Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок»
Сценарий познавательного развлечения
в старшей группе компенсирующей направленности (с нарушениями речи)
«Сказочное путешествие».
Капкова И.Е., учитель-логопед,
Задачи:
1. Формировать лексико-грамматический строй речи, слоговую структуру слова.
2. Развивать познавательный интерес, воображение, связную речь.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к природе.
4. Познакомить с созвездиями Большая и Малая медведица, Медведь-горой.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, логокуб, массажный мяч, ларец со стеклянными шариками, выставка с фигурками медведей из разных материалов: пластмасса, плюш, стекло и др. по количеству детей, картинки: девочка танцуем, ребенок поет, шары, мыльные пузыри, фрукты, мед, конфеты, малина, карта (см. приложение)
Предварительная работа: северное сияние, созвездия.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Сценарий деятельности.
Слайд 1.
Слайд 2
Логопед читает стихотворение под звук вьюги.
Вьюга кружит, заметает.
Снегом поля засыпает
Волшебство вокруг витает
В путешествие нас отправляет.
Обращает внимание на логокуб, переливающийся разными цветами:
Коснемся куба мы рукой
На Крайнем Севере окажемся с тобой.
Слайд 3.
(Под звуки вьюги логопед и воспитатель с детьми идут к стульям)
Слайд 4. северное сияние, под звук вьюги сменяется на слайд Белый медведь
Звучит запись фонограммы белого медведя
-Здравствуйте, дорогие гости. Я рад приветствовать вас на Северном полюсе. К сожалению, я не могу с вами долго разговаривать, я тороплюсь к своему другу бурому медведю. Он пригласил меня на праздник День Медведя, который отмечается в России сегодня, 13 декабря. У меня есть (Щелчок) волшебные двери, которые в один миг переносят путешественников в нужное место, но в какую дверь мне сначала пойти я не знаю. Михаил Потапыч (Щелчок) прислал мне карту, в которой нарисован путь к его дому. Но я не умею ориентироваться по карте и не знаю, как добраться до моего друга.
Слайд 4
Воспитатель. Как вы думаете, что делать медведю?
Предположения детей.
Воспитатель. Можем ли мы помочь медведю прочитать карту и проводить его к Михаилу Потапычу на праздник?
Слайд 5
Медведь: Я рад, что вы мне поможете. (Щелчок) Получайте карту (пауза 3-4 сек). А в ( Щелчок) путешествие я захвачу с собой волшебный ларец.
Слайд 6
Воспитатель с детьми читают карту.
Воспитатель: Так, что мы с вами должны сделать?
Ответы детей: Проводить белого медведя к бурому.
Слайд 7 «5 дверей под номерами»
Совместно выбирают номер двери (2), который указан на карте.
Слайд 8,9 «Дверь открывается» «Звездное небо – большая и малая медведица»
Логопед. Странно, почему карта привела нас на звездное небо?
Предположения детей.
Воспитатель. Я предполагаю, что карта нас привела сюда, так как и на звездном небе есть медведи – это созвездия, которые люди назвали Большая и малая Медведица. Вот они.
На что похоже созвездие Большая Медведица (на ковш с ручкой). А это малая медведица – это созвездие чуть меньше, и она тоже похожа на ковш.
Слайд 10. Вот какие медведи живут на небе.
Слайд 11 Вечером, когда стемнеет, вы сможете со своими родителями найти эти созвездия на небе.
щелчок «Падающая звезда»
Логопед. Берет массажный мяч из снежного кома. «С неба в руки мне упал звездный мяч. Он зовет вас поиграть».
Логопед проводит игру с мячом «Назови ласково».
А чем различаются большая медведица и малая медведица. У большой медведицы голова, а у маленькой? Обращаясь к каждому ребенку по очереди.
Логопед. А маленькие медвежата, они как дети тоже любят поиграть и иногда озорничают. (Проводит самомассаж «Озорные мишки»)
Взявшись за середину ушной раковины оттягивать ее вперед, а затем назад
Оттяну вперед я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки,
Детки в ряд сидят.
Указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках.
А теперь по кругу щечки
Дружно разотрем:
Так забывчивым мишуткам
Память разовьем.
Двумя пальцами «рисовать» круги на подбородке.
На подбородке круг черчу:
Мишке я помочь хочу
Четко, быстро говорить,
Звуки все произносить.
Массировать двумя пальцами верхние и нижние веки.
Чтобы мишка лучше видел,
Стал внимательней, шустрей,
Мы волшебные очки
Нарисуем поскорей.
Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки чуть ниже крыльев носа.
Мы подушечками пальцев
В точки попадем:
Так курносому мишутке
Носик разомнем.
Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот.
Мишка, мишка, рот открой!
И налево двинь щекой…
Мишка, мишка, рот открой!
И направо двинь щекой…
Ох, устали наши мишки,
Тихо в ряд сидят.
Знают: польза от массажа
Будет для ребят!
Слайд 12. На слайде Белый медведь говорит: «Друзья нам пора уж отправляться дальше в путь».
Слайд 13. Выбрали дверь № 4
Слайд 14, 15. «Дверь открывается»
На слайде открывается дверь и появляется слайд «Гора медведь»
Воспитатель. Как интересно, карта снова привела нас к медведю.
Логопед. Странно, я не вижу никакого медведя.
Воспитатель. Дети, а вы видите медведя?
Предположения детей.
Воспитатель. Может быть, вам эта гора кого – то напоминает. Эта гора называется Медведь гора, она находится в Крыму.
Как вы думаете, почему она так называется? Какую часть медведя напоминает вам она, а где же тогда голова?
Предположения детей.
Слайд 16. «Медведь на фоне горы»
Воспитатель. Люди посмотрели на эту гору и предположили, что голова у медведя находится в воде. Как вы думаете, что он делает в воде?
Логопед. Гора медведь названа в честь нашего бурого медведя – Топтыгина.
Как вы думаете, почему его назвали Топтыгин?
Предположения детей.
Логопед. Потому что медведь может ходить на двух задних лапах как человек, но делает он это неуклюже, как бы перетаптываясь, то левой лапой топнет, то правой. Люди подметили это и назвали его Топтыгин. Попробуем пройтись как медведь.
Логопед идет на ковер.
Проводит упражнение на развитие темпо-ритмических категорий «Топтыжки»
Встанем в маленький кружок и потопаем дружок.
Я потопаю, вы внимательно смотрите, а потом попробуйте, повторите.
(Логопед отбивает ритмический рисунок обеими ногами, дети по очереди повторяют).
Слайд 17
Воспитатель. Каких необычных медведей мы встретили на нашем пути.
Ответы детей: Созвездия большой и малой медведицы, и гору Медведь.
Воспитатель. Вот какие разные бывают медведи.
Медведь из звезд, какой? А Медведь гора какой?
А у нас в группе есть медведи из разных материалов?
Ответы детей: на выставке «Медвежий уголок»
Подходят к выставке.
Воспитатель, обращаясь по очереди к детям: Лиля, какой медведь тебе нравится? Из какого он материала? Значит он какой? А, тебе…
Воспитатель. Пора нам дальше в путь, Михаил Потапыч нас уже заждался.
Слайд 18 Читаем карту и на слайде выбираем нужную дверь (3).
Слайд 19, 20. «Дверь открывается и появляется анимация зимний лес»
Воспитатель. Куда мы попали?
Ответы детей: В лес.
Воспитатель. Какой лес?
Ответы детей: зимний, красивый снежный…
Воспитатель. Мы попали в царство бурого медведя.
Воспитатель. Лес принарядился в честь праздника «День медведя».
Есть в России такой праздник «День Медведя», так как медведь является символом нашей страны.
Как вы думаете, почему именно медведь является символом России?
Предположения детей.
Воспитатель. Правильно, потому что он сильный, ловкий. Люди его считают умным, благородным и мужественным, таким же, как русский народ. Про медведя придумано много сказок, рассказов и стихов.
Логопед. Какие сказки про медведя вы знаете?
Считается, что именно сегодня, 13 декабря последний день, когда медведь в берлогу забирается.
Слайд 21
Воспитатель. А вот и хозяин леса появился.
Слайд два медведя бурый и белый.
Топтыгин: Добро пожаловать, гости дорогие. Я рад приветствовать вас на моем празднике.
Дети здороваются с медведем.
Щелчок Белый Медведь: Здравствуй Михайло Потапыч, поздравляем тебя с праздником. Прими от нас в подарок волшебный сундучок. Кто его открывает, тот желание Топтыгина исполняет. Открыть его может каждый только один раз.
Щелчок Слайд открывается ларец, появляется рыба
Б.М. Я порадую медведя рыбой. Я исполнил одно желание, но их там осталось еще много. Хотите и вы порадовать медведя? Ловите ларец. Щелчок
Слайд 22
Логопед достает сундук с желаниями, открывает, вынимает картинку и дает образец ответа: «Я порадую медведя…» (танцем, песней, шарами, мыльными пузырями, фруктами, медом, конфетами, малиной)
Дети по очереди открывают сундук, достают картинки и составляют предложения по образцу логопеда.
Воспитатель подходит последним, достает картинку «салют»: «А я порадую медведя салютом».
На экране демонстрируется салют со звуковым сопровождением.
Слайд 23
Топтыгин: Спасибо вам за подарки, замечательный праздник у меня получился. А я вас порадую сладким сюрпризом. До свидания.
Воспитатель достает из снежного кома конфеты «Мишка в лесу».
Выключается свет, зажигается логокуб.
Логопед: Вьюга снова завывает,
Всех домой нас возвращает.
Все угощаются конфетами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.