Сценарий был написан для муниципального конкурса лингвистических спектаклей (6-7 класс). Спектакль получился яркий, интересный, познавательный. На конкурсе мы заняли 1-е место. С энтузиазмом выступили на конференции для учителей района и представителе ИРО. Выступили перед учащимися начальной школы и на Ассоциации учителей начальных классов. Шестиклассники успешно применяют знания, полученные в ходе создания спектакля, его репетиции на уроках русского языка по теме "Личные местоимения"Материал в помощь учителю русского языка, использующему на уроках и во внеурочной деятельности игровые технологии.
            
        
        
        
                    
                
                    Сценарий сказки  «Личные местоимения»
(для муниципального конкурса лингвистических спектаклей)
СКАЗОЧНИК (идет к сцене из зала): В далекиедалекие времена в одном 
царствегосударстве жили добрые и веселые люди. Они трудились, не 
покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком…
(ЛЮДИ НА СЦЕНЕ ДЕЙСТВУЮТ: работают, танцуют…)
…а неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила 
злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и дружба людей. 
Она долго ломала голову над тем, как навредить своим жизнерадостным 
соседям. И, наконец, придумала … страшную месть.
(ТРЕВОЖНАЯ МУЗЫКА.   КОЛДУНЬЯ «ЛОМАЕТ ГОЛОВУ»)
КОЛДУНЬЯ (схватила свой посох,  ударила им три раза о землю,  
прокричала):  Пусть эти счастливчики забудут! свои  имена, имена своих 
родителей и детей! Пусть забудут названия всех предметов, которые их 
окружают!  (ГРОМКАЯ, ТРЕВОЖНАЯ   МУЗЫКА)
КОЛДУНЬЯ (потирает руки): Вот теперьто они обязательно рассорятся! Вот
теперьто счастье покинет их!
(ЛЮДИ НА СЦЕНЕ НЕ ПОНИМАЮТ ДРУГ ДРУГА, ССОРЯТСЯ, ДОМ 
РАЗРУШИЛИ…… ХВАТАЮТСЯ ЗА ГОЛОВЫ…. ОБХВАТИЛИ   ГОЛОВЫ
РУКАМИ – ДУМАЮТ, ЧТО ИМ ДЕЛАТЬ…   ДОГАДАЛИСЬ!)
ЛЮДИ  (указательный палец вверх!):  О! нам нужен добрый волшебник!
ИДЕТ ДОБРЫЙ ВОЛШЕБНИК.  ЛЮДИ ВСЕ БРОСИЛИСЬ К НЕМУ.  В 
ПАНТОНИМЕ РАССКАЗЫВАЮТ О СВОЕМ ГОРЕ, О ПРОШЛОЙ 
ВЕСЕЛОЙ ЖИЗНИ.
ЛЮДИ: мы играли, веселились (показывают) вот так!
ЛЮДИ: Мы строили дом (показывают) вот так!
ЛЮДИ: У нас были имена! А теперь их нет! Злая колдунья забрала их у нас! 
Нам плохо без наших имен!
ВОЛШЕБНИК: Хорошо! Я верну вам ваши имена! Но это будет не сразу! А 
пока я дам вам слова вместо ваших имен, отобранных у вас злой колдуньей.  
Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используйте их, 
и вы будете понимать друг друга.
ОДИН: Какие?   
ДРУГОЙ: Какие?ТРЕТИЙ: Какие?   
ВСЕ:  Какие это слова?
ВОЛШЕБНИК (достает таблички с местоимениями): 
Я
Так  будет  говорить о себе каждый из вас.     (ВСЕ РАДОСТНО 
ПОКАЗЫВАЮТ НА СЕБЯ  ): Я!  Я! Я!
МЫ
 А так, если вас будет много.  (ВСЕ РАДУЮТСЯ! ВЗЯЛИСЬ ЗА РУКИ): мы!
ВОЛШЕБНИК (показывает 
ТЫ
 ЛЮДИ В ПАНТОНИМЕ  ПОКАЗЫВАЮТ И ПОВТОРЯЮТ РАДОСТНО: 
Ты!  Ты!  
ПОКАЗЫВАЕТ 
ВЫ
 ВСЕ В ПАНТОМИМЕ:  Вы! Вы!
ПОКАЗЫВАЕТ 
ОН, ОНА, ОНИ 
ХОРОМ:  Я и Мы,  ТЫ и ВЫ
ОН. ОНА, ОНО, ОНИ –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это без сомнения,
Всё – местоимения!
 ВОЛШЕБНИК:  Пойте!  Танцуйте!   Радуйтесь!  А я пойду к злой колдунье за
вашими именами.   (ИДЕТ ПО УКАЗАТЕЛЯМ… ИЩЕТ СЛЕДЫ…
НАШЕЛ.   В ПАНТОНИМЕ  ЖЕСТАМИ   РАССКАЗЫВАЕТ О СВОЕЙ 
ПРОСЬБЕ…   КОЛДУНЬЯ НЕ СРАЗУ СОГЛАШАЕТСЯ.   ПОТОМ 
МАХНУЛА РУКОЙ…)
ВОЛШЕБНИК: Я пришел к тебе от людей. У них были имена. Ты отобрала 
их! Отдай! (просит несколько раз; колдунья не соглашается; 
волшебник сердится и угрожает ей)
КОЛДУНЬЯ: Ну, хорошо! Исполню твою просьбу.  Да не сразу!  отгадайка 
сначала мои  лингвистические  загадки!  (В СТОРОНУ) : Во веки не 
отгадаешь…
ВОЛШЕБНИК ( К ЗАЛУ): я не смогу, так ребята помогут!  Поможете ведь? 
КОЛДУНЬЯ:  И ребятам твоим не додуматься!    Вот слушайте (КОЛДУЕТ В
СВОЕМ ЧАНЕ : « местоимениеместоимениеместоимение…»):Когда мои (показывает свои руки), твои (обращается к волшебнику) и ваши 
(обращается к ребятам в зале) руки называются тремя личными 
местоимениями?
Посмотрика, умные какие!!
А вот эту загадку слушай  (снова колдует: «местоименияместоимения
…): Какое местоимение требует! Чистоты?  
Опяять отгадали…
А вот третью – никогда не отгадаете!  (колдует в чане…): Вот шел ты ко мне 
по тропинкам  да  по дорогам. А какие два личные  местоимения мешали тебе 
идти по лесной дорожке?  (ПРИБЕЖАЛИ ВСЕ ЛЮДИ, ОТГАДАЛИ 
ЗАГАДКУ ВМЕСТЕ, ХОРОМ):   ямы.
КОЛДУНЬЯ (ВОРЧИТ): Отгадали… отгадали!  Забирайте свои имена! А 
местоимения верните – они будут мои, личные.
ВСЕ: Нет!  Нет! Они нам нужны! Мы к ним привыкли!  Не отдадим! Будем 
употреблять их с глаголами!
В ТАНЦЕ ПРОГОНЯЮТ КОЛДУНЬЮ:
Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) 
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на 
друзей) 
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) 
Раз, два, три (машут руками, прощаются со зрителями).
(ПОД  СЛОВА СЧИТАЛКИ  УХОДЯТ   СО  СЦЕНЫ, ПРОГОНЯЮТ ЗЛУЮ 
КОЛДУНЬЮ. ЗАМИРАЮТ В «НЕМОЙ СЦЕНЕ»)
СКАЗОЧНИК: Вот так, ребята, и появились в русском языке личные 
местоимения.