Сценарий викторины
Оценка 4.9

Сценарий викторины

Оценка 4.9
docx
16.05.2021
Сценарий викторины
сценарий экологической викторины.docx

Сценарий

ТРИЗ-турнира в рамках городского экологического проекта

«Седьмой лепесток»

 

Фанфары

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на играх II тура ТРИЗ-турнира «Седьмой лепесток».

Для сегодняшней игры, команды приготовили волшебные слова приветствия специально для ТРИЗ-турнира.

Приветствия команд

I тур «Назови одним словом и продолжи цепочку понятий»

Апельсин, ананас, абрикос – …

Лебедь, чомга, нырок – …

Подорожник, ромашка, алоэ – …

 

II тур «Третий лишний»

Попугай, робот, лисичка

 

III тур «Экологические задачи»

А теперь мы вновь предлагаем вам экологические задачи о животных, которые природа уже решила.

Задача 1

Часто сова и пустельга гнездятся бок о бок и охотятся на одних и тех же полях. Однако эти два хищника никогда не конкурируют между собой. Как вы думаете, почему?

 

Задача 2

Небольшие осьминоги «придумали» себе прекрасные домики – они часто поселяются внутри раковин устриц. Чтобы заполучить себе такой дом, осьминогу надо избавиться от хозяина. Но устрицы очень осторожны, при малейшей опасности они захлопывают створки раковины. Раскрыть их осьминог не может – силы не хватает.

Тем не менее, со временем, все осьминоги обзаводятся таким домиком. Как они это делают?

Подсказка первая: используй то, что под рукою и не ищи себе другое.

Подсказка вторая: вспомни помощников древнего человека: терпение и простейшее орудие труда.

 

Задача 3

Всем известно, что хищники подбираются к дичи с подветренной стороны, то есть навстречу ветру. А лев делает наоборот, подкрадывается с той же стороны, с какой дует ветер, да еще и рычит, чтобы своим голосом напугать жертву.

Объясните такое «нелогичное» поведение львов на охоте.

Подсказка: куда бежит напуганная жертва?

Справка: большинство кошачьих – одиночные животные, но есть и исключения. Львы обычно живут небольшими стаями – прайдами, в состав которых входят и львы и львицы.

Задача 4

Однажды поздней осенью обходчики линий электропередачи стали замечать странную картину: множество лисьих следов на снегу вдоль линий. Один обходчик затаился в засаде. Через некоторое время он увидел лисицу, которая осторожно передвигалась под проводами и внимательно осматривала пространство под ними. Вскоре обнаружилась и причины такого поведения лисы.

Как вы думаете, что могли делать лисы под линиями электропередачи?

Подсказка: Поздняя осень, грачи улетают….

 

 

IV тур «Тренажер для системного оператора»

Команды получают карточки, на которых изображены (написаны) 3 объекта, находящиеся в связи «надсистема – система – подсистема». Дети выявляют эту связь и записывают ответ в игровую карту.

1.     Мировой океан, Черное море, дельфин.

2.     Лес, белка, хвост.

3.     Кукольный театр, кукла, ткань.

Команды получают карточки, на которых изображены (написаны) 3 объекта, находящиеся в связи «прошлое системы – настоящее системы – будущее системы». Дети выявляют эту связь и записывают ответ в игровую карту.

1.     Дерево без листьев, дерево с почками, дерево с листьями.

2.     Бутон, цветок, плод.

3.     Дерево, древесина, матрёшка

 

V тур «Системный оператор»

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО, (система)

Это ЧТО-ТО для чего-то, (функция)

Это ЧТО-ТО часть чего-то, (надсистема)

Это ЧТО-ТО из чего-то, (подсистема)

Чем-то было раньше ЧТО-ТО, (прошлое системы)

Что-то будет с этим ЧТО-ТО, (будущее системы)

Понятие: КОТ

Ребята в этом туре мы хотели показать вам очень интересный образец системного оператора, но случилась беда, мы пролили воду, и она смыла все слова с экранчиков. Можно разобрать только прошлое системы. Попробуйте, зная прошлое системы заполнить все остальные экраны.

 

 

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

I тур «Продолжи цепочку понятий»

Задание: Объедини слова общим понятием и продолжи цепочку.

Апельсин, ананас, абрикос –                                          _________________________

Лебедь, чомга, нырок – …                                     _____________________________

Подорожник, ромашка, алоэ – …                                   ________________________

Команда ________________________________, школа ___________________

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

I тур «Продолжи цепочку понятий»

Задание: Объедини слова общим понятием и продолжи цепочку.

Апельсин, ананас, абрикос –                                          _________________________

Лебедь, чомга, нырок – …                                     _____________________________

Подорожник, ромашка, алоэ – …                                   ________________________

Команда ________________________________, школа ___________________

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

I тур «Продолжи цепочку понятий»

Задание: Объедини слова общим понятием и продолжи цепочку.

Апельсин, ананас, абрикос –                                          _________________________

Лебедь, чомга, нырок – …                                     _____________________________

Подорожник, ромашка, алоэ – …                                   ________________________

Команда ________________________________, школа ___________________

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

II тур «Третий лишний»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________Команда____________________________школа________________________________

----------------------------------------------------------------------------

II тур «Третий лишний»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Команда _________________________ школа ____________________

V тур «Системный оператор»

 

 

 

надсистема

 

 

 

прошлое

система

________________________

функция

________________________

 

 

будущее

 

 

 

 

 

подсистема

 

 

Команда _______________________________, школа _________________

 

V тур «Системный оператор»

 

 

 

надсистема

 

 

 

прошлое

система

________________________

функция

________________________

 

 

будущее

 

 

 

 

 

подсистема

 

 

Команда _______________________________, школа _________________

III тур «Экологические задачи»

Задача 1

Часто сова и пустельга гнездятся бок о бок и охотятся на одних и тех же полях. Однако эти два хищника никогда не конкурируют между собой. Как вы думаете, почему?

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 2

Небольшие осьминоги «придумали» себе прекрасные домики – они часто поселяются внутри раковин устриц. Чтобы заполучить себе такой дом, осьминогу надо избавиться от хозяина. Но устрицы очень осторожны, при малейшей опасности они захлопывают створки раковины. Раскрыть их осьминог не может – силы не хватает.

Тем не менее, со временем, все осьминоги обзаводятся таким домиком. Как они это делают?

Подсказка первая: используй то, что под рукою и не ищи себе другое.

Подсказка вторая: вспомни помощников древнего человека: терпение и простейшее орудие труда.

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Команда ____________________________________, школа _______________

III тур «Экологические задачи»

Задача 3

Всем известно, что хищники подбираются к дичи с подветренной стороны, то есть навстречу ветру. А лев делает наоборот, подкрадывается с той же стороны, с какой дует ветер, да еще и рычит, чтобы своим голосом напугать жертву.

Объясните такое «нелогичное» поведение львов на охоте.

Подсказка: куда бежит напуганная жертва?

Справка: Большинство кошачьих – одиночные животные, но есть и исключения. Львы обычно живут небольшими стаями – прайдами, в состав которых входят и львы и львицы.

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 4

Однажды поздней осенью обходчики линий электропередачи стали замечать странную картину: множество лисьих следов на снегу вдоль линий. Один обходчик затаился в засаде. Через некоторое время он увидел лисицу, которая осторожно передвигалась под проводами и внимательно осматривала пространство под ними. Вскоре обнаружилась и причины такого поведения лисы.

Как вы думаете, что могли делать лисы под линиями электропередачи?

Подсказка: Поздняя осень, грачи улетают….

 

 

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Команда _____________________________, школа ________________

IV тур «Тренажёр для системного оператора»

Часть А

Надсистема

 

Система

 

Подсистема

 

Надсистема

 

Система

 

Подсистема

 

Надсистема

 

Система

 

Подсистема

 




Часть Б

Прошлое системы

Настоящее системы

Будущее системы

 

 

 

 

Прошлое системы

Настоящее системы

Будущее системы

 

 

 

 

Прошлое системы

Настоящее системы

Будущее системы

 

 

 

 

 

 

Команда _____________________________, школа ________________

 

 

 

 

 

 

Мировой океан

Чёрное море

Дельфин

Мировой океан

Чёрное море

Дельфин

Мировой океан

Чёрное море

Дельфин

Мировой океан

Чёрное море

Дельфин

Мировой океан

Чёрное море

Дельфин

Лес

Белка

Хвост

Лес

Белка

Хвост

Лес

Белка

Хвост

Лес

Белка

Хвост

Лес

Белка

Хвост

Кукольный театр

Кукла

Ткань

Кукольный театр

Кукла

Ткань

Кукольный театр

Кукла

Ткань

Кукольный театр

Кукла

Ткань

Кукольный театр

Кукла

Ткань

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дерево без листьев

Дерево с почками

Дерево с листьями

бутон

цветок

плод

дерево

древесина

матрёшка

Дерево без листьев

Дерево с почками

Дерево с листьями

бутон

цветок

плод

дерево

древесина

матрёшка

Дерево без листьев

Дерево с почками

Дерево с листьями

бутон

цветок

плод

дерево

древесина

матрёшка

Дерево без листьев

Дерево с почками

Дерево с листьями

бутон

цветок

плод

дерево

древесина

матрёшка

Дерево без листьев

Дерево с почками

Дерево с листьями

бутон

цветок

плод

дерево

древесина

матрёшка

 

 

V тур «Системный оператор»

 

 

 

надсистема

 

 

ЯЙЦО

прошлое

 

 

система

 

 

 

будущее

 

 

 

 

 

подсистема

 

 

Команда _______________________________, класс _________________

V тур «Системный оператор»

 

 

 

надсистема

 

 

ЯЙЦО

прошлое

 

 

система

 

 

 

будущее

 

 

 

 

 

подсистема

 

Команда _______________________________, класс _________________


 

Сценарий ТРИЗ-турнира в рамках городского экологического проекта «Седьмой лепесток»

Сценарий ТРИЗ-турнира в рамках городского экологического проекта «Седьмой лепесток»

Но устрицы очень осторожны, при малейшей опасности они захлопывают створки раковины

Но устрицы очень осторожны, при малейшей опасности они захлопывают створки раковины

I V тур «Тренажер для системного оператора»

I V тур «Тренажер для системного оператора»

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ I тур «Продолжи цепочку понятий»

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ I тур «Продолжи цепочку понятий»

Подорожник, ромашка, алоэ – … ________________________

Подорожник, ромашка, алоэ – … ________________________

Команда____________________________школа________________________________ ----------------------------------------------------------------------------

Команда____________________________школа________________________________ ----------------------------------------------------------------------------

Команда _________________________ школа ____________________

Команда _________________________ школа ____________________

Команда _______________________________, школа _________________

Команда _______________________________, школа _________________

Ответ: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 4 Однажды поздней осенью обходчики линий электропередачи стали замечать странную картину: множество лисьих следов на снегу вдоль линий

Задача 4 Однажды поздней осенью обходчики линий электропередачи стали замечать странную картину: множество лисьих следов на снегу вдоль линий

Часть Б Прошлое системы

Часть Б Прошлое системы

Лес Белка Хвост

Лес Белка Хвост

Дерево без листьевДерево с почкамиДерево с листьями бутонцветокплод дереводревесинаматрёшка

Дерево без листьевДерево с почкамиДерево с листьями бутонцветокплод дереводревесинаматрёшка

ЯЙЦО прошлое система будущее подсистема

ЯЙЦО прошлое система будущее подсистема
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2021