Сценарий
ТРИЗ-турнира в рамках городского экологического проекта
«Седьмой лепесток»
Фанфары
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на играх II тура ТРИЗ-турнира «Седьмой лепесток».
Для сегодняшней игры, команды приготовили волшебные слова приветствия специально для ТРИЗ-турнира.
Приветствия команд
I тур «Назови одним словом и продолжи цепочку понятий»
Апельсин, ананас, абрикос – …
Лебедь, чомга, нырок – …
Подорожник, ромашка, алоэ – …
II тур «Третий лишний»
Попугай, робот, лисичка
III тур «Экологические задачи»
А теперь мы вновь предлагаем вам экологические задачи о животных, которые природа уже решила.
Задача 1
Часто сова и пустельга гнездятся бок о бок и охотятся на одних и тех же полях. Однако эти два хищника никогда не конкурируют между собой. Как вы думаете, почему?
Задача 2
Небольшие осьминоги «придумали» себе прекрасные домики – они часто поселяются внутри раковин устриц. Чтобы заполучить себе такой дом, осьминогу надо избавиться от хозяина. Но устрицы очень осторожны, при малейшей опасности они захлопывают створки раковины. Раскрыть их осьминог не может – силы не хватает.
Тем не менее, со временем, все осьминоги обзаводятся таким домиком. Как они это делают?
Подсказка первая: используй то, что под рукою и не ищи себе другое.
Подсказка вторая: вспомни помощников древнего человека: терпение и простейшее орудие труда.
Задача 3
Всем известно, что хищники подбираются к дичи с подветренной стороны, то есть навстречу ветру. А лев делает наоборот, подкрадывается с той же стороны, с какой дует ветер, да еще и рычит, чтобы своим голосом напугать жертву.
Объясните такое «нелогичное» поведение львов на охоте.
Подсказка: куда бежит напуганная жертва?
Справка: большинство кошачьих – одиночные животные, но есть и исключения. Львы обычно живут небольшими стаями – прайдами, в состав которых входят и львы и львицы.
Задача 4
Однажды поздней осенью обходчики линий электропередачи стали замечать странную картину: множество лисьих следов на снегу вдоль линий. Один обходчик затаился в засаде. Через некоторое время он увидел лисицу, которая осторожно передвигалась под проводами и внимательно осматривала пространство под ними. Вскоре обнаружилась и причины такого поведения лисы.
Как вы думаете, что могли делать лисы под линиями электропередачи?
Подсказка: Поздняя осень, грачи улетают….
IV тур «Тренажер для системного оператора»
Команды получают карточки, на которых изображены (написаны) 3 объекта, находящиеся в связи «надсистема – система – подсистема». Дети выявляют эту связь и записывают ответ в игровую карту.
1. Мировой океан, Черное море, дельфин.
2. Лес, белка, хвост.
3. Кукольный театр, кукла, ткань.
Команды получают карточки, на которых изображены (написаны) 3 объекта, находящиеся в связи «прошлое системы – настоящее системы – будущее системы». Дети выявляют эту связь и записывают ответ в игровую карту.
1. Дерево без листьев, дерево с почками, дерево с листьями.
2. Бутон, цветок, плод.
3. Дерево, древесина, матрёшка
V тур «Системный оператор»
Если мы рассмотрим ЧТО-ТО, (система)
Это ЧТО-ТО для чего-то, (функция)
Это ЧТО-ТО часть чего-то, (надсистема)
Это ЧТО-ТО из чего-то, (подсистема)
Чем-то было раньше ЧТО-ТО, (прошлое системы)
Что-то будет с этим ЧТО-ТО, (будущее системы)
Понятие: КОТ
Ребята в этом туре мы хотели показать вам очень интересный образец системного оператора, но случилась беда, мы пролили воду, и она смыла все слова с экранчиков. Можно разобрать только прошлое системы. Попробуйте, зная прошлое системы заполнить все остальные экраны.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
I тур «Продолжи цепочку понятий»
Задание: Объедини слова общим понятием и продолжи цепочку.
Апельсин, ананас, абрикос – _________________________
Лебедь, чомга, нырок – … _____________________________
Подорожник, ромашка, алоэ – … ________________________
Команда ________________________________, школа ___________________
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
I тур «Продолжи цепочку понятий»
Задание: Объедини слова общим понятием и продолжи цепочку.
Апельсин, ананас, абрикос – _________________________
Лебедь, чомга, нырок – … _____________________________
Подорожник, ромашка, алоэ – … ________________________
Команда ________________________________, школа ___________________
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
I тур «Продолжи цепочку понятий»
Задание: Объедини слова общим понятием и продолжи цепочку.
Апельсин, ананас, абрикос – _________________________
Лебедь, чомга, нырок – … _____________________________
Подорожник, ромашка, алоэ – … ________________________
Команда ________________________________, школа ___________________
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
II тур «Третий лишний»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________Команда____________________________школа________________________________
----------------------------------------------------------------------------
II тур «Третий лишний»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Команда _________________________ школа ____________________
V тур «Системный оператор»
|
надсистема |
|
прошлое |
система ________________________ функция ________________________ |
будущее |
|
подсистема |
|
Команда _______________________________, школа _________________
V тур «Системный оператор»
|
надсистема |
|
прошлое |
система ________________________ функция ________________________ |
будущее |
|
подсистема |
|
Команда _______________________________, школа _________________
III тур «Экологические задачи»
Задача 1
Часто сова и пустельга гнездятся бок о бок и охотятся на одних и тех же полях. Однако эти два хищника никогда не конкурируют между собой. Как вы думаете, почему?
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2
Небольшие осьминоги «придумали» себе прекрасные домики – они часто поселяются внутри раковин устриц. Чтобы заполучить себе такой дом, осьминогу надо избавиться от хозяина. Но устрицы очень осторожны, при малейшей опасности они захлопывают створки раковины. Раскрыть их осьминог не может – силы не хватает.
Тем не менее, со временем, все осьминоги обзаводятся таким домиком. Как они это делают?
Подсказка первая: используй то, что под рукою и не ищи себе другое.
Подсказка вторая: вспомни помощников древнего человека: терпение и простейшее орудие труда.
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Команда ____________________________________, школа _______________
III тур «Экологические задачи»
Задача 3
Всем известно, что хищники подбираются к дичи с подветренной стороны, то есть навстречу ветру. А лев делает наоборот, подкрадывается с той же стороны, с какой дует ветер, да еще и рычит, чтобы своим голосом напугать жертву.
Объясните такое «нелогичное» поведение львов на охоте.
Подсказка: куда бежит напуганная жертва?
Справка: Большинство кошачьих – одиночные животные, но есть и исключения. Львы обычно живут небольшими стаями – прайдами, в состав которых входят и львы и львицы.
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 4
Однажды поздней осенью обходчики линий электропередачи стали замечать странную картину: множество лисьих следов на снегу вдоль линий. Один обходчик затаился в засаде. Через некоторое время он увидел лисицу, которая осторожно передвигалась под проводами и внимательно осматривала пространство под ними. Вскоре обнаружилась и причины такого поведения лисы.
Как вы думаете, что могли делать лисы под линиями электропередачи?
Подсказка: Поздняя осень, грачи улетают….
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Команда _____________________________, школа ________________
IV тур «Тренажёр для системного оператора»
Часть А
Надсистема |
|
Система |
|
Подсистема |
|
Надсистема |
|
Система |
|
Подсистема |
|
Надсистема |
|
Система |
|
Подсистема |
|
Часть
Б
Прошлое системы |
Настоящее системы |
Будущее системы |
|
|
|
Прошлое системы |
Настоящее системы |
Будущее системы |
|
|
|
Прошлое системы |
Настоящее системы |
Будущее системы |
|
|
|
Команда _____________________________, школа ________________
Мировой океан |
Чёрное море |
Дельфин |
Мировой океан |
Чёрное море |
Дельфин |
Мировой океан |
Чёрное море |
Дельфин |
Мировой океан |
Чёрное море |
Дельфин |
Мировой океан |
Чёрное море |
Дельфин |
Лес |
Белка |
Хвост |
Лес |
Белка |
Хвост |
Лес |
Белка |
Хвост |
Лес |
Белка |
Хвост |
Лес |
Белка |
Хвост |
Кукольный театр |
Кукла |
Ткань |
Кукольный театр |
Кукла |
Ткань |
Кукольный театр |
Кукла |
Ткань |
Кукольный театр |
Кукла |
Ткань |
Кукольный театр |
Кукла |
Ткань |
Дерево без листьев |
Дерево с почками |
Дерево с листьями |
бутон |
цветок |
плод |
дерево |
древесина |
матрёшка |
Дерево без листьев |
Дерево с почками |
Дерево с листьями |
бутон |
цветок |
плод |
дерево |
древесина |
матрёшка |
Дерево без листьев |
Дерево с почками |
Дерево с листьями |
бутон |
цветок |
плод |
дерево |
древесина |
матрёшка |
Дерево без листьев |
Дерево с почками |
Дерево с листьями |
бутон |
цветок |
плод |
дерево |
древесина |
матрёшка |
Дерево без листьев |
Дерево с почками |
Дерево с листьями |
бутон |
цветок |
плод |
дерево |
древесина |
матрёшка |
V тур «Системный оператор»
|
надсистема |
|
ЯЙЦО прошлое |
система
|
будущее |
|
подсистема |
|
Команда _______________________________, класс _________________
V тур «Системный оператор»
|
надсистема |
|
ЯЙЦО прошлое |
система
|
будущее |
|
подсистема |
|
Команда _______________________________, класс _________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.