Сценарий досуга «У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ…»
Ведущий. Дети, посмотрите на этот портрет! Вы знаете, кто это? Правильно, это замечательный великий русский поэт А. С. Пушкин. В начале лета отмечается его день рождения.
Пушкин был очень талантливым поэтом, он написал много стихов, сказок и других произведений. Давно нет Пушкина, но память о нем живет в народе. Все любят читать его произведения.
-Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
Мы с детских лет его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет. ( Н. Алифиренко)
217 лет назад жил - был один маленький мальчик Саша. Но он не ходил в детский сад, как вы. С ним сидела нянюшка, которую звали Арина Родионовна. Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она тихими вечерами, на закате солнышка, рассказывала маленькому Саше сказки: много разных сказок интересных, весёлых и грустных, которые она слышала или сочиняла сама. Её исполнение очаровало будущего великого поэта. В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. Став великим поэтом, А. С. Пушкин написал много произведений, в число которых вошли его чудесные сказки и стихи. И сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по неведомым дорожкам в удивительный мир сказок А. С. Пушкина. Вы спросите, а как мы это сделаем? У меня есть волшебная палочка (показывает) Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова
Волшебная палочка раз, два, три
В сказку нас перенеси!
Дети закрывают глаза.
Сегодня я предлагаю вам отправиться путешествовать по этим замечательным сказкам. Согласны? (Ответ детей.) А отправимся мы в это замечательное путешествие на волшебной телеге. В ней всем хватит места.
Ведущий. Все уселись? Тогда в путь!
У дерева на цепи детей встречает Кот ученый.
Кот ученый. Здравствуйте ребята!
Вы сегодня путешествовать собрались. И даже знаю, что по сказкам Пушкина. Верно? Ну что ж, тогда сегодня эти сказки сами о себе расскажут, а я помогу вам их найти. Хорошо?
Есть у меня четыре стрелочки разного цвета. Каждая из них приведет вас в одну из сказок Александра Сергеевича Пушкина. Вот вам красная стрелочка, ищите эту стрелочку на своем пути и ждите встречи со сказкой.
Ведущий. Дети, кто догадался, что это за сказка? (Ответ.) А как она начинается? Начинается она так.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей...
---- А сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза).
А вы хотите, чтобы эта сказка ожила?
Тогда слушайте.
В третий раз закинул он невод —
Пришел невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой — золотою.
Как взмолилась золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим.
Золотая рыбка
Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово.
Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
Ведущий. Ребята, а что было, когда старик вернулся к своей старухе? Давайте вспомним. (Рассказывают) А каким было море, когда старик приходил к нему в очередной раз? Давайте все вместе попробуем изобразить это море с помощью танца, который сейчас каждый придумает сам.
Исполняется танцевальная импровизация «Морские волны».
Ведущий. Молодцы! Море у нас получилось почти настоящее.
Ведущий. А свое умение ребята покажут в веселой игре, которая так и называется.
Игра «Кто больше наловит рыбы»
Игра проводится в форме эстафеты. По очерченной линии раскладываются вырезанные из бумаги рыбки с наклеенным кусочком магнита с обратной стороны.
Дети, стоящие в колоннах по 5 человек друг за другом, берут по очереди удочку с привязанным магнитом, «ловят» рыбу и складывают ее в ведерки. Побеждает команда, «наловившая» больше рыбы.
---Ребята, а у нас есть еще одна очень интересная игра, называется «Подскажи словечко».
Игра «Подскажи словечко» (дети отгадывают слово и называют из какой сказки отрывок):
1) Его за руку взяла и в шатер свой (увела)
2) И в глазах у всей столицы петушок спорхнул (со спицы)
3) Весть царевну в глушь лесную.
И связав ее живую под сосной оставить там.
На съедение (волкам)
4) В руки яблочко взяла, к алым губкам (поднесла)
5) Остров на море лежит, град на острове (стоит)
6) Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный (дом)
7) С первого щелчка подпрыгнул поп (до потолка)
Ведущий. Нам пора к ученому Коту возвращаться. (Прощаются, идут к Коту.)
Кот. Ну, и в какой вы сказке побывали? (Ответ детей.) А эта желтая стрелочка приведет вас в другую пушкинскую сказку. Счастливого пути!
Идут по желтой стрелочке к другому участку («Сказка о золотом петушке»). На троне сидит царь Дадон.
Дадон.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
И соседям то и дело
Смолоду был грозен он
Наносил обиды смело.
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя...
Что за жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка….
Вмиг тогда мой петушок...
Закричит, и встрепенется,
И в то место обернется.
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Ку ка-ре-ку! Царствуй, лежа на боку!..
Ведущий А что же было дальше в этой сказке? (Дети по желанию рассказывают) Верно.
--А чем закончилась эта сказка, дети?
(Дети рассказывают.)
Правильно,
Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!
А мы снова идем к Коту ученому.
Кот. А сейчас вы у какой сказки побывали в гостях? (Ответ.) А эта зеленая стрелочка готовит вам еще одну интересную встречу со сказкой Пушкина. Доброго пути!
Идут по желтой стрелке.
Ведущий.
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним...
Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?
Что ж ей зеркальце в ответ?
Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь, какая подросла!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше?
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир, мне равной нет,
Так ли?
Зеркальце в ответ...
А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее.
Да, с зеркалами спорить трудно.
Но с ними можно поиграть. Хотите?
Игра «Я самая(ый) красивая(ый)»
Участвуют две команды по 5—6 человек. На противоположном конце площадки лежат 2 комплекта (косынка, бусы, зеркальце). По сигналу первые участники в командах бегут на противоположную сторону, надевают косынку, бусы, берут зеркальце и говорят:
«Я самая(ый) красивая(ый)!» Затем все снимают, бегут к команде и передают эстафету следующему. Чья команда будет все делать красивее, аккуратнее и быстрее, та и победила.
Ведущая---Вы, ребята, конечно, знаете, что случилось дальше с молодой царевной и кто ее спас? (Дети рассказывают.) Сказка закончилась хорошо, добро победило. А наше путешествие продолжается. Пора проведать нам с вами Кота ученого. (Идут к Коту.)
---А сейчас вы из какой сказки возвращаетесь? (Ответ) А вот вам и последняя, голубая, стрелочка еще в одну сказку Пушкина. В путь, друзья!
Идут на участок «Сказка о царе Салтане».
Их встречают 3 сестры.
Ведущий.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
Ведущий. Вот какие сестры-мастерицы были в этой сказке. Но и наши ребята кое-что умеют и свое мастерство сейчас покажут.
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. Конструирование из цветной бумаги « Златая цепь».
Ведущий. А что же сказала третья сестра? Давайте послушаем.
-- Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря!
Царь женился на третьей, младшей сестре, а вскоре уехал воевать. Царица родила чудесного мальчика, а мачеха решила его погубить. Она подменила у гонца письмо, в котором написала царю...
--Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.
---Царицу с сыном посадили в бочку и бросили в море.
Ты, волна моя, волна,
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь.
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
И послушалась волна:
Ведущий. Вышли они на землю. Сын выстроил город и стал с матушкой жить да поживать. И много чудес было в этом городе. Вот одно из них.
Ведущий. Дети, вы знаете, что у этой сказки тоже замечательный конец: добро победило зло, и царь нашел свою жену и сына. Все сказки Александра Сергеевича Пушкина прекрасны и поучительны. И во всех побеждает добро.
Наше путешествие по пушкинским сказкам сегодня заканчивается. Я думаю, что после этого путешествия вы полюбили их еще больше. Правда? И мы с вами будем идти всегда только одной дорогой — дорогою добра.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.