Ломоносов – недосягаемый великан в деле просвещения
Дидактический спектакль
Цель: сформировать у обучающихся представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
Задачи
Образовательные:
- расширить кругозор, дополнить знания обучающихся о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
- способствовать формированию и развитию культуры речи, чтения наизусть.
- учить навыкам подготовки и проведения устного выступления.
Воспитательные:
- формировать чувство патриотизма, воспитывать уважение к людям, прославившим Россию;
- формировать на примере гениального человека, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны, стремление к получению хорошего образования, становления в профессии, социальной востребованности;
- прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий.
Развивающие:
- вырабатывать у учащихся интерес к чтению, к поиску новой информации;
- развивать культуру речи, сценического поведения;
Используемое оборудование:
компьютер, музыкальные файлы, декорации, костюмы, грим.
Сценарий
1Сцена. Действующие лица:
Два женских голоса за кадром
Мачеха М.В. Ломоносова
Отец М.В. Ломоносова
1 чтец
Занавес закрыт.
Звуковая запись: шум моря, на фоне которого раздаются
женские голоса.
1 голос: Марьяна! Марьяна!
2 голос: Слушаю, говори!
1 голос: Ты слышала, что у Василия Дорофеевича сын родился?
2 голос: Сын? Вот радость-то им!
Действующие лица:
Мальчик Михайло Ломоносов
(На берегу моря сидит мальчуган, он задумчиво смотрит вдаль. Двое поморов (Иван Афанасьевич и Семен Никитич) разбирают сети и ведут разговор)
С.Н.: Ты что, Михайло, притих? Все смотришь вокруг, чего-то понять хочешь.
(Ворошит ему волосы)
И.А.: Чистой завистью завидуют твоему отцу Василию Дорофеевичу. Вот у меня-то семеро ребят, а по смекалке тебе среди них равного нет.
Чтец: Смышлёный мальчик
из семьи помора…
Он рос в глуши, не зная с детства лени…
Прославил он родные Холмогоры…
Михайло Ломоносов – русский Гений!
Сцена 2
Действующие лица:
1 чтец
Юноша Михайло Ломоносов
1 чтец: Отец хотел, чтобы сын, как и он сам и как многие поморы, стал рыбаком. У Михайло же была другая мечта: он задумал отправиться в Москву учиться. В декабре 1730 года Ломоносов вместе с рыбным обозом отправляется в Москву.
На сцене Ломоносов (юноша) собирается тайно уйти из дома.
Михайло: Желание учиться у меня великое. Прощай, родное Поморье, прощай, край родной. Прощайте, мои друзья! Прощай, отец!
И вопреки отцовскому запрету,
Зимою, подгоняемый морозом,
В Москву продолжил он дорогу эту,
С трудом шагая следом за обозом.
Так в девятнадцать он, почти мужчина,
Учиться стал старательно, без спешки.
За парту сев с мальчишками, «детина»
Не обращал вниманья на насмешки.
К тому времени ему исполнилось 19 лет, но попал он в самый
младший класс, где обучались дети 10-11 лет.
(Михайло и ученики)
1 ученик: Гляньте, какой каланча пришел с нами учиться!
2 ученик: Ну и здоровый!
3 ученик: Дядь, достань воробушка!
Михайло приподнял одного из них за шиворот и, стараясь быть серьезным, проговорил: "Что с тобой сделать? На крышу забросить?"
1 чтец: Больше над ним не смеялись, а как стал отвечать, на него будто на чудо стали смотреть.
1 ученик: Да он лучше учителей все знает!
2 ученик: Посмотри, как говорит!
2
чтец:
М.В. Ломоносов был так талантлив и так прилежно учился, что за один год прошел
три класса Академии.
Мелькали дни, он ширил знаний круг
И изучал страницу за страницей.
А дальше – академия наук,
Учебные поездки за границу.
Затем была учеба в Петербурге, а позже его вместе с другими молодыми одаренными людьми послали учиться в Германию, где в то время работали известные ученые. За границей М.В. Ломоносов изучает горное дело, иностранные языки, знакомится с новейшими достижениями мировой науки.
Вернулся в Россию М.В. Ломоносов высокообразованным человеком.
Вернулся, раздражая высший
свет.
В России у него была забота:
Открыть Московский Университет
И грандиозная научная работа!
Он - живописец, астроном,
поэт.
Он – маг стекла, оптических приборов.
Географ, полиглот, языковед.
Н.В. Гоголь писал: «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги». Ломоносов первый высоко оценил богатство, мощь, выразительность и красоту русского языка. Создал учебники по теории литературы и риторике, а также «Российскую грамматику»
Незаурядный русский Человек
Сказал своё в науке слово!
Лишь ей вся жизнь его принадлежит.
Им столько сделано, изучено, открыто!
Пусть имя Ломоносова звучит
И никогда не будет позабыто!
Чтец: «На берегах Ледовитого моря, – писал Белинский, – подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказывало, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, что, наконец русский человек способен ко всему великому и прекрасному»
Все вместе: Ломоносов – недосягаемый великан в деле просвещения.
Кланяются, уходят со сцены.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.