Сценарий литературно-музыкальной композиции "Дети Блокадного Ленинграда"
Оценка 4.8
Мероприятия
docx
классное руководство
5 кл—7 кл
17.12.2017
Литературно-музыкальная композиция «Дети блокадного Ленинграда» направлена содействие воспитанию патриотизма и сопричастности к истории города-героя Ленинграда посредством «погружения» участников мероприятия в события блокадного периода жизни ленинградцев. Полному восприятию духа того исторического времени способствуют музыкальное сопровождение, видеоряд в форме презентации и сценическая постановка "Таня Савичева"
Сценарий литературномузыкальной композиции Дети Блокадного Ленинграда - публ.docx
Сценарий литературномузыкальной композиции,
посвященной 73ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда
«Дети блокадного Ленинграда»
для учащихся 5 – 7 классов
Сопровождение (музыка,
видеоряд)
Музыка Г.Ф.Гендель
«Сарабанда» (звучит
приглушенно)
Сценарный ход
Действующее
Текст выступления
лицо
Видео (Ю. Воронов «О блокаде Ленинграда»)
Ведущие
Краснов Михаил: Сегодня мы собрались отметить
невероятно важное и значимое событие не только для
одного города, но и для всей страны – 73 годовщину
со дня полного снятия блокады с Ленинграда. И наша
встреча посвящена всем ленинградцам, пережившим
эти страшные дни, отстоявшим свой родной и
любимый город, и тем, кто не дожил до этого
долгожданного светлого дня.
Фомина Александра: Даже сейчас, когда давно
смолкли залпы войны, продолжается борьба – в наших
сердцах и душах. Борьба между памятью и забвением,
когда мы становимся свидетелями, как пытаются
переписать нашу историю заново, пытаются умалить
значение нашей страны в общей победе, и как
стараются уничтожить память о войне, выраженную в
памятниках и обелисках.
Когда я приезжаю в Ленинград,
Перед закатом солнца чайки стонут.
Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят,
Плывут в Неве и никогда не тонут.
Из неба, из воды они глядят,
Чтецы
Суханов
Егор
Купцов
1 Роман
Напоминая мне и Ленинграду,
Что эти звёзды слава всех солдат,
Прорвавших ненавистную блокаду.
Ведущие Чернавский Петр: Лето, 22 июня, пора летних
каникул. Ктото из ребят уже в лагере, ктото в гостях
у бабушек и дедушек в деревне. Воскресенье полные
Презентация, слайды 56
(Ленинград до войны – в
годы войны)
электрички везут в ленинградцев в пригороды
отдыхать. Но многим уже не суждено покататься на
лодочках в Павловске, покормить лебедей в Царском
Селе, и мало кто из ребят сможет когданибудь
побегать по камушкам фонтановшутих в Петергофе.
Снежко Мария: Мирную, полную надежд и
радости жизнь обрывают слова Юрия Левитана
«Сегодня в 4 часа утра без объявления войны
германские войска напали на нашу страну…»
Дети начинают возвращаться домой. И поначалу в
городе не чувствуется стремительно приближающейся
войны. Работают театры и музеи. Город пестрит
афишами.
Ведущие: Фомина Александра: Но в городе в срочном
порядке идет эвакуация стратегически важных
Презентация, слайд 7
объектов. Эвакуируются и школы, многие из них
вглубь страны. Роль школы в эти дни очень важна.
Старшеклассники и учителя разносят родителям
повестки о собраниях, на которых оглашаются списки
необходимых вещей, которые детям необходимо брать
с собой в эвакуацию.
Краснов Михаил
: Как же надо было доверять
школе и верить учителям, чтобы в это неспокойное
время отпустить своих детей. Многие дети были
увезены в районы, до которых война не дошла, и у них
1 сентября начались школьные занятия.
2 Чернавский Петр: Некоторые поезда не могут
вырваться из города, кочуя со станции на станцию.
Самый западный город Советского Союза (так раньше
называлась наша страна) Ленинград был окружен с
востока. 4 сентября окраины города уже начинают
бомбить. Кольцо врага сжимается, и 8 сентября 1941
года в Ленинграде началась блокада.
Снежко Мария: Ужасную участь готовил Гитлер
Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы
немецкого военноморского штаба «О будущности
Ленинграда» от 22 сентября 1941 года:
«Фюрер решил стереть с лица земли город
Ленинград….. После поражения Советской России нет
никакого интереса для дальнейшего существования
этого
большого
населенного
пункта.
Краснов Михаил: Предложено блокировать город и
путем обстрела из артиллерии всех калибров и
беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с
землей. С нашей стороны нет заинтересованности в
сохранении хотя бы части населения этого большого
города».
Стремясь сравнять город с землей, фашисты
обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых
снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч
зажигательных бомб.
Фомина Александра: В городе постепенно
иссякали запасы топлива, воды, за которой ходили на
набережную Невы, делая прорубь и набирая воду
подчас под обстрелами.
Смерть входила во все дома.
Запасы продовольствия таяли с каждым днём.
С осени 1941 года начался голод. Была введена
карточная
горожан
продовольствием. Норма выдачи хлеба рабочим
составляла 250 граммов, а служащие и дети получали
по 125 граммов.
снабжения
система
3
Д.Д. Шостакович –
Симфония
«Ленинградская» (слайд
9)
Презентация, слайд 1011 Так маленьким ленинградцам пришлось вынести все
тяготы и лишения вместе со своим городом.
Ведущий Чернавский Петр:
Старшеклассники пошли
записываться в ополчение, ребята чуть помладше
пошли на заводы, и, не обязательно, что всем им
Презентация, слайд 12
придется изготовлять снаряды.
Ктото будет делать ящики для патронов. А ктото
костыли для госпиталей – они сами будут строгать
планки.
Снежко Мария: Занятия в тот далекий первый
блокадный год начнутся, конечно же, не сразу, во всех
школах поразному. Дети еще долгое время будут
привыкать к гулу самолетов и свисту зажигательных
бомб.
Презентация, слайд 13
Видео (песня) «Им
было всего лишь
тринадцать, Но были
они ленинградцы»
Краснов Михаил
: В конце октября новое снижение
норм хлеба, дети получают только 200 грамм хлеба в
день.
В школе ученики уже не ведут никаких записей – это
тяжело, все уроки учатся в классе. У детей
единственная большая радость – это суп. Им
заканчивается учебный день.
Фомина Александра:
Писатель Александр Фадеев сказал: «Самый великий
Презентация, слайд 14
подвиг школьников Ленинграда в том, что они
учились». В осажденном городе работали 39 школ.
Чтецы
Четвериков
а Наташа
Вместо супа –
Бурда из столярного клея,
Вместо чая –
Заварка сосновой хвои.
4
Презентация,
слайд 15 Это б все ничего,
Только руки немеют, только ноги
Становятся вдруг не твои.
Только сердце
Михайлова
Катя
Внезапно сожмется, как ежик.
И глухие удары
Пойдут невпопад…
Сердце!
Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай!
Ведь на наших сердцах –
Ленинград!
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь, город клянется, что враг не пройдет!
…Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось еще восемьсот.
(Ю. Воронов)
Ведущие
Чернавский Петр: В Ленинграде узнали, что такое
дистрофия, начинающаяся с резкого похудания и
заканчивающаяся изменениями в структуре организма.
А к ней ещё прибавилась цинга. Кровоточили десны,
качались зубы. Ученики умирали не только дома, на
улице по дороге в школу, но и случалось, даже в
классе.
Человек был обречен. Так не стало и маленькой
девочки Тани Савичевой.
Сценка «Таня Савичева»
Таня Савичева Вера Конопко
Шмырина Мария:
На берегу Невы,
В музейном зданье,
5
Презентация, слайд 16
Слайд 17 Хранится
очень скромный
дневничок
Его писала
Савичева Таня.
На сцене закутанная в платок девочка, она сидит
за столом и при свете огарка свечи пишет. ( Вера
Конопко)
Презентация, слайд 18
Таня Савичева: Я ленинградская школьница Таня
Савичева. Таких как я, было очень много. Во время
блокады я вела дневник. Вот записи из него: "Женя
умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 год. Женя это
моя сестра.
Сценка.
Таня Савичева:
Тетрадка, тетрадка
В линеечку косую.
Одни примеры пишут,
А я войну рисую.
И смерть идет с косою
В линеечку косую.
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».
Таня Савичева:
Коптилка – мой фонарик.
Лица не различишь.
Да здравствует сухарик!
Но он мне сниться лишь.
Ни маковой росинки.
Зато дают бурду.
И плавают крупинки
В тарелке, как в пруду.
Таня Савичева:
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».
Очень трудно писать слово «умер». У Леки был свой
угол, отгороженный шкафом. Он там чертил.
Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и
6 близорукий, ходил в очках. И все скрипел своим
перышком, рейсфедер оно называется… Лека умер…
Умер Лека…»
Голос за кадром (Климович Алиса): Она уронила
голову и долго не могла ее поднять. И все, что
происходило дальше, было как во сне. Она была и как
бы не была в этом страшном блокадном мире.
Таня Савичева ( Вера Конопко):
Расскажи нам, старая чернильница,
Как в тебе чернила застывали.
Расскажи, как можешь, печка бывшая,
Как мы в дни блокады горевали.
Но молчит чернильница.
Печь к теплу дорогу не покажет,
Про огонь забывшая.
Только хлеб живой. Он все расскажет.
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам…
Голос за кадром ( Климович Алиса):
Хлеб не ушел, не покинул дом, только превратился в
тоненький ломтик, прозрачный, как кленовый листок.
Ломтик лежал на Таниной ладони. Не просто хлеб –
блокадный паек.
Таня Савичева:
Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше
тоже не знала… Надо положить пайку на ладонь и
отломить крохотный кусочек. И долгодолго жевать
его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И
снова жевать. Надо как можно дольше есть этот
крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден,
подушечками пальцев соберите на середину ладони
крошки и прильните к ним губами, словно хотите
поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала…
ни одна крошечка.
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942
года… Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года…»
7 Звучит фонограмма «Взрывы»
Голос за кадром (Климович Алиса )
За окном завыли сирены. Раздался оглушительный
треск. Стены вздрогнули. Дом тряхнуло. Люстра
закачалась как при землетрясении. По потолку, как
молния, пробежала кривая трещина. Упала
штукатурка.
Таня держалась спокойно: человек ко всему
привыкает. Даже к бомбежке.
Таня Савичева:
Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от
голода еще больнее.
Голос за кадром ( Климович Алиса) : Таня, уезжай на
Большую землю, там есть хлеб, там жизнь.
Таня Савичева:
Я не могу уехать без мамы.
«Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года…
Савичевы умерли… Умерли все… Осталась одна …
Таня…»
Голос за кадром (Климович Алиса):
Ее голос оборвался. Но под сводами ледяной
комнаты, как эхо, зазвучали другие голоса, такие же
приглушенные, охрипшие:
Осталась одна Валя… Остался один Вадим… Осталась
одна Катя… Женя… Кира…
Все уходят
Ведущий Снежко Мария: Всю семью унесла блокада. Не
выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из
Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье
девочки, что она умерла.
Михаил:
Краснов
ленинградцам, сердцем заслонившим Ленинград, уже
Многим маленьким
не суждено будет стать взрослыми.
8 Чтец
Кондратье
Какая длинная зима,
Как время медленно крадется
в Иван
В ночи, ни люди, ни дома,
Не знают,
Кто из них проснется.
И по утру,
Когда ветра
Метелью застилают небо,
Опять короче, чем вчера,
Людская очередь за хлебом.
Ведущий
Фомина Александра: И в это время ленинградские
дети, которые потушили за годы блокады не одну
тысячу зажигалок, сброшенных с немецких самолетов,
потушили не один пожар в городе, дежурили
морозными ночами на вышках, носили своим
обессиленным родным воду из проруби на Неве,
ловили шпионов, совершили свой большой подвиг –
они учились.
Ведущий Чернавский Петр: Они стоили одни других –
учителя и ученики. И те и другие, сквозь стужу и
снежные заносы, шли иногда километров по пятьшесть
в оледеневшие классы,
и одни учили, а другие учились. Они впервые узнали
друг друга, когда и те, и другие умирали друг у друга на
глазах, на заснеженных улицах города, за партой или у
доски.
Ведущие Снежко Мария: Дети и во время блокады
оставались детьми, и как все дети им хотелось играть.
Но игры их были особенными. Мог ли они играть в
подвижные игры – бегать, прятаться, играть в мяч,
прыгать на скакалочке? Нет, конечно же, нет. Они
9
Презентация, слайд
1920
Презентация, слайд 22
Презентация, слайд 23 были сильно истощены. Но они играли в игры «Чай»,
«Завтрак», «Обед», «Ужин». Они из бумаги, старых
кусков обоев, газет вырезали имитацию продуктов.
Чтец
Смельницкий
Артем
Но город жив, он выйдет из бомбежек.
Из города, из горя, из зимы.
И выстоит!...иначе быть не может.
Ведь это говорю не я, а мы!
Ведущий Краснов Михаил: И город, действительно выжил.
Презентация, слайд 25
26 января 1944 года Москва салютовала Ленинграду.
А 27 ноября 1944 года дожившие до этого дня
ленинградцы услышали январский гром с Марсова
поля в небо поднимались тысячи ракет, небо было
Чтец
Стеблин
Николай
озарено победным фейерверком.
Мы чашу горя выпили до дна
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город!
Два бойца (видеофрагмент)
Презентация, слайд 26
Фомина Александра:
Один тиран, не будем имя
Его мы к ночи называть,
Чернавский Пётр:
Пришел к нам с ордами своими
Наш Ленинград завоевать.
Снежко Мария:
Вообразил в бреду кошмарном
Он с помраченной головой,
Краснов Михаил:
Что превратит наш город славный
В пустынный хаос над Невой.
Четверикова Наталья:
И весть дошла до края света.
Навстречу силе огневой
Суханов Егор:
Встал Ленинград , в грозу одетый,
И принял вызов боевой.
Чтецы
10 Михайлова Екатерина:
И где искать теперь тирана?
Где прах развеялся немой?
Кондратьев Иван:
А он, как прежде, утром рано
Встает и блещет город мой.
Шмырина Мария:
Шагает в золотом узоре,
Узоре солнечных оград.
Смельницкий Артём:
О, Ленинград, какие зори!
Какое счастье, Ленинград!
Конопко Вера:
Чего бы нам пророки ни вещали,
Ни перед кем мы не были в долгу.
Стеблин Николай:
Исполнили, как деды завещали,
Мы Ленинград не отдали врагу!
Видеоряд с достопримечательностями Санкт
Петербурга под песню А. Пугачевой «Ленинград»
(«Я вернулась в мой город»)
Презентация, слайд 28
11
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Дети Блокадного Ленинграда"
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Дети Блокадного Ленинграда"
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Дети Блокадного Ленинграда"
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Дети Блокадного Ленинграда"
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Дети Блокадного Ленинграда"
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Дети Блокадного Ленинграда"
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Дети Блокадного Ленинграда"
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Дети Блокадного Ленинграда"
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Дети Блокадного Ленинграда"
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Дети Блокадного Ленинграда"
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Дети Блокадного Ленинграда"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.