Сценарий игры-путешествия
«Памятные страницы истории города Гая»
Романова Гульнара Зиннуровна,
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Игра-путешествие «Памятные страницы истории города Гая» проводится в рамках Календаря значимых дат и посвящается 77-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
9 мая вся страна празднует День Победы, а для жителей города Гая он является ещё одним ярким событием, так как в этот день гайчане празднуют день рождения родного города.
9 мая 1959 года в Гае состоялся митинг, посвященный поднятию флага новой стройки, это день и стал днем рождения города.
В сценарии данного мероприятия используются материала по истории войны и истории города.
Форма мероприятия – игра-путешествие.
Участники игры – учащиеся начальных классов.
Время проведения: май 2022 г.
Место проведения: площадь около МАУДО ЦДТ «Радуга», сквер у памятника Воину-строителю.
Цель игры: формирование ценностных представлений младших школьников о долге, чести и достоинстве, в контексте отношения к Отечеству, ветеранам, труженикам тыла, своей малой родине.
Задачи:
- воспитание патриотического отношения младших школьников к своему городу и Отечеству;
- формирование навыков командной работы;
- расширение знаний учащихся по истории родного города и страны.
Ожидаемые результаты:
- уважительное отношение обучающихся к героическому прошлому Отечества;
- навык взаимодействия в команде;
- осведомленность учащихся по истории города, его памятных знаков и памятных мест.
Методические советы:
С учетом возрастных особенностей младших школьников, отбор краеведческого материала для игры осуществляется на основе следующих условий:
- актуализация знаний учащихся на основе изученного материала;
- развитие познавательного потенциала посредством включения новой информации;
- стремление к высокой степени эффективности информации, ее эмоциональной насыщенности;
- ведение заданий, основанных на моделировании объекта памятник, на основе его разрозненных фрагментов.
Необходима предварительная подготовка 4 старшеклассников/волонтеров, которые будут работать на станциях.
Оборудование и реквизит:
1. Стенд с фотографиями памятников и памятных знаков г. Гая и названием станции игры;
2. Столы для выполнения заданий;
3. Конверты с заданиями.
4. Маршрутные листы;
5. Пазл с изображением Памятного знака.
Участники игры: учащиеся 9-10 лет. Оптимальное количество участников от 15 до 21 человека, что позволить создать три команды по 5-7 человек в каждой.
Условия игры:
Участники вступают в игру сразу после выдачи пакета документов и начала отсчета времени.
Содержание игры разделено на четыре блока, что соответствует заданиям, представленным на одной из станций. Все задания должны быть выполнены в определенном временном режиме. Для реализации условий игры-путешествия педагогу необходимы ассистенты из числа старшеклассников или волонтеров.
Участники команды должны, как можно более четко, выработать план совместных действий, чтобы максимально качественно выполнить все задания.
После выполнения заданий, старшеклассники - ведущие станций, выставляют в маршрутный лист полученные командой баллы. Время работы на одной станции – 10 минут. Мероприятие проводится на местности; задействуется площадь около МАУДО ЦДТ «Радуга» и сквер у памятника Воину-строителю.
Каждая команда, после прохождения всех этапов игры, сдает маршрутный лист членам жюри. После подведения итогов, жюри награждает команду-победительницу.
Сценарный план:
- встреча участников игры;
- деление участников на три команды;
- знакомство участников с условиями проведения игры;
- прохождение командами станций, в соответствии с маршрутным листом;
- сдача маршрутных листов жюри, оценивание;
- награждение победителей и участников игры.
Ход игры
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Юные и задорные, умные и находчивые участники игры-путешествия «Памятные страницы истории города Гая».
В мире много городов, которые имеют тысячелетнюю историю, поэтому в них хранится память о событиях далеких лет.
1 старшеклассник: В Гае нет таких исторических памятников как в других городах, с более давней историей, нет скульптурных произведений, являющихся достижениями искусства. Но в нашем маленьком, уютном городе есть своя, пусть короткая, история. Эта история связана, первую очередь, со строительством горно-обогатительного комбината, других производственных и культурных объектов.
2 старшеклассник: Наш город занимает особенное место в числе малых городов. России. Во-первых, за короткое время в безводной степи вырос город с прямыми широкими улицами, с зелеными скверами, с прекрасными школами, спортивными и культурными сооружениями. Во-вторых, он считается тысячным городом России, так как под таким номером он вошел в реестр малых городов страны. История нашего города связана с освоением месторождения медных руд, и поэтому в нем много памятных знаков, связанных с трудовыми победами и именами его известных земляков.
3 старшеклассник: Наш город гордится именем Василия Войченко, участника Великой Отечественной войны, удостоенного высокого звания национального героя Польши. 9 мая наш город празднует два события: День Победы и день рождения города. Так именно в это день было принято постановление об открытии Всесоюзной ударной комсомольской стройки.
4 старшеклассник: Среди тех, кто приехал на строительство Гая, было немало бывших фронтовиков, именно они составили костяк, нравственный стержень строителей, именно они показывали пример сознательного отношения к труду. И в канун великого праздника Победы нельзя не отдать дань их подвигу. События тех лет нашли отражение в памятных знаках нашего города.
В ходе игры вы покажете свои знания о самых известных памятных знаках.
Ведущий: Каждая команда получает маршрутный лист, в котором определен маршрут движения. Каждая команда работает на станции десять минут. Руководитель команды отмечает в соответствующей графе количество полученных баллов, которые будут суммированы после прохождения всех станций. Команда, получившая наибольшее количество баллов награждается Дипломом победителя. Остальные команды получат Дипломы участия.
Станция №1. Стела «Гайское созвездие»
1 старшеклассник: Символом главных трудовых побед первостроителей стал один из первых памятных знаков нашего города. На данной станции все команды не только должны показать знания о нем, но проявить творчество, командный дух, чтобы воссоздать его из множества бумажных фрагментов данного пазла.
Задание:
1. Собери изображение памятного знака из предложенных фрагментов
(5 баллов);
2. Назови памятный знак (1 балл);
3. Назови трудовые победы, увековеченные на памятном знаке (1 балл за каждый правильный ответ. Всего 11 правильных ответов).
Максимально возможное количество баллов - 17
Ответы:
Название памятного знака – стела «Гайское созвездие».
Трудовые победы:
14.06.1959 г. – в Гай пришла электроэнергия;
24.08.1959г. – досрочно сдана в эксплуатацию железнодорожная ветка Круторожино – Гай;
24.09. 1959г. – строительство водовода.
24.09.1959 г. – добыча первого миллиона кубометров вскрышной породы;
Ноябрь 1959 г. – досрочное выполнение годового плана строительства жилья;
Январь 1961 г. – введение в эксплуатацию 1-ой очереди подземного рудника;
Июнь 1963г. – окончание строительства ТЭЦ;
Январь 1966 г. – окончание строительства первой очереди обогатительной фабрики;
Июнь 1968г. – досрочный пуск в эксплуатацию 2–го карьера ГОКа;
Июнь 1969 г. – досрочное окончание строительства ГОКа.
Станция № 2. Стела «Слава труду»
2 старшеклассник: Наш город строили молодые люди, приехавшие из разных концов нашей страны. Они преодолели тяжелые испытания и построили красивый город в степи со звонким именем Гай.
Задание:
1. Собери предложение, из отдельных слов, которое воспроизведет девиз стелы «Слава труду». (5 баллов);
2. Назови место нахождения стелы (1балл);
3. Назови текст, на обратной стороне памятника (1балл)
Максимально возможное количество баллов - 7
Ответы:
Девиз стелы «Слава труду»: «По воле партии, руками молодых, построен город Гай».
Место нахождения стелы: Улица Ленина, напротив кинотеатра «Юность».
Текст, на обратной стороне памятника: 1959 г.
Станция № 3. Стенд «Памятники и памятные знаки г. Гая»
3 старшеклассник: Нашему городу есть чем гордиться. Немало наших земляков вписали славные страницы в историю города.
Задание:
1. Перечисли названия каждого памятного знака, представленного на стенде (1 балл за каждый правильный ответ);
2. Расскажи историю памятного знака (1 балл).
Максимально возможное количество баллов – 11.
Ответы:
1. Памятник воину-строителю:
2. Памятник В.И. Ленину;
3. Стела « Слава труду»;
4. Памятник « Горняк»;
5. Стела «Созвездие славы»;
6. Мемориальная доска В. Войченко;
7. Стела «Первопроходцам Гая»;
8. Памятник «Выстоявшим и победившим»;
9. Памятный знак «Воинам-афганцам».
Станция № 4 «Военная память»
4 старшеклассник: Великая Отечественная война – одна из печальных и знаменательных страниц в истории нашей страны. Человек жив, пока жива память о нем. Сама жизнь воинов стала подвигом во имя Победы. Пройдет 70 и 100 лет, а она будет в сердцах людей такой же молодой, как в светлом сорок пятом.
Никогда не померкнет подвиг солдата, стоявшего насмерть и подвиг труженика, ковавшего победу!
Мы находимся у памятника, посвященного воину-строителю. В годы войны тысячи строителей треста «Южуралтяжстрой» встали на ударную вахту. Люди не только воевали, но строили военные и производственные объекты. За трудовые и военные подвиги военных строителей Трест был удостоен ордена Трудового Красного знамени.
Задания на данной станции посвящены истории Великой отечественной войны.
Форма проведения данного этапа игры – брейн-ринг. Учитывается количество правильных ответов и количество времени, затраченное на выполнение заданий.
1. Сколько лет прошло со дня Победы над фашистской Германией?
2. Стремительное нападение войск на противника?
3. Опытный воин, участник минувшей войны?
4. Военно-медицинское учреждение, предназначенное для оказания специализированной медицинской помощи военнослужащим и для их лечения?
5. Разрывной снаряд для поражения живой силы и военной техники противника в ближнем бою?
6. Государственная награда за отличия и заслуги, в том числе и в воинском деле?
7. Предмет, служащий целью для учебной или тренировочной стрельбы?
8. Секретное условное слово или фраза, которое используется для опознания своих людей в караульной службе?
9. Взлетающий высоко в воздух и ярко светящийся снаряд, применяемый в военных целях для сигнализации и освещения местности?
10. Лицо, занимающееся добыванием, изучением и обобщением сведений о действующем или вероятном противнике?
11. Торжественное приветствие или отдание почестей кому-либо ружейными или артиллерийскими залпами?
12. Назовите не менее пяти военных профессий?
13. Назовите не менее трех воинских званий?
14. Улица в Гае, названная в честь земляка, национального героя Польши?
15. На каком памятнике г. Гая высечены слова «Выстоявшим и победившим, мертвым и живым»?
Ответы:
1. 77 лет;
2. Атака;
3. Ветеран;
4. Госпиталь;
5. Граната;
6. Медаль;
7. Мишень;
8. Пароль;
9. Ракета;
10. Разведчик;
11. Салют;
12. Летчик, врач, танкист, артиллерист, радист, пехотинец, разведчик, моряк;
13. Сержант, ефрейтор, генерал, лейтенант, адмирал и т.д.;
14. ул. В. Войченко;
15. Памятник-обелиск на проспекте Победы.
Маршрутные листы с проставленными оценками сдаются жюри
Ведущий: Дорогие ребята, жюри оценило ваши маршрутные листы. Мы готовы подвести итоги игры.
Награждение команд
Ведущий: До свидания! До новых встреч!
Литература
1. Города и районы Оренбургской области: Статистический сборник. — Оренбург: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, 2004.
2. История Оренбуржья: Учебное пособие. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996.
Для обучающихся
1. Балаков В.М., Гай – тысячный город России / В.М. Балаков.- Пермь, АО «АДС», 1997г. 168с.
2. Синельников В.Г. «Знакомьтесь, Оренбуржье» / В.Г. Синельников.-Ч: Южно-уральское книжное издательство 2013г. -343с.
Интернет- ресурсы
1. Городской портал г. Гая Оренбургской области [Электронный ресурс] http://gts.tv/index. - проверено 12.11. 2015 г.
2. Интернет - ресурсы платформы ГлобалЛаб: Проекты и рекомендации Электронный ресурс] ttp:// gt.globallab- проверен 23.11.2015 г.
3. Электронный ресурс Краевед Орск. http://kraeved.opck.org- проверено 05.11.2015г.
http://oren-icn.ru/index.php/enzoren/history/643-historyoren
4. Электронный ресурс Оренклуб.-http://orenclub.info/cmspage/154/n-проверено 09.11.2015г.
5. Портал «Оренобласть»-http://www.orenobl.ru/images/reki/or_big.gif- проверено 09.11.2015.г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.