы, рощи, жаворонка в небе, дождя и воды.
3. Однако их представление своеобразно: они названы не прямо, а через признаки. Присмотримся к ним: что это за признаки? Как они выражены и почему выдвинуты на первый план? Явления, передающие приход весны, названы по характерным для весны признака: «Зелень нивы. Рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Тёплый дождь, сверканье вод», - эти признаки выполняют ведущую роль; почти все они представляют собой метонимию (кроме эпитета тёплый). За счёт этого характеристики весны выдвигаются на первый план
4. Метафоры. Олицетворения (примеры)
5. Названа ли в стихотворении сама весна? Не прямо, а через словосочетание, передающее главное в этом образе для автора: «Весны приход», - не случайно именно оно заканчивает стихотворение, образуя своеобразное кольцо (в заглавии – «Приход весны»).
6.Чтобы подчеркнуть полноту и невыразимость чувств, охватывающих человека весной, автор прибегает к риторическим вопросительным восклицаниям. Приведите примеры. «Вас назвавши, что прибавить? Чем иным себя прославить…»
8. В чём же своеобразие этого стихотворения? В. Жуковскому удалось очень лаконично, но выразительно представить образ прихода весны,оживления всего мира и передать восхищение,радость человека
А.К.Толстой«Замолкнул гром, шуметь гроза устала..»
1.О чём это стихотворение? ( Описание летней природы после грозы)
2.Какова его главная мысль? Призыв быть внимательным и бережным к природе.
3. Какими изобразительно- выразительными средствами пользуется автор:Олицетворения(Замолкнул гром,гроза шуметь устала,дрожат цветы,лазури полоса засияла) метафора «пылью золотой»).Для характеристики человека автор испоьзует эпитеты («с новою враждою», «презрительной пятою»)
4.Какое настроение создаёт стихотворение?
5. Природа в стихотворении живая, трепетная, беззащитная .(о цветах)
И. А. Бунин «Родина»
1.Какое настроение создаёт стихотворение?( грустное, печальное)
- О чём оно? (Вечерний зимний пейзаж.)
- Как в этом стихотворении присутствует человеческое настроение? (Сравнение тумана с «чьей-то кроткой печалью»; «туман … смягчает».)
2. Всмотримся в пейзаж. Какие характеристики его отражают?
· Простор
· Суровость
· Широкое, необъятное пространство подчёркнуто гиперболой: «И нет конца лесам сосновым, и далеко до деревень»
· Какими определениями передаётся суровость и сдержанность зимнего пейзажа? «Под небом мертвенно-свинцовым»
· «туман молочно-синий»
· «сумрачную даль» - характеризующие эпитеты, в них явно выражено олицетворяющее начало. Эти эмоциональные характеристики передают состояние и природы, и находящегося в ней человека
· Что же «смягчает сумрачную даль»? «Кроткая печаль» - вот эмоция, примиряющая человека с его суровой родиной. Характерно, что туман и «кроткая печаль» соотнесены в сравнении: «Один туман молочно-синий, Как чья-то кроткая печаль… Смягчает сумрачную даль». Перед нами образ не просто русской природы, а русской души.
· Поэтому в маленьком стихотворении «Родина» Бунину удаётся представить не только портрет родного края через характерный пейзаж, но и выразить черты, роднящие человека и край, где он родился.
В 1920 году Иван Бунин навсегда покинул Россию и перебрался во Францию, время от времени сожалея о своем решении, но не предприняв ни одной попытки вернуться домой. Россия в восприятии Бунина так и осталась мрачной, неухоженной страной, которой он еще в 1896 году посвятил стихотворение «Родина». Два коротких четверостишья, лишенные попыток приукрасить суровую русскую действительность, впоследствии стали для автора своего рода заклинанием. Россию поэт запомнил именно такой – мрачной, унылой и безрадостной. Однако это была подлинная родина Бунина, не лишенная самобытности и некоего очарования.
Создавая образ России, поэт использует множество эпитетов. Так, небо в его восприятии выглядит «мертвенно-свинцовым», Сам по себе зимний день, по определению автора «угрюмо меркнет», не добавляя радости. При этом «нет конца лесам сосновым, и далеко до деревень». Эта строчка говорит о том, что перед нами – путеводные заметки автора в стихотворной форме. Вероятно, Бунину пришлось совершить путешествие по российской глубинке, которое настолько врезалось ему в память, что легло в основу стихотворения «Родина».
Вторая часть этого произведения уже лишена столь мрачной окраски и уныния, свойственных для первых строк. В частности, Иван Бунин обращает внимание на «молочно-синий» туман, который скрашивает неприглядность пасмурного пейзажа и добавляет ему некоторую таинственность. Его поэт сравнивает с чьей-то кроткой печалью. При этом автор считает что печаль, которая таится в глазах не только взрослых, но и детей, связана с особым состоянием души русского человека. Таким образом, Иван Бунин воспринимает русский народ и родную природу, как две части единого целого, которые находятся в гармонии и могут откладывать глубокий отпечаток друг на друге.
И.Бунин. « Первый утренник, серебряный мороз!»
Первый утренник, серебряный мороз!
Тишина и звонкий холод на заре.
Свежим глянцем зеленеет след колес
На серебряном просторе, на дворе.
Я в холодный обнаженный сад пойду –
Весь рассеян по земле его наряд.
Бирюзой сияет небо, а в саду
Красным пламенем настурции горят.
Первый утренник – предвестник зимних дней,
Но сияет небо ярче с высоты.
Сердце стало и трезвей и холодней,
Но как пламя рдеют поздние цветы. (1903)
- Какое настроение вызывает это стихотворение? (Бодрость, энергия, восхищение красотой пейзажа оттеняется тревожным чувством: в каждой строфе повторяются слова с корнем «холод»: «холод на заре», «холодный обнаженный сад», «сердце стало холодней». Но в природе столько красоты, что она побеждает тревогу».)
- Какими красками рисуется осенний пейзаж? (Краски нарядные, яркие, насыщенные. Не только привычная желто-красная осенняя гамма: «красным пламенем настурции горят», «как пламя рдеют поздние цветы», но и холодные краски: «серебряный мороз», «на серебряном просторе», «бирюзой сияет небо», и даже неожиданный зеленый: «зеленеет след колес».)
- Какова роль метафор? («Серебряный мороз», «на серебряном просторе», «свежим глянцем зеленеет след колес»; «звонкий холод». Эти метафоры создают зримость, осязаемость образов природы у Бунина.)
-Какое значение имеют метафорические сравнения в двух последних строфах: «Красным пламенем горят настурции горят...»; «Но как пламя рдеют поздние цветы»?
(Красное пламя настурций, пламя поздних цветов – напоминание о том, что, несмотря на холод в природе и холод в сердце, теплится живой огонь души природы)
После презентации всех анализов учитель предлагает ребятам из других групп добавить что-то
( по желанию)-образы,эпитеты ,ассоциации на « деревья» соседей,чтобы завершить работу. После этого учитель предлагает обсудить результаты работы. А теперь ребята вы можете добавить что-то на каждое из этих деревьев Смотрите ,ребята,какие красивые деревья у вас получились.
4.Молодцы,ребята.Вы сегодня очень хорошо поработали как каждый отдельно,так и в команде.
6.Выводы
Родная природа всегда вдохновляла поэтов как в 18,19,так и 20веке.И это мы увидели в стихотворениях Жуковского, Толстого и Бунина. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь всякий раз по-новому, волнует и удивляет нас. Но те стихотворения, о которых мы говорили с вами сегодня-это не просто описание природы Пейзажная лирика передает настроения, чувства и переживания человека.
Как же хорошо ребята,что мы можем наблюдать смену 4 времён года: мы можем видеть снег, первые зёлёные листочки, подснежники и ландыши, цветущую вишню и яблоню, почувствовать запах липы и созревших яблок,увидеть все краски осени. Всё это дарит нам наша любимая русская природа, природа нашей родины
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот.
У реки березка скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно вспомнится
Свой родной московский двор.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
З. Александрова
Рефлексия. А сейчас я хочу ,чобы вы поделились впечатлениями от этого урока.
Для этого,пожалуйста,закончите 4 предложения.
Мне было интересно…
Я понял, что…
У меня получилось …
Мне захотелось..
Домашнее задание: прочитать рассказ Бунина «Цифры».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.