Урок географии в 7 классе №5
Тема: Страны мира
Цель урока: формирование представления о странах мира и их группировке по различным признакам.
Задачи:
Образовательные: Рассмотреть географическое положение различных стран Определить численность государств Сравнить государства по площади территории Закрепить полученные знания посредством прохождения электронного теста, работы с тетрадью-тренажером
Развивающие задачи:
1. Расширить общий кругозор знаний учащихся
2. Продолжить формирование навыка работы с контурной картой, атласом, электронным приложением
Воспитательные:
1. Продолжить развитие чувства патриотизма у учащихся, понимания роли нашего государства в мире.
2. Развивать толерантность по отношению к представителям других государств.
Ход урока
Оргмомент.
I. Актуализация знаний учащихся (Фронтальный опрос).
1. Что называется населенными пунктами или поселениями?
2. Назовите виды поселений.
3. Чем разные типы сельских поселений различаются между собой?
4. Что такое город?
5. Когда и где возникли первые города?
6. Что называется городской агломерацией?
7. Назовите функции городов и приведите примеры.
8. Между какими параллелями сосредоточены населенные пункты?
9. Что такое урбанизация?
10. На какие группы подразделяются города по численности?
II. Изучение нового материала
Учитель:
На прошлом занятии мы изучали типы поселений, а сегодня на уроке, ребята, мы познакомимся со странами мира и рассмотрим политическую карту (слайд 1).
Каждый житель Земли – гражданин какой-либо страны. Сегодня мы познакомимся с различными государствами отличающимися по каким-либо признакам. А какая карта понадобится сегодня на уроке? (политическая). Откройте карту. Охарактеризуйте данную карту по трем признакам (дать название, по содержанию, по масштабу). Какую информацию можно получить по этой карте? Какими знаками отображаются столицы, границы стран? (условными). Видами? (площадными, линейными, одиночными).
А для начала давайте дадим определение, что же такое страна.
(Каждый учащийся дает свое определение(понимание) этого термина)
Учитель:
Итак, страна - это территория с определенными государственными границами и законами.
Перед вами политическая карта мира. Скажите, на какие 2 вида подразделяются карты по содержанию?
Учащиеся: Карты по содержанию делятся на общегеографические и тематические.
Учитель: А к какому виду мы с Вами отнесем политическую карту мира?
Учащиеся: политическая карта мира относится к тематическим картам
Учитель:
Эта карта пестрая, многоцветная. Предположите, почему используется так много цветов?
Учащиеся: Для наглядности, быстрого нахождения определенного государства и его границ.
Учитель:
В настоящее время насчитывается порядка 230 стран. Из них около 200 являются независимыми. Слайд 2
Страны мира во многом отличаются друг от друга. Большая часть современных стран – независимые или суверенные государства. Остальные находятся под управлением некоторых из этих государств.
А что означает понятие колония? Колония - зависимая, несуверенная территория, владение иностранного государства. Под властью других государств, страны оказываются в результате их завоевания. Наибольшее количество зависимых стран появилось в 18 – 19 в. в результате завоевания европейскими державами вновь открытых территорий Африки, Австралии, Северной и Южной Америки. В какой части света больше всего зависимых государств? Меньше всего колоний?
Как вы понимаете понятие суверенная страна? Суверенное государство – независимое государство во внутренних и внешних делах.
Страны имеют разное географическое положение. Большинство из них находится на материках, однако в их пределах страны размещаются по–разному.
Полуостровные государства (Швеция, Норвегия, Дания, Италия). Назовите и покажите на карте еще по два полуостровных государства.
Островные (Куба, Ямайка, Гаити, Доминиканская республика). Многие страны расположены на островах. Приведите примеры и покажите на карте расположение еще двух островных государств.
Есть страны, занимающие всего один остров, а есть и такие, которые расположены на нескольких тысячах островов. Например, Индонезия занимает 13 тысяч островов, Филиппины – 7 тысяч, а Япония – 4 тысячи. Страны – архипелаги (Япония, Филиппины, Индонезия). Приведите примеры еще двух – трех стран-архипелагов.
Основная часть стран имеет приморское положение, то есть обладает выходом к Мировому океану. Это очень важно для развития связей этих стран с другими районами мира. Приморские - (Венесуэла, Гайана, Суринам, Бразилия). Приведите свои примеры таких стран и покажите на карте.
Но некоторые страны прямого выхода к Океану лишены. Внутриконтинентальные - (Чад, ЦАР, Демократическая республика Конго). Самое большое количество стран, не имеющих выхода к мировому океану, расположено в Евразии – 25, из них 13 – в Европе, а 12 – в Азии. В Африке таких стран 15, в Южной Америке всего 2. В мире не имеют выхода к Мировому океану 42 страны. Приведите несколько своих примеров.
Все страны отличаются между собой по разным признакам:
Признаки отличия стран:
· Размеру.
· Географическому положению.
· Численности населения.
· Форме государственного правления.
· Типу хозяйства.
Рассмотрим каждый из признаков подробнее:
1. Размер территории (слайд 3)
Страны
в первую очередь подразделяются по занимаемой площади территории. Самое большое
государство мира – Россия. Ее площадь около 17,1 млн. км2., есть
страны, занимающие целый континент (например, Австралийский Союз), есть
занимающие половину континента (Канада), а есть микрогосударства, так
называемые страны-карлики (Ватикан)
Рассматриваем страны, работаем с настенной политической картой мира и
политической картой Европы.
Учащиеся находят государства и их столицы и наносят их на контурную
карту с. 8-9
2. Географическое положение (слайд 4)
По
географическому положению выделяют страны, занимающие несколько островов
(страны-архипелаги), есть островные государства (Куба), полуостровные
(располагающиеся на полуостровах), приморские государства и не имеющие выхода к
морю.
В чем преимущество стран, имеющих выход к морю?
Учащиеся: Преимущество приморских стран выражается в улучшении
транспортного сообщения с другими государствами, что сказывается на экономике
страны.
Учитель: Приведите примеры стран каждого типа
3. Численность населения (слайд 5)
По численности населения первое место в мире принадлежит Китаю, а второе Индии. Есть государства со средней численностью, а есть страны-карлики.
4. Форма правления (слайд 6,7)
По
форме государственного правления государства бывают республиками и монархиями.
Монархии в свою очередь бывают абсолютными и конституционными.
Учащиеся зачитывают информацию из географического блокнота.
5. Хозяйство стран (слайд 8)
Учитель: какие 3 звена хозяйства вы знаете?
Учащиеся: сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг
Учитель: В зависимости от преобладания того или иного звена хозяйства страны подразделяются на аграрные, индустриальные и постиндустриальные. Приведем примеры.
III. Закрепление знаний
Выполнение электронного теста
IV. Подведение итогов урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрели страны мира, познакомились со странами, их группировкой по различным признакам, поработали с политической картой.
V. Домашнее задание:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.