СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА САЛАВАТА НИЗАМЕТДИНОВА
Оценка 4.6

СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА САЛАВАТА НИЗАМЕТДИНОВА

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
музыка
9 кл—11 кл +1
20.09.2020
СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА САЛАВАТА НИЗАМЕТДИНОВА
Сценарий внеклассного мероприятия по музыкальной литературе (литературно-музыкальная гостиная по книге С. Низаметдинова «Исповедь»)
Страницы жизни и творчества С. Низаметдинова.doc

Сергеева Елена Николаевна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств г. Мирного

 

СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА САЛАВАТА НИЗАМЕТДИНОВА Сценарий внеклассного мероприятия по музыкальной литературе (литературно-музыкальная гостиная по книге С. Низаметдинова «Исповедь»)

 

Ведущая – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин;

Ведущий – учащийся, читающий цитаты из книги С. Низаметдинова «Исповедь»;

Приглашённые – родственники и сокурсники С. Низаметдинова.

Ведущая: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости.

Ведущий: Хәйерле көн, кезерле дустар!

Ведущая: Время неумолимо летит вперёд. Прошло уже семь лет с тех пор, как ушёл из жизни замечательный композитор, наш земляк Салават Ахмадеевич Низаметдинов.

Ведущий: Его книга «Исповедь» увидела свет уже после смерти автора.  И сегодня, обращаясь к страницам этой книги, мы с вами ещё раз вспомним Салавата Ахмадеевича, услышим его музыку.

Ведущая: Его творчество уже давно стало неотъемлемой частью культуры Башкортостана. Оно поражает разнообразием жанров: от песен до опер, от камерной лирики до хоровых полотен, от инструментальных пьес и ансамблей до симфонических циклов.

Ведущий: Произведения С. Низаметдинова влекут к себе как профессионалов, так и любителей музыки. Но главное, что слушая его музыку, не задумываешься о том, что её автор был лишён одной из самых прекрасных человеческих возможностей – видеть.

Ведущая: Оставив без зрения, судьба подарила ему талант музыканта. Взамен способности видеть красоту природа наградила его даром эту красоту чувствовать, слышать, ощущать – что не всегда дано даже людям зрячим. Воспоминаниям о своём детстве композитор посвятил первую главу своей книги «Исповедь».

Ведущий: – Я родился в 1957 году в Учалинском районе, в горняцком поселке Миндяк. Семья у нас была многодетная (восемь детей). Отец работал на шахте, мать – домохозяйка. Я не видел с детства: атрофия зрительного нерва. До семи лет я не ощущал, что такое слепота. Наверное, потому что мне не с чем было сравнивать. Я делал всё, что делают мои сверстники. Они научились кататься на велосипеде, и я научился. Сначала ездил под рамой, потом подрос и катался сидя. Так же, как они, бегал, лазил по деревьям, был подвижный и старался не отставать от других.

Ведущая: В 1964 году семилетнему Салавату прислали вызов в уфимскую школу-интернат №28 для слепых детей. Провожая сына, мама очень долго плакала, а сам Салават ещё не понимал, что ожидает его впереди. Это было первое серьёзное испытание, и будущий композитор его выдержал. Домой он попал только на летние каникулы. Позже композитор написал песню, навеянную детскими впечатлениями. Сейчас прозвучит песня С. Низаметдинова на слова А. Усманова «Иске ойом» («Старый дом»). Ведущий: Конечно, никто не расскажет о человеке лучше, чем его родные и близкие. Сегодня у нас гостях сестра композитора Танзиля Ахмадеевна. Мы предоставляем ей слово! (Рассказ сестры о детстве Салавата).

Ведущая: О годах учёбы в интернате Салават вспоминает как о прекрасном времени, когда он приезжал домой отдыхать, а жить возвращался в Уфу. С чувством глубокого уважения будущий композитор рассказывает о своих педагогах.

Ведущий: – В школе был у нас замечательный преподаватель музыки, Иван Александрович Пеняев. Будучи тоже незрячим, он руководил духовым и народным оркестром, преподавал пение и обучал детей нотной грамоте по Брайлю, аккомпанировал на рояле и баяне школьному хору. Я играл в школьном духовом оркестре, занимался в драматическом кружке, пел в хоре, участвовал в литературных монтажах. Культурная жизнь у нас была очень насыщенной. Мы старались посещать всё, куда только можно было попасть. У нас часто проводились поэтические вечера, на которые приезжали известные писатели-классики. Со многими мне впоследствии удалось познакомиться! Также приезжали с концертами и пианисты, и баянисты, и необыкновенно интересные люди.

Ведущая: В 1968 году, когда Салават Ахмадеевич учился в четвертом классе, в интернате открылся филиал Детской музыкальной школы №1. Благодаря Николаю Николаевичу Иванову незрячие дети получили возможность заниматься музыкой. Среди них был и Салават Низаметдинов.

Ведущий: – Я попал в класс баяна к Дамиру Мингаевичу Тагирову. Великолепнейший преподаватель! Началась новая веха в моей жизни, появились новые цели и новые амбиции. Начался период осознания того, что мне в жизни нет другой дороги, кроме музыкальной.

Ведущая: Потом в школе появился незрячий преподаватель Николай Яковлевич Инякин. Под его руководством Салават начал сочинять. В 12 лет за песню «Советскому пионеру» на стихи Якова Козловского он получил третью премию на Всесоюзном конкурсе. Песню опубликовали в журнале «Советский школьник», а полученная награда усилила стремление дальше учиться музыке.

Ведущий: – Когда в 1973 году я заканчивал девятый класс и пять классов музыкальной школы с отличием, не было вопросов, куда идти. В училище искусств, конечно. Поступил без проблем. Нас, способных ребят из школы для слепых, уже знали. Все первые места на республиканских конкурсах по баяну были наши.

Ведущая: Когда Салават поступил в училище искусств – начались проблемы. Нужно было приспосабливаться к жизни в новых условиях: привыкать к самообслуживанию, ориентироваться на маршруте «училище – общежитие», находить студентов, которые под его диктовку записывали ноты. Большую поддержку первокурснику оказал Н.Я. Инякин.

Ведущий: – Николай Яковлевич Инякин преподавал не только в школе, но и в училище. Он сразу предложил мне совместить учёбу на народном отделении с теоретическим. В 1974 году он, к сожалению, трагически погиб, и позже я с благодарной памятью о первом учителе написал для баяна «Поэму памяти Н.Я. Инякина». Сейчас вы услышите фрагмент этого сочинения.

Ведущая: Преподаватель училища Светлана Георгиевна Шагиахметова приметила способного студента и повела его на прослушивание в институт искусств к Евгению Николаевичу Земцову. Он послушал пьесы молодого автора и стал заниматься с Салаватом факультативно.

Ведущий: – Евгений Николаевич Земцов пробудил у меня любовь к стихам, а сам он был из людей, обладающих умением слышать музыку стиха и подбирать к музыкальным созвучиям исполненные глубокого чувства и смысла слова. Я очень любил литературу: Лермонтов, Грибоедов… Чего только не читал!

Ведущая: После окончания училища Салавату Низаметдинову дали направление в Уфимский институт искусств на композиторский факультет, но взяли его только на теоретический.

Ведущий: – Здесь я проучился три года: и за курсовые работы, и на экзаменах получал пятерки, но по композиции мне ставили всегда четверки. А когда написал три романса на стихи Александра Блока и послал их в Прагу, то за них мне присудили третью премию – международную! В то время еще не было ни одного слепого композитора – международного лауреата. Меня поздравили, и доучивался я уже на композиторском факультете. Ведущая: Дипломной работой выпускника стала большая вокальная симфония в пяти частях «Разговор с Салаватом» на башкирском языке. За эту симфонию его в 1988 году наградили золотой медалью ВДНХ СССР. Во время учёбы Салавату приходилось много работать, обеспечивать семью. Он часто выступал с лекциями о музыке в библиотеке общества слепых. Туда он приглашал своих сокурсников в качестве иллюстраторов. Своими воспоминаниями о С. Низаметдинове с вами поделится его сокурсница, преподаватель теоретических дисциплин Учалинского колледжа искусств и культуры Флюра Фаватовна Альшеева. (Рассказ о годах учёбы).

Ведущая: После окончания института С. Низаметдинов поступил в аспирантуру Московского государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Перед молодым композитором стояло много вопросов: где жить? как найти исполнителей своих сочинений во время экзамена?

Ведущий: – Я написал квартет и позже посвятил его своему преподавателю, композитору Генриху Ильичу Литинскому. Еще раньше я подал документы для вступления в Союз композиторов СССР. Я отобрал для этого 13 вещей, 7 из них были записаны на пленку и в том же 1983 году тогдашний первый секретарь правления Союза композиторов Тихон Хренников подписал мне бумаги о приеме, и я стал самым молодым членом Союза композиторов СССР от Башкирии.

Ведущая: В середине 80-х годов году Салават Ахмадеевич обращается к стихам Ники Турбиной. То, что писала одиннадцатилетняя девочка, привело композитора в состояние эмоционального шока: Жизнь моя — черновик, на котором все буквы – созвездья, Сочтены наперед все ненастные дни… Ведущий: – Меня пробрала дрожь. Уже потом, остыв немного, составил цикл под названием «Черновик». В 1988 году он был удостоен второй премии на международном конкурсе в Праге. Ведущая: Салават Ахмадеевич боготворил Лермонтова, ценил и чувствовал музыку сложных человеческих эмоций О. Хайяма и П. Ронсара, переплетение смертельной любви и обжигающего страдания А. Блока и С. Есенина, бездонного отчаяния и слепящего счастья в стихах М. Карима, Р. Гарипова. Может быть, именно время ученичества и определило, что центральное место в его творчестве будет принадлежать музыке со словом. Композитор написал свыше двухсот песен. Большинство из них – лирические, мелодичные, с выразительными интонациями и изысканными гармониями – стали поистине народными.

Ведущий: Одну из таких песен на слова Зухры Кутлугильдиной вы сейчас услышите. «Ялан сэскэлере» («Полевые цветы»).

Ведущая: Увлеченность поэзией, литературой, драматическим театром привела композитора к опере. Салават Низаметдинов написал 8 опер, с разными сюжетами и в разных жанрах. Это молодежная рок-опера под названием «Звезда Любви», опера-мюзикл «Половинки», написанная к юбилею певицы Назифы Кадыровой, философская хоровая опера «Геометрия жизни». Один из журналистов в беседе с Салаватом Ахмадеевичем отметил: – Сегодня вы единственный композитор, который выдает оперу за оперой. С чем это связано?

Ведущий: – Спасибо Радику Гарееву, тогда он стал директором оперного театра. Он в меня верил, помогал мне. Спасибо моим друзьям – режиссеру Рустему Галееву, дирижерам Рустему Сабитову и Валерию Платонову, спасибо художникам, музыкантам, солистам, потому, что создание оперного спектакля это большой труд.

Ведущая: Об опере «В ночь лунного затмения» по одноименной трагедии М. Карима музыкальные критики Москвы и Уфы писали как о прорыве в башкирской опере и сочинении, созданном на новом уровне понимания оперного жанра.

Ведущий: Послушайте «Песню двух звёздочек» из оперы «В ночь лунного затмения».

Ведущая: В ноябре 2000 года Салават Низаметдинов представил на суд зрителей оперу под названием «Memento!» («Помни»). Жанр сочинения получил необычное, эпатажно-ироническое обозначение – «сладко-горький коктейль из шести слезинок». Каждая «слезинка» представляет собой сюжетно самостоятельный эпизод, посвященный какой-либо эпохе: от античности до наших дней. Героями первых пяти картин являются Сократ, Хайям, Микеланджело, Лермонтов, Есенин. Все герои произведения – творцы – люди, деяния которых духовно обогатили человечество. В последней картине под названием «Аукцион» на сцену вышел «антигерой» наших дней – продажный Аукционист. Резким контрастом к разнузданной музыке «Аукциона» звучит детский хор, возвещающий: «Memento mori, memento vita» – старинное латинское изречение, призывающее помнить о смерти, помнить о жизни и потому соотносить свои поступки с высшими нравственными установлениями. Премьера этого произведения стала значительным событием в музыкально-театральной жизни Башкортостана. А в 2007 году Салават Низаметдинов стал лауреатом ежегодной премии имени Дмитрия Шостаковича, учрежденной Международным благотворительным фондом Юрия Башмета.

Ведущий: – По поводу оперы без ложной скромности скажу: нам удалось сделать нечто, аналога которому нет ни в России, ни в мире. Эта опера стала моей исповедью. Звучит фрагмент из финала оперы «Memento!».

Ведущая: Последней поставленной при жизни композитора была опера «Наки» (в переводе с арабского – чистота). На сцене чередуются картины древности и современной жизни, одни и те же действующие лица живут в двух временных пространствах.

Ведущий: – «Наки» – это ожидание пришествия Божьего света, если хотите, Христа, Магомета, Моисея. Хочется, чтобы каждый задумался над собственной судьбой, поступками, над теми вопросами, которые, казалось бы, стали прописными истинами, но о которых люди почему-то всё чаще забывают…

Ведущая: 26 июня 2013 года Салават Низаметдинов закончил свою восьмую оперу. Она оказалась «лебединой песней» композитора. Через месяц его не стало… 20 декабря 2013 года в Малом зале Башкирского государственного театра оперы и балета перед Новым годом прошла премьера последнего творения Салавата Низаметдинова «Как я люблю тебя!?». Салават Ахмадеевич успел много, но далеко не всё, что задумал. Все, кто когда-либо работал с ним в команде, знали его привычку – поторапливать. В последнее время он особенно спешил, планировал постановку своей восьмой оперы и издание книги воспоминаний с говорящим названием «Исповедь». Ему хотелось именно поговорить с читателем по душам, высказаться так, как невозможно в музыке, – отчётливо, без полутонов и домыслов. Он дал многим пример героического преодоления недуга и образец поразительного трудолюбия.

Ведущий: – Нельзя падать духом. Бог нам дал эту жизнь. В любой ситуации есть какой-то выход. Когда мне плохо, думаю: вот я незрячий человек, а вот едет женщина или мужчина в инвалидной коляске. Я счастливее их: могу ходить, могу любить! Я же не зря живу, у меня были и есть радости в жизни. Я счастливый человек.

Ведущая: Сам он считал себя счастливым оттого, что 99% его музыки исполняется, и она горячо любима не только в Башкирии, но и далеко за ее пределами. А источниками вдохновения для композитора были народная песня, родные просторы, воспоминания о близких…

Ведущий: В завершении нашей встречи прозвучит песня С.Низаметдинова на слова Ангама Атнабаева «Туган ерем» («Родная земля»).

Ведущая: Мы от всей души благодарим наших гостей, и будем ждать новых встреч на мероприятиях, посвященных Салавату Ахмадеевичу Низаметдинову.

 

Список литературы

1. Композиторы и музыковеды Башкортостана: Очерки жизни и творчества /Науч. ред.-сост. Е.Р. Скурко. Уфа: Китап, 2002. 240с.

2. Низаметдинов С.А. Исповедь. Уфа: Инеш, 2014. 140с.


Сергеева Елена Николаевна Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Сергеева Елена Николаевна Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Позже композитор написал песню, навеянную детскими впечатлениями

Позже композитор написал песню, навеянную детскими впечатлениями

Ведущий: – Николай Яковлевич Инякин преподавал не только в школе, но и в училище

Ведущий: – Николай Яковлевич Инякин преподавал не только в школе, но и в училище

Ведущая: В середине 80-х годов году

Ведущая: В середине 80-х годов году

Аукционист. Резким контрастом к разнузданной музыке «Аукциона» звучит детский хор, возвещающий: «Memento mori, memento vita» – старинное латинское изречение, призывающее помнить о смерти, помнить о…

Аукционист. Резким контрастом к разнузданной музыке «Аукциона» звучит детский хор, возвещающий: «Memento mori, memento vita» – старинное латинское изречение, призывающее помнить о смерти, помнить о…

Ведущая: Мы от всей души благодарим наших гостей, и будем ждать новых встреч на мероприятиях, посвященных

Ведущая: Мы от всей души благодарим наших гостей, и будем ждать новых встреч на мероприятиях, посвященных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020