Сценарий занятия "Мы сами создаем свою Родину" (СПО)
Оценка 4.8

Сценарий занятия "Мы сами создаем свою Родину" (СПО)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
классное руководство
11 кл
09.09.2022
Сценарий занятия "Мы сами создаем свою Родину" (СПО)
Сценарий занятия "Мы сами создаем свою Родину" (СПО) из цикла "Разговоры о важном"
Мы сами создаем свою Родину. 12 сентября.docx

Классный руководитель: Ефременко Е.В.

 

12 сентября 2022г.

Сценарий занятия на тему

"Мы сами создаем свою Родину"

 

Цели: пробудить интерес к изучению отечественной истории и культуры, способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма, конкретизации понятия «Родина», осознанию собственного отношения к ней; формированию представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация и развитие (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&ran geSize=1).

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: занятие-обсуждение.

Занятие предполагает также использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, включает в себя анализ текстовой и визуальной информации, групповую работу с текстом, игру.

Комплект материалов: 

---сценарий,

-  методические рекомендации,

-  видеоролик,

-  распечатанный файл с определениями из разных толковых словарей,

- распечатанные тексты для групповой работы,  комплект интерактивных заданий.

Методический комментарий: Занятие состоит из мотивационной части и блоков, Педагог вправе определить полноту изложения материала, выбор содержательных блоков и приёмов организации деятельности в каждой конкретной группе.

Содержательные блоки занятия

1. Мотивационный этап, слово педагога

Задача: обозначить проблему для обсуждения, настроить обучающихся на серьезный разговор, вызвать эмоциональный отклик.

2. Основная часть.

Организация деятельности обучающихся

Работа с фрагментами словарных статей, работа в парах.

Задача: пополнение словарного запаса обучающихся, развитие аналитических способностей, умения вычленять главную информацию. Задание. Сравнить определения слова «патриотизм» в разных словарях и выявить в них общее. Записать получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).

Сценарий занятия:

1. Вступительное слово преподавателя

-- Сегодняшний разговор о важном посвящен Родине и тема данного разговора "Мы сами создаем свою Родину".

--Что такое Родина, родина? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (Ответы обучающихся).

--С какими из сёл связана ваша судьба и каким образом?

- А чем дорог вам наш город? (Ответы обучающихся).

 

Видеоролик №1. https://disk.yandex.ru/d/b70rTkAzfaTBSQ/3.%20Видеоролик/12.09.22_10-11.mp4

         Выяснить определение понятия «Родина» (Слово "родина" имеет несколько значений. Под этим словом подразумевается место, где человек родился. Его Отечество, страна, гражданином которой он является).

         Каждое поколение людей живёт в своём времени, переживая и его достижения, и трудности. Это нельзя изменить. И как нельзя выбрать время, в котором живёшь, так нельзя выбрать и Родину, место, где родился. И семья, к которой принадлежишь, язык, на котором говоришь и мыслишь, народ, частью которого являешься, и составляет понятие Родина. И от отношения людей к своей стране зависит, будет ли она сильна, богата и благополучна или станет добычей других, распадётся на части и исчезнет.

         Николай Карамзин в статье «О любви к Отечеству и народной гордости» (1802) писал: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения — и потому не все люди имеют его».

 

--Так что же такое патриотизм? Кто такой патриот?(Ответы обучающихся)

 

2. Организация деятельности обучающихся

 

         Работа с фрагментами словарных статей, работа в парах

1. Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка. Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.

2. Энциклопедический словарь Патриотизм (от греч. patriotes – соотечественник, patris – родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства).

3. Культурология. Словарь-справочник.

         Патриот – человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, её истории, культурным традициям, её народу. Как стойкое нравственное чувство патриотизм вырастает из особенностей образа жизни и культурных традиций того или иного этноса, формируется в процессе овладения подрастающими поколениями языком и господствующими формами мышления, нормами и эталонами культуры и закрепляется в определённых фиксированных установках поведения благодаря общению с представителями старших поколений, одобряющих или порицающих поведение молодых.

4. Этнографический словарь

         Патриотизм – (от греч. patris - родина, отечество) – сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей. Патриотизм – путь возвышения личности от ограниченной любви к самому себе и любви к ближним, до любви к любому человеку как таковому и тем самым – к человечеству в целом. Пренебрежение же своим народом и отечеством означает равнодушие, безразличное отношение и ко всему человечеству, узко эгоистическое отношение к другим людям фактически лишь как к средству удовлетворения своих целей и интересов. В конечном счёте именно к этому и сводится подлинная сущность космополитизма как противоположности патриотизма. Космополитизм выступает не чем иным, как прикрытой лицемерной формой выражения симпатии и готовности служения не стране проживания, а какой-либо другой стране и другому народу.

(Космополити́зм (от др.-греч. κοσμοπολίτης (kosmopolites) — космополит, человек мира) — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли. 

         Слова "патриот", "патриотизм" заимствованы из французского языка в эпоху Петра I (от слова "патрио"- Отечество). Патриот--человек, тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины. Патриотизм-- любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу).

-- Как вы думаете, все ли люди патриоты? Почему Карамзин написал, что патриотизм требует рассуждения? Как вы думаете? (Ответы обучающихся)

- Кого сегодня (в современном обществе) можно назвать патриотом?

- Каков путь к реальному обретению Родины?

- Можно ли сейчас встретить таких людей, которые готовы пожертвовать своей жизнью ради спасения других? Приведите примеры.

 

         Размышления о патриотизме, о чувстве Родины свойственно нашей

культуре и литературе. Предлагаю посмотреть видеоролик.

 

Видеоролик №2. "Быть патриотом... Чтобы это значит?" (https://videomin.org/5/родина-это-мы-социальный-видеоролик-про-патриотизм-к-россии)

 

Демонстрация видео (дикторский текст)

         Любая страна – это люди, ее населяющие, и от их отношения, любви и труда зависит ее процветание. Чувство патриотизма, ответственности за судьбу Родины всегда было присуще русскому человеку. Устное творчество содержит богатейший материал для воспитания дружбы, взаимопонимания,

трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки,

песни, былины. Чувством патриотизма проникнуто “Слово о полку Игореве”,

древнерусский памятник словесного искусства, пушкинская поэма “Полтава”

и роман «Капитанская дочка», лермонтовское стихотворение «Бородино»,

гоголевская повесть «Тарас Бульба». Все убеждают нас в глубокой любви к

родной земле и переживаниях за ее судьбу.

         Вспомним знаменитые слова Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный

сын».

-- Почему же так важно быть не просто поэтом? Почему во все времена

осуждалась чрезмерная оторванность поэта от жизни? Что нужно человеку, чтобы стать личностью, гражданином?

         Очевидно, что истинный поэт должен быть связан со своим народом, со своей эпохой.

         В годы Великой Отечественной войны перо писателя и поэта было острым оружием в борьбе с врагом. На фронт ушло более тысячи советских

писателей. 275 писателей отдали свою жизнь за свободу и независимость

Родины. 10 из них стали Героями Советского Союза. Но главная их заслуга - выдающийся литературный подвиг. С первого часа войны они дали советскому народу – и воинам фронта, и труженикам тыла - то, в чем возникла острая нужда, – боевое художественное слово.

На фронте и в тылу звучали стихи и песни М. Исаковского, В. Лебедева-

Кумача, А. Суркова, А. Твардовского.

         Стихотворение К. Симонова «Жди меня» стало одним из самых любимых стихотворений фронтовой лирики. В этом стихотворении боец обращается к своей девушке со словами любви и уверенности в ее любви и верности, в том, что ее ожидание спасет его среди огня войны:

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Многие люди, вдохновленные такими произведениями, становились

настоящими патриотами своей страны.

 

Беседа:

--Как вы считаете, действительно ли чувство патриотизма может возникнуть после прочтения стихов К. Симонова или произведений русской

литературы?

--Почему песни, стихи, проза, фильмы, особенно военных лет, так часто

становятся иллюстрациями истинного патриотизма наших соотечественников?

--В чем проявляется патриотизм героев упомянутых в фильме произведений?

--Только ли с оружием в руках можно стать патриотом?

--Какими действиями можно показать свою любовь к Родине?

 

Работа с интерактивным заданием № 1 «История моей страны»

Во времена особых испытаний люди особенно ярко проявляют патриотические чувства, свои лучшие качества.

Вспомним некоторые значимые исторические события. Предлагаю выполнить интерактивное задание «Лента времени».

Рассмотрите ленту времени и определите, что происходило в различные годы нашей истории. Вспомните о подвигах русского народа во имя своей Родины.

 

События

Даты

А.  Невская битва

1.  1240

Б. Ледовое побоище

2.  1242

В. Куликовская битва

3.  1380

Г. Освобождение Москвы от польских интервентов

4.  1612

Д. Русско-турецкая война

5..1787-1791

Е. Отечественная война

6.  1812

Ж. Первая мировая война

7.  1914-1918

З. Великая Отечественная война

8.  1941-1945

 

Задание. Работа с текстом по минигруппам.

Тексты заранее распечатываются и раздаются обучающимся по группам (см.

методические рекомендации).

 

Работа с интерактивным заданием № 1. «История моей страны»

Задача: задание направлено на формирование представления обучающихся об основных военных событиях в русской истории.

Аналитическая работа с текстами. Работа в группах.

Задача: дать возможность обучающимся поработать с различными источниками, проанализировать их, обсудить поставленные вопросы, сделать выводы.

 

Минигруппа 1.

Задание: Прочитайте отрывок из статьи Н.М. Карамзина. Приведите примеры ситуаций, которые иллюстрируют идеи автора о патриотизме и патриотах.

         С кем мы росли и живем, к тем привыкаем. Душа их сообразуется с нашею; делается некоторым ее зеркалом; служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца. Сия любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем, есть вторая, или моральная, любовь к отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее: ибо время утверждает привычку. Надобно видеть двух единоземцев, которые в чужой земле находят друг друга: с каким удовольствием они обнимаются и спешат изливать душу в искренних разговорах! Они видятся в первый раз, но уже знакомы и дружны, утверждая личную связь свою какими-нибудь общими связями отечества! Им кажется, что они, говоря даже иностранным языком, лучше разумеют друг друга, нежели прочих: ибо в характере единоземцев есть всегда некоторое сходство, и жители одного государства образуют всегда, так сказать, электрическую цепь, передающую им одно впечатление посредством самых отдаленных колец или звеньев.

 

 

Минигруппа 2.

Задание: Прочитайте фрагмент из интервью Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (1970 г.) и ответьте на вопрос: чем, на взгляд Жукова, наша страна вправе гордиться? Используя исторические знания, конкретизируйте эти проявления величия Родины.

         Вопрос (В. Песков): Георгий Константинович, вопрос невоенного характера. Какие из человеческих чувств, по-вашему, сильнее всего пробудила в людях война?

         Жуков: ни одно из человеческих чувств на войне не затухало. Особо я сказал бы об очень обострившемся во время войны чувстве любви к Отечеству. Это чувство, естественное для каждого человека, глубокими корнями уходит в историю наших народов. И вполне понятно, в суровый час мы вспомнили всё, чем Родина наша законно может гордиться. Вспомнили имена великих людей России, великие деяния и ратные подвиги прошлого.

 

Минигруппа 3.

Задание: Прочитайте фрагмент рассказа А. Толстого «Русский характер» и ответьте на вопрос:  можно ли считать героя рассказа патриотом? Обоснуйте свой вывод.

         Русский характер! — для небольшого рассказа название слишком многозначительное. Что поделаешь, — мне именно и хочется поговорить с вами о русском характере. Русский характер! Поди-ка опиши его... Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, — который предпочесть. Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни. Как он бил немцев — я рассказывать не стану, хотя он и носит золотую звездочку и половина груди в орденах. Человек он простой, тихий, обыкновенный, — колхозник из приволжского села Саратовской области. Но среди других заметен сильным и соразмерным сложением и красотой. Бывало, заглядишься, когда он вылезает из башни танка, — бог войны! Спрыгивает с брони на землю, стаскивает шлем с влажных кудрей, вытирает ветошью чумазое лицо и непременно улыбнется от душевной приязни. На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остается в человеке — ядро. Разумеется — у одного оно покрепче, у другого послабже, но и те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем.

 

Презентация результатов групповой работы

---Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими размышлениями.

Зачитайте или перескажите свидетельство очевидцев и прокомментируйте их.

(Представители групп делятся своими наблюдениями и комментариями)

 

Презентация результатов групповой работы.

Задача: каждая минигруппа знакомит группу со своими наблюдениями и выводами. В итоге формулируется общий вывод.

 

         Патриотизм и специальная военная операция Российской армии.

Проявления подлинного патриотизма мы видим и сегодня, прежде всего

при проведении специальной военной операции на Украине. О ее начале 24 февраля этого года объявил Президент России В.В. Путин. В своем выступлении Президент отметил: «Обстоятельства требуют от нас решительных и незамедлительных действий. Народные республики Донбасса обратились к России с просьбой о помощи». Среди целей специальной военной операции – защитить население Донбасса, подвергавшееся издевательствам и притеснению со стороны киевского режима, разоружить Украину, не дать разместить на ее территории военные базы НАТО.

         Российские вооруженные силы совместно с силами ДНР и ЛНР ведут

активные действия для достижения этих целей. Огромная военная и иная

помощь коллективного Запада украинским властям затягивает боевые действия, увеличивает число жертв операции.

За прошедшие месяцы мы узнали имена наших героев, патриотов России.

Вот еще несколько фактов.

         Капитан Александр Романов во время боя обнаружил группу украинских националистов и принял решение вытеснить их на минное поле. В результате операции националисты сдались в плен, капитан Романов лично обезвредил 26 мин. Благодаря успешно проведенной операции российские войска без потерь заняли плацдарм.

         Вместе со своим подразделением старший сержант Марат Халиков в ходе боя попал в засаду. Несмотря на полученное ранение, он вынес тяжелораненого товарища, захватил врага в плен и добрался до пункта назначения. Благодаря его действиям тяжелораненый солдат выжил.

         Лейтенант Мария Мирошниченко, ординатор хирургического отделения, награждена медалью «За отвагу». Она вынесла раненных российских солдат после обстрела санитарной машины. При этом сама получила осколочные ранения.

Педагог сообщает обучающимся факты о подвигах в ходе специальной военной операции.

 

Часть 3 Заключение. Рефлексия

         Задачей заключительной части занятия является подведение итога, уточнение, чем же гордятся настоящие патриоты своей страны. Это ее люди, это история страны, ее традиции, ее культура. Патриотизм проявляется в действии, а не в словах. Это должно стать главным выводом занятия.

 

Работа с интерактивным заданием №2. «Установление соответствия» (На экране показаны десятилетия – 1930-1940, 1940-1950, 1950-1980, 1980-2000-е г.г., 2000-2020, а также в хаотическом порядке даны картинки, иллюстрирующие наиболее важные события этих десятилетий. Необходимо установить соответствие между датами и иллюстрациями).

---Прежде чем завершить наш разговор, хочу обратиться к нашей истории. Давайте вспомним основные события ХХ и XXI века.

 

         В интерактивном задании нужно найти иллюстрации, описывающие

события десятилетий.

При подведении итогов задания: свободная беседа о единстве страны, о

том, что необходимо сохранять свою культуру, защищать свой народ.

 

-- В чем вы видите преемственность понимания патриотизма у людей разных поколений? Что, на ваш взгляд, в наибольшей степени способствует формированию патриотических настроений и чувств?

(Педагог комментирует ответы, говорит напутственные слова)

--Стать патриотом нельзя, если только декларировать лозунги. По-настоящему патриотически настроенные люди готовы защищать свою Родину с оружием в руках, но это не единственный путь проявления патриотизма.

         Патриотизм проявляется в малых делах – знании истории своей страны,

уважении ее культуры и традиций, поэтому патриотом является тот из нас,

который готов действовать на благо свой страны, своей отчизны.

-- Замечательный русский философ Василий Розанов сказал: «Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для неё делать». Настоящая любовь не только

и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами, помните, что мы сами создаём свою Родину! Так что – всё в ваших руках!

         В качестве творческого задания напишите небольшое размышление

«После разговора о важном», в котором можно поделиться своими мыслями

после занятия.


 

Скачано с www.znanio.ru

Классный руководитель: Ефременко

Классный руководитель: Ефременко

Сценарий занятия: 1. Вступительное слово преподавателя --

Сценарий занятия: 1. Вступительное слово преподавателя --

Этнографический словарь

Этнографический словарь

Демонстрация видео (дикторский текст)

Демонстрация видео (дикторский текст)

Многие люди, вдохновленные такими произведениями, становились настоящими патриотами своей страны

Многие люди, вдохновленные такими произведениями, становились настоящими патриотами своей страны

Минигруппа 1. Задание: Прочитайте отрывок из статьи

Минигруппа 1. Задание: Прочитайте отрывок из статьи

Русский характер! Поди-ка опиши его

Русский характер! Поди-ка опиши его

В результате операции националисты сдались в плен, капитан

В результате операции националисты сдались в плен, капитан

Замечательный русский философ Василий

Замечательный русский философ Василий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.09.2022