Сценарий проведения эколого-биологического эрудициона "Цветы - земной красы начало"
Оценка 4.9

Сценарий проведения эколого-биологического эрудициона "Цветы - земной красы начало"

Оценка 4.9
Игры +3
docx
Междисциплинарный 5
5 кл—9 кл
09.06.2020
Сценарий проведения эколого-биологического эрудициона "Цветы - земной красы начало"
Эрудицион способствует формированию основ экологической культуры, знакомит с многообразием цветов родного края их ролью и значением в жизни человека и улучшении окружающей среды. Способствует формированию некоторого минимума агротехнических компетенций по выращиванию цветочных культур, планированию рекреационных территорий. Развивает потребность в общении с миром цветов. бережного отношения к ним.
Сценарий проведения эрудициона Цветы - земной красы начало.docx

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Управление образования Администрации города Нижний Тагил

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Городская станция юных натуралистов»

 

 

 

 

 

 

Сценарий

проведения эколого-биологического эрудициона «Цветы - земной красы начало»

 

Категории и группы участников: учащиеся любой формы обучения в возрасте от 11до15 лет.

Составители: Еремина Галина Владимировна, Кадочникова Елена Николаевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

Пояснительная записка

«Цветы - земной красы начало,

Цветы выращивай любя,

Чтобы еще красивей стала

Земля, родившая тебя!»

В.И. Карначев

Важность экологического образования и воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. Главная их задача – формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Важная роль в улучшении среды, окружающей человека принадлежит растениям, в мире которых много прекрасного и загадочного. Растения, особенно красиво цветущие, в экологическом образовании и воспитании детей играют особую роль: они развивают эмоциональную отзывчивость, расширяют представления детей о живой природе, развивают наблюдательность, способствуют эстетическому восприятию окружающей среды, вызывают стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений окружающих человека. Пробудить у ребенка желание познать, вылечить, сберечь, вырастить красиво цветущие растения, назначение данного эрудициона, который в простой и доступной форме знакомит детей с проблемой озеленения родного края, всей Земли.

Цель эрудициона: создание условий для формирования у детей основ

экологической культуры, обеспечивающей гармонию человека и природы.

Задачи:

-Знакомство с многообразием цветов родного края, их ролью и значением в жизни человека и улучшении окружающей среды;

-Формирование у детей некоторого минимума агротехнических знаний и практических умений по выращиванию цветочных культур, планированию рекреационных территорий;

-Развитие потребности в общении с миром цветов, бережного отношения к ним.

Данный эрудицион составлен для учащихся основного общего звена различного типа образовательных учреждений, учащихся любой формы обучения в возрасте от 11 до 15 лет. У учащихся этого возраста пробуждается ответственность за свои дела и поступки, зримо и реально встает основной вопрос - кем быть, каким быть. Это возраст, когда можно многое сформировать и познать в себе.

Список действующих лиц:

1 Команды – участницы.

2 Ведущий.

3 Жюри.

4 Счетная комиссия.

Данная игра может быть использована педагогами как в учреждениях

дополнительного образования, так и в образовательных учреждениях других

типов.

Содержание

Эколого - биологического эрудициона «Цветы - земной красы начало»

Для организации эколого - биологического эрудициона необходимо:

1 Команды – участницы.

2 Ведущий.

3 Жюри.

4 Счетная комиссия.

5 Оформление сцены и зала.

6 Звукоусиление.

7 Призы для победителей.

8 Правила игры.

9 Вопросы-задания.

В игре могут принять участие 2- 3 команды. Особая роль отводится работе

жюри и счетной комиссии. Поскольку эрудицион проходит в несколько туров, и в каждом туре свои правила, необходимо быть очень внимательным при определении победителей.

Вместо табло, на котором обычно вывешивают результат, можно использовать изображение земного шара. Если его сделать достаточно большим, то оно сможет быть оформлением сцены. Каждый заработанный командой балл можно представить в виде, какого нибудь цветка, тогда процесс получения баллов той или иной команды будет сопровождаться процессом заполнения изображения земного шара цветами. Цветы желательно изобразить одним каким-либо цветом; соответствующим той или иной команде. Заполнять изображение земного шара могут или доверенные лица команд, или члены счетной комиссии. В любой момент, можно выяснить какая из играющих команд впереди. Победителем станет та команда, «цветов», которой больше окажется на изображении земного шара. Эрудицион должен сопровождаться музыкой. Она поможет создать игровое настроение, а также заполнить случайные паузы. Большая роль отводится ведущему. Именно от него будет зависеть ход эрудициона.

Ход эрудициона

1.Ведущий: здравствуйте, дорогие ребята. Я приветствую всех собравшихся в этом зале. Сегодняшний наш эрудицион посвящен одним из самых удивительных и совершенных творений природы, которые заставляют человека радоваться или грустить, переживать, волноваться и вспоминать о чем-то своем…. Наш эрудицион посвящен празднику, который всегда с нами, а именно цветам! Цветы…. Сколько восторженных, трепетных строк сложили о них поэты! Сколько прекрасных, нестареющих полотен посвятили им художники…. Цветы нужны людям и в праздники, и в будни. Нет ничего прекраснее цветка, в нем воплощена вся красота земли. Цветы делают нашу жизнь радостней, пробуждают в человеке любовь к добру. Цветы – сама жизнь. Под Санкт - Петербургом установлен монумент названный Цветком жизни – в память о детях, погибших во время блокады. На белых лепестках, раскрывшихся, на пятнадцатиметровом стебле большими буквами написано «Пусть всегда будет солнце!». Цветы имеют свое значение, свой «язык». Они могут рассказать об обычаях народа, о его культуре. Цветам принадлежит важная роль в улучшении среды, окружающей человека. Они снижают содержание углекислого газа в воздухе, повышают его влажность и обогащают кислородом, выделяют фитонциды, смягчают производственный шум, уменьшают запыленность, участвуют в процессе почвообразования, регуляции климата, служат биологической основой существования жизни на Земле. Оказывают и благотворное эмоциональное воздействие. Сколь бедны оказались бы мы, не будь на Земле цветов! Сколь мрачным и строгим, и почти печальным, было бы тогда все живое на Земле, и не мог бы, наверное, человек называться человеком, не умел бы чувствовать и любить, радоваться и страдать, потому что и само сердце его осталось бы пустынным и черствым, не ведающим подлинной красоты. Для того, чтобы не оскудела, не меркла, а расцветала и крепла земная краса, необходимо не только любоваться цветами, знать их название, систематическое положение, сохранять их, но и уметь выращивать и ухаживать за ними. Я надеюсь, что сегодняшний эрудицион поможет вам сберечь, вырастить, вылепить волшебное царство флоры – Земной красы начало. Ведущий представляет команды и знакомит участников эрудициона с правилами. Эрудицион проходит в пять туров, в каждом туре правила меняются. По ходу эрудициона ответы команд комментируются ведущим.

I тур «Праздник, который всегда с нами»

(или немного из истории самого бесценного дара природы)

Ведущий: про то, как пришли на Землю цветы сложено не мало легенд. Я вас познакомлю с одной. Во мраке и стуже будто бы лежала когда то Мать Сыра Земля – нигде не было ни тепла, ни света. И сказал однажды Ярило ( у древних славян бог солнца, весны и плодородия): «Взглянем сквозь тьму кромешную, хороша ль, пригожа ль она, придется ль по мыслям нам?». Он пронзил пламенем взора своего слои мрака, что лежали над спавшей Землей. Сразу воссияло красное солнце, полились жаркие волны света. Пробуждалась от спячки Земля и нежилась в юной своей красе, будто невеста на брачном ложе. Жадно пила щедрые солнечные лучи, набиралась до полных краев живоносной силой. Молвил тогда Ярило, посветлев мудрыми очами: «Ох ты гой еси, Мать сыра Земля! Полюби меня, бога светлого. За любовь твою я украшу тебя синими морями, желтыми песками, голубыми реками, серебряными озерами, зеленой травой – муравой, цветами алыми….». Вот так будто бы и появились на нашей Земле цветы. Когда же человек стал использовать сей бесценный дар природы?

Сейчас каждая команда получит по три таблички – указателя с цифрами 1, 2,3. На каждый задаваемый вопрос будет дано три варианта ответа. Номер одного верного ответа игроки команды должны поднять над головой. Команда, которая первая поднимет правильно табличку с ответом, получает балл. Если все команды угадывают правильный ответ одновременно, то все получают по баллу.

 

Примерные вопросы:

 

Первые сведения о декоративных растениях относятся:

1. К 5 -6 тысячелетиям до нашей эры.

2. К 3 - 4 тысячелетиям до нашей эры.

3. К 1 – 2 тысячелетию до нашей эры.

 

Стали использовать вазы для цветов:

1. В каменном веке.

2. В железном веке.

3. В бронзовом веке.

 

Первые сады были разбиты:

1. В 20 веке до нашей эры.

2. В средние века.

3. В новое время.

 

Огромный поток новых цветочных растений хлынул в Европу:

1. В эпоху возрождения.

2. В эпоху великих географических открытий.

3. В эпоху просвещения.

 

Большую роль в сборе и выращивании новых цветочных растений в Европе наряду с ботаническими садами сыграли:

1. Парки.

2. Пейзажные сады.

3. Монастырские сады.

 

Большая часть экзотических декоративных растений пришла из Европы в Россию:

1. В начале 18 века.

2. В середине 19 века.

3. В 19 веке.

 

Первые ботанические сады, называемые Аптекарскими огородами для лекарственных растений, были основаны во времена:

1. Ивана Грозного.

2. А.М. Романова.

3. Петра первого.

 

Самым старым ботаническим садом нашей страны считается:

1. Сад Ботанического института В.Л.Комарова в Санкт-Петербурге.

2. Ботанический сад МГУ.

3. Ботанический сад г. Екатеринбурга.

 

Селекцией цветов человек начал заниматься:

1. В 5 веке до нашей эры.

2. В прошлом веке.

3. В начале нашего столетия.

 

История возникновения букета начинается:

1. С эпохи Возрождения.

2.В средние века.

3. В новое время.

 

Самыми первыми популярными букетами в России в основном были:

1. Букеты для украшения жилищ.

2. Букеты для подношения.

3. Букеты для награждения.

 

Комнатные цветы появились:

1. Более тысячи лет назад.

2. Более двух тысяч лет назад.

3. Более трех с половиной тысяч лет назад.

 

Большой вклад в развитие цветоводства внесли селекционеры нашей страны. Весь мир знает имя цветовода – любителя, создавшего первые отечественные сорта сирени. Международным обществом цветоводов ему присуждена «Золотая ветка сирени». Кто это?

1. Колесников Л.А.

2. Иванов С.А.

3. Васильев П.С.

 

В изданиях Королевского общества садоводов Великобритании, Общества лилиеводов Америки, во французских, чешских, немецких журналах упоминаются сорта и гибриды, полученные русским селекционером, который более пятидесяти лет занимался выведением превосходных гибридов лилии. Кто этот селекционер?

1. Смирнов А.П.

2. Орехов В.П.

3. Букин М.Л.

 

2 Тур. «О цветах, которые живут рядом с нами – в саду, в парке, в комнате….»

Играющим командам предлагают поочередно разгадать ребусы. Игроки, правильно назвавшие цветы получают очередные баллы.

Примерные ребусы:

 

Ответы:

1.Роза

2.Сальвия

3.Кактус

4.Гвоздика

5.Абутилон

6.Петуния

7.Пион

8.Юкка

9.Хризантема

10.Астра

11.Тюльпан

12.Настурция

13.Сирень

14.Лилия

15.Азалия

16.Лобелия

17.Бегония

18.Нарцисс

19.Ландыш

20.Гладиолус

21.Шиповник

22.Бархатцы

23.Колокольчик

24.Акроклиниум

25.Дельфиниум

26.Василек

27.Мальва

28.Наперстянка

3 Тур «О цветах, что радуют нас в поле, на лугу, в лесу…..»

Ведущий:

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли,

Он умеет такое, что никто на Земле не умеет.

Из одной и той же черного цвета Земли

Он то красный, то синий,

То сиреневый, то золотой!

В.Солоухин

Командам предлагаются загадки, разгадав их, игроки команд будут иметь возможность получить баллы.

1.Скатерть кругла,

Как снег бела,

Зубцы вокруг,

Шита без рук,

А на скатерти той-

Каравай золотой.

Ромашка

 

2.Розовый цветочек

За свой запах ценится,

Бурый корешочек -

Лишь за то, что пенится.

Мыльнянка

 

3.Листочки – парные,

Цветки – янтарные,

Плоды – коварные:

И лечат, и калечат.

Зверобой

4.Балерина вышла:

юбочка пышна,

сборки да оборки,

складки да подкладки...

Имя у артистки -

небесной прописки.

Астра

5.Вот так ромашки:

цветные рубашки,

листики-как нитки,

ростом очень прытки.

Космея

 

6.На шесте флаги,

под шестом – шпаги.

Гладиолус

 

7.Стоят стебли - прутки,

а на стеблях цветки:

со звериной пастью,

да с медовой сластью.

Львиный зев

8.Табака сестричка,

ростом - невеличка,

а цветки - воронками

крупными и тонкими.

Петуния

 

9.На клумбе у окошка,

Посажена картошка,

цветки ее огромные,

светлые, и темные.

Георгин

10.Он на клумбе расцветает,

Каждый дачник его знает

Его имя нитки носят.

Отвечайте, вас ведь просят.

Ирис

 

11.Коготок короток,

А сквозь землю прошёл-

Шапку золота нашёл.

Календула

 

12.Из Голландии приехал,

И мороз наш не помеха!

Меж цветов он «знатный пан»,

Колпачком цветёт ...

Тюльпан

 

13.Стебли – дынные,

Тонкие, длинные;

А под зелёным щитом-

Цветки, как атласные:

Жёлтые, красные.

Настурция

 

14.Под тенью сосновой

Цветок есть лиловый,

А плодик – тройчатка-

Как будто взрывчатка.

Фиалка

 

4 Тур «О цветах родного края, которые нужно охранять»

Задание 1.

Участники эрудициона должны прочитать за определенное время названия охраняемых цветов! Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.

1.МБЕДОУБГОНВГИВКЦАК

2.АГДБПЕЖКЖКИДАЕОГБН

3.БЯАГТДРЗЫДЗШБНИАКГ

4.ХЭЮАГВДЯГОВЮЭНЯИХС

5.СБГИЖШНГКЮШРКХРЖАБ

6.ЯГЩБВЕХОЩЗХБДЕИЯКА

 

1.Медуница

2.Пион

3.Ятрышник

4.Адонис

5.Синюха

6.Гвоздика

 

Задание 2.

Участникам игры на экране демонстрируют фотографии охраняемых цветочных растений родного края. Игроки должны их назвать.

 

Ирис сибирский, лилия кудреватая, ветреница уральская, любка двулистная, хохлатка Галлера, кувшинка белая, калужница болотная, кубышка желтая, венерин башмачок настоящий, прострел раскрытый и др.

Ответы оцениваются.

 

4 Тур «Как вырастить цветы»

Задание 1. Технология выращивания цветов.

Ведущий вручает командам конверты, в которых находятся карточки с указанием тех, или иных действий по технологии выращивания цветов, посеве и посадке цветочных растений, заготовке посадочного материала. Игроки команд должны расположить карточки выданного им конверта в нужном порядке.

Например:

«Посев и посадка растений».

1.Определение сроков посева или посадки.

2.Определение площади питания.

3.Полив рассады перед выбором для посадки.

4.Подготовка бороздок или лунок требуемой глубины.

5.Обильный полив бороздок и лунок.

6.Выборка рассады.

7.Посев или посадка в бороздки или лунки.

8.Расправление корней растений в лунке или бороздке.

9.Прикрытие землей корней растений.

10.Плотное прижимание землей корней растений.

11.Мульчирование лунок или бороздок слоем сухой земли, торфом, или перегноем.

 

«Выращивание цветочной рассады».

1.Подготовка субстрата для посева семян.

2.Подготовка земляной смеси к посеву.

3.Подготовка сосудов для посева семян.

4.Заготовка инвентаря, используемого для заготовки земли, набивки сосудов и ухода за рассадой.

5.Обработка от болезней и вредителей посуды для посева.

6.Подготовка сосудов с землей.

7. Обработка сосудов с землей от болезней и вредителей.

8.Посев протравленных (намоченных) семян.

9.Создание условий для прорастания семян.

10.Пикировка.

11.Высадка цветочной рассады в открытый грунт.

 

«Сбор и заготовка цветочных семян для размножения».

1.Выбор срока сбора семян.

2.Выбор погоды для сбора семян.

3.Выбор способа уборки семян.

4.Сбор спелых семян. Плодов.

5.Молотьба собранных плодов.

7.Очистка семян.

8.Подсушка семян.

9.Высыпание семян в пакеты.

10.Этикирование пакетов.

11.Хранение посадочного материала.

 

Задание 2. «Цветы в озеленении»

Каждой команде персонально задаются вопросы. Задача судей в это время успеть фиксировать баллы, заработанные каждой командой. Каждая из команд должна придумать продолжение к заданному вопросу.

-Небольшие цветники различной геометрической формы (могут быть круглыми, квадратными, треугольными…), устраиваемые на газоне, заасфальтированной или любой другой площадке с твердым покрытием называются………клумбами.

-Цветники, представляющие собой сравнительно узкие полосы из цветов (ширина обычно от 40-50 до 150 см.), длина произвольная, поверхность ровная, изредка в центре чуть выпуклая называются………(рабатками).

-Узкие сплошные полосы шириной от 10 до 40 см, окаймляющие газоны, рабатки, клумбы, площадки, или отдельные детали цветника, составленные из одного вида низкорослых растений называются………(бордюрами).

-Одиночные посадки цветочных видов, с крупными цветами или соцветиями. Позволяющие разнообразить горизонтальные пространства, называют……..(солитерами).

-Сложные цветники, включенные в композицию газоны, клумбы, рабатки, бордюры, а также фонтаны. Скульптуры, вазы, бассейн, являются….(партерами).

-Смешанные посадки красиво цветущих и декоративно-лиственных растений. Размещенных группами в несколько рядов на удлиненной полосе земли в в виде рабатки с нечеткими контурами, в которые чаще всего высаживают последовательно цветущие растения, называют……..(миксбордерами, или смешанными рабатками).

-Посадки свободных, живописных очертаний, состоящие из нескольких экземпляров растений, чаще всего одного вида или сорта, являются……(группами).

-Цветники, площадью 500-1000 метров квадратных и более, создаваемые на больших полянах и опушках рощ, на некотором расстоянии от дорог, при устройстве которых обычно используют многолетники, называют……..(массивами).

-Садово-парковую постройку, состоящую из ряда декоративных столбов из камня или дерева, соединенных между собой, размещаемую вдоль дорожки, иногда с двух ее сторон (между столбами высаживают вьющиеся растения и крепят их на шпалеры),…. называют (перголой).

 

По окончании игры подводятся итоги. Жюри представляет команды победительницы.

Ведущий: мир окружающих нас цветов многообразен и удивителен. Будем же беречь волшебное царство флоры. «Не замедляй шагов, не рви цветов, чтоб сохранить их» завещал Рабиндранат Тагор.-« Иди вперед – цветы будут цвести на всем пути твоем….».

Между турами можно включить записи песен Ю.Антонова о цветах, Вальс цветов П.Чайковского.

Учебно-методическое обеспечение:

1.Оформление сцены и зала,

- изображение земного шара,

- изображение различных цветов,

- рисунки различных ребусов,

- указатели с названием команд.

2.Медиапроектор, компьютер, диапозитивы (фотографии) цветов.

3. Вопросы - задания для команд участниц игры.

Список литературы.

1.Верзилин Н. М. Учитель ботаники. Л: Детская литература. 1984

2.Дмитров Е. Н. Познавательные задачи по ботанике и их решения. Тула:

Арктус. 1997

3.Кивотов С.А. Загадки о растениях. М: Просвещение. 1993

4.Стороженко Л.Н. Как вырастить цветы.М.Просвещение.1997


 

Министерство образования и молодежной политики

Министерство образования и молодежной политики

Пояснительная записка «Цветы - земной красы начало,

Пояснительная записка «Цветы - земной красы начало,

Содержание Эколого - биологического эрудициона «Цветы - земной красы начало»

Содержание Эколого - биологического эрудициона «Цветы - земной красы начало»

Пусть всегда будет солнце!». Цветы имеют свое значение, свой «язык»

Пусть всегда будет солнце!». Цветы имеют свое значение, свой «язык»

Примерные вопросы: Первые сведения о декоративных растениях относятся: 1

Примерные вопросы: Первые сведения о декоративных растениях относятся: 1

Селекцией цветов человек начал заниматься: 1

Селекцией цветов человек начал заниматься: 1

Сценарий проведения эколого-биологического эрудициона "Цветы - земной красы начало"

Сценарий проведения эколого-биологического эрудициона "Цветы - земной красы начало"

Сценарий проведения эколого-биологического эрудициона "Цветы - земной красы начало"

Сценарий проведения эколого-биологического эрудициона "Цветы - земной красы начало"

Ответы: 1.Роза 2.Сальвия 3

Ответы: 1.Роза 2.Сальвия 3

Абутилон 6.Петуния 7.Пион 8

Абутилон 6.Петуния 7.Пион 8

За свой запах ценится, Бурый корешочек -

За свой запах ценится, Бурый корешочек -

Каждый дачник его знает Его имя нитки носят

Каждый дачник его знает Его имя нитки носят

Синюха 6.Гвоздика Задание 2

Синюха 6.Гвоздика Задание 2

Создание условий для прорастания семян

Создание условий для прорастания семян

Цветники, площадью 500-1000 метров квадратных и более, создаваемые на больших полянах и опушках рощ, на некотором расстоянии от дорог, при устройстве которых обычно используют многолетники,…

Цветники, площадью 500-1000 метров квадратных и более, создаваемые на больших полянах и опушках рощ, на некотором расстоянии от дорог, при устройстве которых обычно используют многолетники,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020