Сценарий библиотечного урока на тему:
«Чистое слово - чистая речь, чистая душа»
ЦЕЛИ:
-воспитывать бережное отношение к родному языку;
-развивать интерес к глубокому изучению русского языка;
-расширять кругозор уч-ся;
-показать отрицательную роль сквернословия;
-призвать уч-ся к обогащению своего языка;
-предложить пути исцеления от жаргонов;
ОБОРУДОВАНИЕ : книги с цитатами о величии русского языка
«Русский язык-это языковой факел мира, это колокол, зовущий властно и призывно».
Вдень солнечный июльский
Цветы, цветы вокруг.
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!
И в радости и в грусти
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский
Как Родина родной!
Библиотекарь
Как вы уже догадались занятие наше посвящено родному русскому языку.
Язык- стройная система средств общения. Будучи явлением динамичным, она превращается в речь. А речь подвержена разнообразным влияниям, в частности, оскудению, засорению.
Причин отклонения от чистоты и правильности речи множество:
-неполное усвоение норм литературного выражения;
-недостаточно бережное отношение к языковой традиции;
-нежелание разобраться в смысловых качествах слова;
-влияние « моды» разных жаргонов
В последнее время молодежь все чаще употребляет в своей речи иностранные слова. Ведь чего проще сказать: «Ты хорошо выглядишь! У тебя модный костюм!»
Но мы изощряемся: «Клевый стайлинг! Фэшн прикид!»
Белинский говорил: «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит, оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».
Бороться за чистоту , точность и правильность языка можно и нужно.
Необходимо воспитание эстетического чутья языка и глубокого сознания ответственности за честное и чистое обращение с ним.
Русским языком владеют около 300млн.человек в мире.
УЧ-СЯ:
Словно травы шелестят слова
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорят «целебная трава»,
Есть слова целительные тоже.
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас ,Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки.
А порой с собою нет и сладу,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова, пьянящие, как розы!
Есть сухие, как степной ковыль.
Есть слова, рождающие слезы,
Горькие слова, слова- полынь.
Словом можно душу искалечить.
Словом можно раны исцелить.
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить.
Библиотекарь
Помните, ребята, мы не властны над речью других, но над собственной речью властны. Это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.
Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.
И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее, они ,словно, преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка. Выше поднята голова.
Немцев заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность.Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял. Первое, что видел каждый, были слова:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя - не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Игра «Замени жаргоны русскими словами»
Стремно- фиолетово
Отпад замутить
Хата зырить
Пофигист ласты
Дрейфить ржач
Базар хавчик
Согласны ли вы с
выражениями великих людей?
«ЧТОБЫ ЛЮДИ БЫСТРЕЕ И ЛУЧШЕ ПОНИМАЛИ ДРУГ ДРУГА, ОНИ ДОЛЖНЫ ГОВОРИТЬ ОДНИМ ЯЗЫКОМ» (М.ГОРЬКИЙ)
«ЧЕЛОВЕК РАВНОДУШНЫЙ К СВОЕМУ ЯЗЫКУ- ДИКАРЬ» (К.ПАУСТОВСКИЙ)
Конкурс «Угадай слово!»
( вставьте слово, которое было бы концом первого и началом второго)
МЕ (…)ОЛАД (ШОК)
ПРИК (…)ЬЯ (ЛАД)
УТКО (…)ОРОГ (НОС)
КАБ (…)ОШКО (ЛУК)
ГА (…) АРОНЫ (МАК)
Библиотекарь
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ИМЕЕЮТСЯ СЛОВА-ПАРАЗИТЫ?
Назовите, пожалуйста их.
(КОРОЧЕ ГОВОРЯ, В ПРИНЦИПЕ, БЛИН, ПОНИМАЕШЬ, В НАТУРЕ, КОРОЧЕ,…)
Библиотекарь
Задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой владеете?
Нигде, ни в одном другом языке нет такого изобилия слов, способных выражать эмоции, чувства, различные состояния человека. Возможно, это и является причиной столь видимых различий между русской и зарубежной литературой. Известные мастера русского слова М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
Какую силу имеет наше слово?
Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчей:
Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, совершает зло. Хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии, оклеветавший своего друга, раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: «Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне. «Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: «Теперь иди , собери до единой пушинки», на это клеветник ответил: «Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной. И сказал ему бывший друг: «Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой»
Игра «Составь слово ( не меньше 4 букв)
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (клон клоп кино циклон циник цикл идол цинк цикл полк )
Библиотекарь
Баснописец Эзоп утверждал, что лучше языка нет ничего на свете, и что язык-это самое худшее, что есть на свете.
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее.
Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть лучше языка!
При помощи языка строятся города, развивается культура народов.
При помощи языка мы изучаем и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы. Вдохновлять на подвиги. Выражать радость, ласку, объясняться в любви.
Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.»
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел самое худшее.
Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают , разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить. Лгать, обманывать, хитрить. Ссориться.
Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять.
Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»
Предание гласит, что не всем гостям было принято слышать этот ответ Эзопа.
Вопросы-шутки
1. КАКИЕ СТО БУКВ МОГУТ ОСТАНОВИТЬ
ТРАНСПОРТ? (СТО П)
2. ЧТО ОБЩЕГО У ДНЯ И НОЧИ? (Ь В КОНЦЕ СЛОВ)
3. ЧТО НАХОДИТСЯ МЕЖДУ ГОРОЙ И ОВРАГОМ? (И)
4. КАКУЮ ЧАСТЬ СЛОВА МОЖНО НАЙТИ В ЗЕМЛЕ? (КОРЕНЬ)
5. В КАКОМ СЛОВЕ 7 ГЛАСНЫХ БУКВ? (СЕМЬ Я)
6. В КАКОМ СЛОВЕ ОТРИЦАНИЕ «НЕТ» СЛЫШИТСЯ 100РАЗ? (СТОНЕТ)
7. НАЗОВИТЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ ЧИТАЮТСЯ ОДИНАКОВО СЛЕВА НАПРАВО И НАОБОРОТ? (ШАЛАШ КАЗАК )
8. ЧТО У ЦАПЛИ ВПЕРЕДИ , А У ЗАЙЦА ПОЗАДИ? ( буква Ц)
Библиотекарь
Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества.
В разные периоды жизни разным был язык. Сообщества людей постоянно изобретало свои способы общения. Для них важно, чтобы их понимали посторонние.
Сленг- это заниженный стиль речи, размывающий нормы языка, речевого этикета.
Он становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит по телевидению.
Молодежь является носителем сленга, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь становится престижным.
Примерами служат тексты песен «МНЕ ВСЕ ПО БАРАБАНУ»- группа «Сплин»,
«ЗАКОЛЕБАЛ ТЫ»- группа «Дискотека авария».
Пропасть между классической речью и сленгом расширяется с каждым днем.
С течением времени ускоряется темп жизни, растет словарный запас, расширяется словарь сленга.
Наиболее популярен сленг программистов : пент-компьютер с процессором пентиум, материнка-материнская плата, отксерить-отсерокопировать….
Пристрастие к наркотикам нашей молодежи породило слова: машинка-шприц, колеса-таблетки, ширяться-колоться.
ИГРА «ДОПОЛНИ ПОСЛОВИЦЫ»
1.От доброго слова язык (не усохнет).
2.Каков разум, такова и (речь).
В умной беседе ума наберешься, в глупой (свой растеряешь).
«Ты – человек, а не примат!
Помни об этом - забудь про мат!»
Библиотекарь
Сквернословие постепенно становится болезнью не только отдельных людей. Но и всего общества.
(А ведь раньше за публично произнесенные грязные слова назначалась смертная казнь!»)
Бранные слова не просто пролетают мимо нас , а наносят колоссальный вред: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы.
Что испытывает человек, когда его обматерили?
Пустоту, слабость, безысходность, нежелание жить.
А потом – инсульт, инфаркт, недомогание, поднимается давление.
Матом мы оскорбляем Богородицу, родную мать, мать-Родину, мать-землю.
Матерщина духовно вредит, культурно обедняет человека.
Употребляя скверные слова, матерщинник хочет заглушить в себе голос совести , стыд.
Язык, речь-это наше оружие, средство общения, убеждения. Языком нужно владеть!
Слово-враг, слово- лекарь, слово-друг и слово-палач, слово-злодей, слово-вор..
Многоликое и многогранное слово!
Ты и сами не ведаем, какое великое оружие –слово дал нам в руки наш Творец!
Понаблюдайте за семьей, в которой мат-язык общения, и вы увидите сколько в ней проблем.
Здесь близкие люди отправляют в жизнь друг друга проклятья.
Библия говорит: «Смерть и жизнь во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его».
Конкурс «Черный ящик»
Ему все рады: и стар, и мал. В древние времена его доставляли в устной форме.
Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как поживают дальние родственники, друзья.
Что лежит в ящике? (письмо)
Итоговое слово.
Верное подспорье для каждого человека в общественной жизни и творческой деятельности - это высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитое чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами и его стилистическим многообразием.
Поэт Владимир Луговской писал: «Относитесь к родному языку бережно и любовно.
Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».
О чём говорят паразиты, М.
Кронгауз, д. ф. н.
У одного моего знакомого электрика было два
слова-паразита, которыми он владел практически виртуозно. В разговоре с
мужчинами он использовал одно-единственное матерное слово, но, если к беседе
подключалась женщина, он тут же заменял его на на «фиг», то есть, как сказали
бы лингвисты, владел двумя регистрами речи, которые строго распределял по
гендерному принципу.
Сколько я себя помню, стилисты и языковые
пуристы всегда боролись с так называемыми словами-паразитами, со всеми этими
«так сказать», «значит» (с просторечным вариантом «значить»), «естественно»,
«вот» и прочими, которые ни для чего не нужны и только засоряют нашу речь. Но
не всё так просто, в языке ведь вообще нет ничего лишнего. За каждым из этих
слов стоит некая идея, которая вдруг оказывается востребованной и потому часто
воспроизводимой, и лишь потом, когда возникает устойчивая привычка к слову, оно
становится тем самым паразитом, от которого почти невозможно избавиться. Но
даже и в этом случае самому говорящему оно приносит определённую пользу: даёт
время подумать и сообразить, что говорить дальше, а также склеивает прочие
слова. Недаром одна из функций русского мата как раз такова – заполнять пустоты
в речи и в мысли. Именно так и используют мат не слишком грамотные и
образованные люди.
К сожалению, слушающим слова-паразиты приносят в
основном неприятности. Их бесконечный повтор просто раздражает собеседников. В
какой-то момент эти постоянные значить-значить-значить или
таксказать-таксказать-таксказать заглушают все остальные слова и просто мешают
воспринимать мысль. Хотя и для слушающего они могут оказаться полезны.
Например, слово-паразит «вот» обозначает завершение некоторого смыслового
блока, то есть даёт время осмыслить сказанное и подготовиться к новой
информации. Есть люди, которые даже во время монолога постоянно обращаются за
поддержкой к собеседникам и делают это с помощью словечка «да» с вопросительной
интонацией или вопросов-обращений вроде «понимаете», «знаете». Эти паразиты в
действительности очень нужны говорящему и выдают его особый психологический
склад, потребность в постоянной коммуникативной поддержке и связи с
собеседником. Это, впрочем, не означает, что перед вами обязательно мягкий,
сомневающийся человек. Я слышал регулярное вопросительное «да? » в устах
абсолютно уверенных в себе людей. Этим словом они постоянно подхлёстывают
собеседника, не давая ему ни на секунду отвлечься от разговора, от слушания
того, что они говорят.
Время от времени в русском языке появляются
новые слова-паразиты. Вот как это представлено в анекдоте о языке новых
русских:
«Новый англо-русский словарь: неопределённый
артикль "a" переводится на русский как "типа" , а
определённый артикль "the" – "конкретно" или
"чисто"».
Эти словечки распространились более двух
десятков лет назад вместе с распальцовкой и прочими атрибутами нового русского
и, конечно, с артиклями имеют не очень много общего. Например, раньше слово
«типа» сочеталось только с родительным падежом существительного (животное типа
собаки), а в новом употреблении слово характеризует не только существительное,
но и глагол, и целую фразу: "Я типа сказал" или "Типа сказал и
сделал".
У слов-паразитов в силу их частотности
появляется ещё одно важное свойство. Чем чаще произносится слово, тем заметнее
тенденция к его сокращению, сжатию. Таким образом мы экономим свои
произносительные усилия. Хороший паразит – паразит односложный, отсюда и
постоянное стяжение «лишних» слогов. Поэтому мы и говорим что-то вроде «тксать»
вместо «так сказать». Это стало отражаться в особой интернет-орфографии. Так
появилось слово «ессно» (естественно, если кто не понял). Раз уж речь зашла об
интернет-орфографии, нельзя не вспомнить ещё одну любопытную вещь. Именно в
интернете стали различать в написании слово-паразит и обычное нормативное
«типа». Слово-паразит часто записывается таким образом – типо: Начинаем типо
раздачу слонов.
Интересно, что слово типа стало всего лишь
стилистическим (поначалу «бандитским», а потом хоть вульгарным, но
общенародным) вариантом, незадолго до этого распространившегося обычного
слова-паразита «как бы». Как и другие паразиты, словечки «типа» и «как бы»
восходят к совершенно нормальным русским словам, которые вдруг начинают употребляться
чаще и в совершенно неуместных контекстах и ситуациях. В литературном языке эти
два слова связаны с идеей сходства, подобия (но не совпадения). В своём
«паразитическом» употреблении они от этой идеи отходят.
– Я как бы лингвист, – могу сказать я, при том
что я действительно лингвист, а не просто похож на него. — Я как бы работаю, –
говорит кто-то, действительно работающий в этот момент, а не имитирующий
деятельность. Есть люди, у которых это "как бы" встречается в речи
чуть ли не перед каждым словом: «Я как бы здесь работаю как бы продавщицей».
Короче, пурист немедленно ставит диагноз: слово-паразит, которое подлежит
скорейшему удалению из речи. Но ведь, несмотря на все старания, слово "как
бы" в таком употреблении не исчезает из речи, что само по себе повод
задуматься о нём. Такое «как бы» относится не к какому-то конкретному слову
(как, например, английский артикль), а характеризует речь человека в целом, его
психологическое состояние и, возможно, даже социальный статус. Как это ни
парадоксально прозвучит, это слово стало своеобразным инструментом вежливости
(или «как бы вежливости»). Фактически оно означает, что говорящий отказывается
делать резкие и окончательные высказывания о мире, а каждый раз заявляет о
своей неуверенности, об отсутствии у него права делать такие утверждения, в том
числе о его далеко не высоком статусе, в частности по отношению к собеседнику.
Это как если бы человек говорил одну фразу и сразу добавлял: «Ну, впрочем, это
моё частное и не очень важное мнение, возможно, не соответствующее
действительному положению дел». Так разговаривает подчинённый с начальником,
заинтересованное лицо с влиятельным и т. п. Скажем, хороший студент на экзамене
не должен решительно заявлять: «Волга впадает в Каспийское море». Это слишком
безапелляционное и отчасти нахальное заявление, за него можно и тройку
схлопотать. Правильнее сказать: «Волга как бы впадает в (как бы) Каспийское
море». Этот ответ демонстрирует уважение к экзаменатору, неуверенность и
скромность (второе как бы факультативно и, возможно, уже избыточно и даже
льстиво). И уже без всякого юмора должен сказать, что это действительно одно из
частых слов, встречающихся в ответах на экзамене.
Тот факт, что именно "как бы" стало
самым распространённым словом-паразитом нашего времени, на мой взгляд,
свидетельствует о нашем времени. Вы спросите: «Как?». Да я типо уже написал.
Дальше думайте как бы сами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.